Езиды немного-численны: большая часть из них живет в северном Ираке. Остальные живут в Турции, Армении, Йемене и Иране. Из-а плохого отношения в Турции около тридцати тысяч езидов эмигрировали в Германию. Несмотря на все беды прошлого, езиды успешно выжили. Среди родных гор, в борьбе за право на мирную жизнь и человеческое достоинство, они сохранили и религию, и общественный уклад.
Ближний Восток изобилует религиями и религиозными сектами. Свое место среди них занимает религия езидов, во многом похожая на Ислам, христианство и другие веры, во многом самобытная. Устойчивость общества езидов и своеобразие их религии давно привлекает внимание западных исследователей. Исследования последнего времени подчеркивают, что езиды, - часть народа курдов, объединенная своей религией, - тысячелетиями жили среди дикой природы, и религия их развилась во многом из природных источников.
Прежде чем говорить о сохранении народа езидов и об особенностях их религии и философии, следует ввести некоторые понятия и напомнить важные обстоятельства.
Езиды принадлежат курдскому этносу; они считаются курдами, сохранившими первоначальную, древнюю религию. Езиды говорят на северном диалекте курдского языка (курманджи). Если не считать некоторых арабских стихов, то молитвы, гимны (каул), священные песнопения, - все, что произносится и исполняется в дни религиозных праздников, - передается из поколения в поколение на курманджи. Священные тексты езидов также записаны на курдском языке.
Важно, что традиция езидов, религиозная и светская, носит устный характер; изучая общество езидов, нельзя об этом забывать. Philip G. Kreyenbroek говорит, что понять культуру езидов можно, только помня, что основана она на устном предании, сохранявшемся на протяжении долгого времени (19). Ключевые моменты религии езидов скрыты в молитвах и текстах, основанных также на устной традиции. Религия не основана на букве священного писания; можно сказать, она не понимается «буквально».
Поскольку устная передача религиозных текстов и религиозной традиции представляется езидам необходимой и важной, способы подготовки священников, обычные для религий, основанных на священном писании, не сформировались .Учебных заведений, где очередному поколению преподавали бы основы вероучения, не существует. Также езиды не признавали духовного образования, которое можно было бы получить в учебных заведениях других народов: это считалось отступничеством, равносильным уходу в чужое общество и принятию чужой веры.
Хотя езиды имеют две священные книги, дополненные некоторыми другими текстами, их никогда не изучали так, как принято изучать Коран или Библию. Об этих двух важных книгах, где можно найти истоки религии езидов, мы будем говорить ниже. В свете их содержания легче понять особенности религии и общества.
Книги, признаваемые езидами священными, называются Джилве и Мишеф Реш. Авторы их неизвестны; до сих пор спорят, являются ли эти книги священным писанием в обычном смысле этого слова, или представляют собой запись устного предания. Наверняка можно сказать только, что они существуют в письменной форме и могут цитироваться наравне с другими текстами. Книга Джилве написана от лица Мелек Тавуза; в книге Мишеф Реш говорит мужчина, возможно - пророк. В книге Джилве, состоящей из пяти частей, Мелек Тавуз предостерегает свой избранный народ. Чтобы уберечь свой народ от греха и ошибок, Он посылает к нему своих помощников. Другая книга, Мишеф Реш, говорит о происхождении мира и человечества, древней истории езидов и содержит список запретов .
Изучив основы, на которых держится общество езидов и их вера, можно понять, каким образом они, как народ, сохранились до сегодняшнего дня, несмотря на малочисленность и религиозные противоречия с другими народами Ближнего Востока.
Селиться в горах - на протяжении веков, самый надежный способ избежать военного преследования. И природа давала им такую возможность. Езиды предпочитали жить в горах, и строили там свои храмы и святилища. Помогала выжить и традиционная мудрость, вместе с уникальным менталитетом. Езидам удавалось и отстоять свое вероучение под давлением религии соседей, и смягчить конфликты насколько возможно, не вызывая ненависти.
Езиды неизменно выказывали миролюбие в отношении окружающих народов, равно как и уважение к их верованиям. Езиды также включили в свою традицию некоторые обряды и праздники: Хдир-Ильяс, отмечаемый многими народами Ближнего Востока, и день святого Саркиса, празднуемый армянами
Также они поддерживали особые отношения с другими общинами, особенно - курдами-мусульманами. Когда приходило время делать мальчику обрезание, семья езидов приглашала курда-мусульманина, на коленях которого и производилась операция. При этом возникали важные узы, - Кирван, - связывавшие ребенка и чужака пожизненным обязательством оказывать помощь и поддержку. Среди курдов этот вид отношений считается важнее близкого родства.
Другая причина устойчивости общины езидов - отказ от слияния с другими общинами и отказ от принятия других религий. Запрещены браки с иноверцами, посещение храмов других религий, употребление , ложек или гребней, принадлежащих чужакам. Kreyenbroek утверждает, что в некоторых случаях такие предметы разрешается употреблять после ритуального очищения в воде источника Земзем в Лалише (священная территория езидов в иракском Курдистане) .
Езидам действительно удалось выжить, не раствориться в окружающих народах и не растерять свою веру, сменив ее на одну из преобладающих религий. Также езидам удалось избежать атак воинственных соседей и могущественных империй, нетерпимых к религиозным меньшинствам. Именно самобытность, сохраненная на протяжении столь долгого времени, дает сегодня возможность исследовать религию езидов.
Эта религия оригинальна в своей философии и по своему духовному содержанию. Слово yezidi (езид) заимствовано из шумерского языка и означает «идущие верным путем», «следующие путем Бога». Основатель религии остается неизвестным; большинство езидов считает, что начала их вероучения теряются в глубине веков, и что сохранность веры объясняется формальным принятием других религий, таких как Ислам и христианство, без отказа от древней религии (Guest
Говоря об истоках религии езидов, обычно спорят, происходит ли она от Ислама, или наследует зороастризму. С Исламом религию езидов роднят некоторые обряды; кроме того, выдающийся духовный лидер езидов, шейх Ади, был мусульманином. Его стихи религиозного содержания оказали огромное влияние на веру и общество езидов; поэтому некоторые считают религию езидов направлением Ислама.
Однако исследователь езидизма Шевги Иса указывая на множество принципиальных отличий между Исламом и религией езидов, опровергает эту теорию целиком и полностью.
Другой автор, пир Мамо Осман, опровергает и теорию, имеющую хождение среди курдских интеллектуалов, по которой религия езидов происходит от зороастризма. Доктор Мемо Осман предлагает третий вариант: он объясняет сходство между религией езидов и религией Митры тем, что обе они происходят из одного источника. По мнению теологов, обе религии имеют индо-арийское происхождение. Справедливо, что зороастризм оказал влияние на религию езидов, но существует и немало серьезных отличий, касающихся космогонии, ритуалов погребения, будущего души и самого главного: жизни после смерти и перерождения .
Понять самобытность и природные корни религии езидов поможет анализ основных мифов.
Глубже всего отражает философию веры миф о сотворении мира.
Езиды верят, что первым днем было воскресенье. В этот день Бог создал ангела, дал ей имя Мелек Тавуз, и он стал первый среди Хефтан (семи).
Мелек Тавуз - очень важная фигура в религии езидов. Муавие бин Исмаил эль-Езиди, духовный лидер езидов, в своей статье Yezidilik ve Yezidilerin Kokeni, опубликованной в книге Эрола Севера, говорит: Бог приказал Мелек Тавуз дать форму вселенной и сотворить человеческое существо. Чтобы он могл исполнить свой долг, Бог снабдил его прахом земным в изобилии. Сначала Мелек Тавуз сотворил из части праха мужчину и женщину, а из того, что осталось, сотворила мир.
Даже если Мелек Тавуз и сотворен ангелом, он отличается от ангелов Ислама. Мелек Тавуз не безгрешн; пир Мамо Осман говорит, что он для езидов подобен огню. Как огонь, Мелек Тавуз имеет два лица: он может светить, а может сжигать и уничтожать.
В своей книге «Ангел-павлин» Е. С. Дровер пишет: «кажется вероятным, что ангел-павлин отчасти символизирует человека: божественный принцип света лицом к лицу с воплощением тьмы, коим является материя и материальный мир .
Езиды верят в бессмертие души. Е. С. Дровер пишет, что, по словам езидов, упорствующие во зле попадают в ад навечно; благословенные же проводят некоторое время в раю, прежде чем воплощаются вновь. В конце концов, достигнув полного очищения, праведники воссоединяются с Богом.