Евгения Новикова,специальный корреспондент «Эксперт Online»
Новый кризис в Турции. После решения Конституционного суда страны о запрете деятельности единственной прокурдской парламентской Партии демократического общества в стране вспыхнули беспорядки. Аналитики не исключают, что это решение суда консолидирует турецких курдов вокруг партии власти. Волна акций протеста курдов прокатилась от Диярбакыра на юго-востоке до Стамбула на северо-западе страны, не оставив в стороне Анкару. Полиция применила для разгона демонстрантов слезоточивый газ и водометы. Десятки людей были задержаны. Количество раненых до сих пор неизвестно.
Лидер разогнанной Партии демократического общества (ПДО) Ахмет Тюрк сказал, что фракция в меджлисе, состоящая из 21 депутата, прекращает работу в парламенте: «Мы будем бойкотировать работу парламента. Обратного пути нет». Вся парламентская группа слагает с себя депутатские полномочия, но для отзыва всех депутатов из парламента необходимо соответствующее решение генеральной ассамблеи партии. Тюрк также сообщил, что решение Конституционного суда (КС) будет обжаловано в Европейском суде по правам человека.
КС рассматривал дело ПДО с 8 по 11 декабря. Поводом послужил иск генпрокуратуры о роспуске партии по обвинению в связях с Курдской рабочей партией (КРП), деятельность которой запрещена. Напомним, что именно КРП уже 25 лет добивается автономии в составе Турецкой республики для курдского населения Восточной Анатолии.
Лидер КРП Абдулла Оджалан с 1999 года отбывает пожизненное заключение в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море. Он был приговорен к смертной казни, но ЕС, куда Турция желает вступить, выразил категорический протест и поставил сохранение жизни Оджалану в качестве одного из условий приема Турции в эту организацию.
Партия демократического общества осталась единственной легальной прокурдской партией в Турции, которая выступает в защиту прав курдского населения, за курдскую автономию и сохранение национальной культуры. Сейчас употребление курдского языка на улицах страны требует особого мужества – до недавнего времени за разговор на родном языке и исполнение народных танцев подвергали политическим преследованиям. Не так давно именно лидер ПДО Ахмет Тюрк выступил в парламенте с речью на курдском языке, чем привел в восторг курдское население страны.
Национальное примирение
Недавно ситуация в республике стала меняться в лучшую сторону: стремясь к европеизации, нынешние власти – а правительство и парламент контролирует Партия справедливости и развития (ПСР), сторонница мягкой исламизации, – объявили о новой программе, которую назвали «инициативой по демократизации». Это своего рода шаги по национальному примирению, включающие, в частности, снятие ограничений на создание частных телеканалов на курдском языке и курдоязычных факультетов в университетах, а также разрешение на возвращение городам и селам их курдских названий. Более того, заключенным-курдам позволили говорить на родном языке с родственниками, посещающими их в тюрьмах. 13 ноября 2009 года программу обсуждали в парламенте. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Мы предпринимаем этот смелый шаг, направленный на разрешение хронических проблем, являющихся препятствием на пути развития Турции, ее продвижения по пути к прогрессу и укрепления своих позиций, и мы искренни в этом своем намерении». Лидер ПДО Тюрк назвал эти меры «недостаточными». А националисты Народно-республиканской партии Дениза Байкала, также парламентской партии, резко критиковали Эрдогана за эти начинания, прогнозируя раскол страны.
Суд
На заседании КС по поводу ПДО, предваряя вынесение вердикта, Эрдоган заявил, что эта партия поддерживает курдских повстанцев. Он недоволен тем, что ПДО не поддержала правительственную «инициативу по демократизации». Однако пообещал продолжить политику уступок курдскому населению, несмотря на критические замечания со стороны турецких националистов, что единство государства находится под угрозой.
В результате КС запретил ПДО за ее связь с КРП и деятельность, несущую угрозу территориальной целостности Турции. Об этом рассказал председатель суда Хашим Кылыч. Также КС наложил пятилетний запрет на политическую деятельность 37 учредителей партии, а у двух депутатов – Ахмета Тюрка и Айсель Тоглук – отобрали депутатские мандаты.
Отметим, роспуск политических партий в Турецкой республике – дело нередкое. Так, в 1998 году по обвинению в использовании религии в политических целях была запрещена Партия благоденствия, а в 2001 году – Партия благополучия, предшественница Партии справедливости и развития, ныне правящей. И даже ПСР, контролирующую парламент, пытались распустить по обвинению в попытках отхода от принципов лаицизма, заложенных Ататюрком. Но Эрдогану удалось убедить КС не делать этого.
Причины и следствия
Сами лидеры закрытой судом Партии демократического общества расценивают обвинение в связях с КРП как не юридическое, а политическое. Дело в том, что, по мнению прокуратуры, о связи партии с КРП свидетельствует членство в ней известной турецкой правозащитницы Лейлы Зана, которая борется за права курдов и создание Курдистана. В 1991 году она была избрана в парламент и выступила с трибуны на курдском языке, за что была обвинена в измене родине и отбывала десятилетний срок. В 2005 году Зана вступила в ПДО, но в 2007 году прокуратура запретила ей политическую деятельность, и она покинула ряды этой партии.
Комментируя запрет своей партии, Ахмет Тюрк заявил: «В решении Конституционного суда о запрещении деятельности партии взяты за основу и деяния Лейлы Заны. Это неправильно». Не одобряет проведения параллелей между ПДО и КРП и вице-премьер правительства Турции Бюлент Ардыч. По его словам, экстремизма в деятельности партии Тюрка нет. Ардыч, напротив, упрекнул в «разжигании напряженности между турками и курдами» лидера Народно-республиканской партии Дениза Байкала и генерального председателя Партии националистического действия Девлета Бахчели.
Не исключено, что запрещенная ПДО уже в ближайшее время сформирует новую прокурдскую партию, которая сможет принять участие в очередных выборах. Некоторые турецкие СМИ сообщают, что такая партия – Партия мира и демократии – уже зарегистрирована.
Роспуск ПДО был расценен в Европе и США как удар по политике Эрдогана. Вместе с тем, как заявил «Эксперту Online» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Кирилл Вертяев, запрет партии может быть выгоден партии власти, реализующей «инициативу по демократизации». «У большинства населения Турции Партия демократического общества ассоциируется с КРП, с ее политическим крылом. Премьер Эрдоган сейчас подвергается жесткой критике националистически настроенной оппозиции за шаги навстречу курдам. Те 19 депутатов ПДО, которые сохранили мандаты, могут создать свое курдское политическое представительство в парламенте и на правах независимых депутатов блокироваться с партией Эрдогана, наиболее близкой к ПДО в части решения курдского вопроса», – полагает Вертяев. В этом случае правящая Партия справедливости и развития, стремительно теряющая очки, прежде всего в связи с трудностями выхода из экономического кризиса, получает поддержку курдского населения страны – а это около 20% населения Турции.