Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН, кандидата исторических наук Иванова Станислава Михайловича для сайта Kurdistan.Ru, в котором он проводит анализ текущей ситуации в Сирии и Рожаве.
Продержится ли правительство Джулани до конца обозначенного им срока в четыре года или назревает новая волна гражданской войны, которая снесёт его режим?
Пока трудно предсказать перспективы удержания власти в Дамаске радикальными исламистскими группировками во главе с новым президентом Сирии Ахмедом Хусейном аш-Шараа (Джулани). На сегодня можно констатировать, что в стране не создано инклюзивного правительства с участием представителей всех основных этноконфессиональных и политических групп населения страны. По-прежнему в изоляции или можно сказать в оппозиции новым властям остаются арабы-алавиты, шииты, друзы, арабские племена Заевфратья, курды, ассирийцы, армяне. Вряд ли все арабы-сунниты из числа светской вооруженной оппозиции Асаду разделяют взгляды радикальных исламистов. Не всем сирийцам нравится и растущая зависимость Дамаска от Анкары, попытки Эрдогана вмешиваться во внутренние дела Сирии и диктовать Дамаску свои условия. Если Временное правительство во главе с Джулани не сможет консолидировать сирийское общество и не защитит суверенитет страны от посягательств новоявленного турецкого султана, то вполне возможен новый этап гражданской войны в стране. Я не исключаю, что сирийский народ может смести режим исламистов как в 2013 году египтяне смели режим "Братьев-мусульман" во главе с Мухаммедом Мурси. Пока активных действий и заявлений нового режима мы не видим и не слышим. Впечатление таково, что Джулани и его окружение, захватив власть, сами не знают, что им делать дальше? А сирийцы в большинстве своем продолжают испытывать страдания и лишены возможности приступить к восстановлению инфраструктуры, жилого фонда, систем жизнеобеспечения, испытывают проблемы с продуктами питания, медикаментами и т.п. Около 7 млн сирийцев остаются жить в палаточных лагерях в соседних странах. Курдский район Африн практически оккупирован турками и их прокси-силами.
Что Вы можете сказать о Сирийских демократических силах (СДС), основу которых составляет курдское ополчение?
На этот вопрос трудно ответить, поскольку мне мало что известно об СДС. Знаю, что их формирования внесли решающий вклад в разгром бандформирований ИГИЛ (ДАИШ), которое запрещено в РФ. Мировое сообщество должно быть благодарно курдским ополченцам за то, что они защитили нашу цивилизацию от этой "чумы ХХI века".
Позволят ли США и Израиль Турецкой Республике закрепиться в Сирии территориально и политически, как рассчитывает Эрдоган?
Это вряд ли. Попытки Эрдогана превратить Сирию в свой протекторат или военный плацдарм не только встретят сопротивление со стороны Иерусалима и Вашингтона, но и самих сирийцев. Более того, это не понравится и лидерам арабских государств, которые после свержения режима Башара Асада и ухода Ирана из Сирии восстанавливают членство САР в Лиге арабских государств и планируют инвестировать в проекты по восстановлению этой страны. Те же монархи Персидского залива не допустят, чтобы турки вновь, как во времена Османской империи, хозяйничали в Сирии. САР останется важной частью арабского мира или "арабской уммы".
Томас Барак в интервью и заявлениях неоднократно допускал высказывания относительно того, что автономия в составе государства - бесперспективное решение для Ближнего Востока в целом. Означает ли это намерение запада так или иначе растворить Рожаву? И почему децентрализованная Сирия не устраивает запад?
Посол США в Турции Томас Барак – это еще не весь Запад. Очевидно, его высказывания носят личный характер и направлены на то, чтобы упрочить свое положение в окружении Эрдогана. Он как бы подыгрывает турецким властям-националистам. Ему бы больше озаботиться США, где многие штаты выступают уже не только за автономию, а за выход из состава государства. Насколько я понимаю, никто на Западе не предлагает растворять "Рожаву". Регион добился в ожесточенных боях с джихадистами своего автономного статуса, готов сотрудничать с новыми властями в Дамаске в создании обновленного сирийского государства. Страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому ее федерализация логична и естественна. Печальный опыт баасистов в Сирии и Ираке, когда арабские националисты пытались силой узурпировать власть и угнетать большую часть своих народов должен послужить уроком для всех. Почему в Ираке курды добились статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и это положение Запад не волнует, а автономный район Сирии кого-то может не устраивать?
В действительности ни один актор на арене сирийского урегулирования не хочет решения курдского вопроса в пользу курдов, даже на уровне признания права на развитие собственной идентичности. Как выжить в ситуации, когда договариваться бессмысленно?
Я бы не стал драматизировать ситуацию с курдским вопросом в Сирии. Пока никто открыто не покушается на автономный статус "Рожавы". Были попытки дорвавшихся до власти в Дамаске радикальных исламистов устроить резню в районах компактного проживания арабов-алавитов, шиитов, друзов, но в силу различных причин эти преступления против своего народа развития не получили. Чтобы я посоветовал сирийским курдам. Во-первых, консолидировать свои ряды. Партия демократического союза (ПДС) должна обеспечить равное участие в политической жизни региона всех жителей "Рожавы", в первую очередь, приверженцев Курдского национального совета (КНС). Только в единстве курдских рядов может сохраниться автономия. Второе. Надо крепить тесный союз с арабскими племенами Заевфратья. Третье. Сохранить взаимодействие с военными США по охране и обороне лагерей арестованных боевиков ИГИЛ и членов их семей и по предотвращению новых вылазок террористов-джихадистов в регионе. Четвертое. Всячески развивать отношения с иракскими курдами. Пятое. Не отказываться от диалога с Дамаском, но вести его на равных, чтобы обеспечить завоеванные в боях права и свободы курдов и всех жителей "Рожавы". Шестое. Всячески дистанцироваться от бывшей РПК и Абдуллы Оджалана. Они безвозвратно ушли в историю. И последнее. Развивать регион экономически, повышать уровень жизни населения, поддерживать материально курдов в других районах Сирии (Дамаск, Алеппо). И не надо ждать, когда "добрый дядя" из Лондона, Брюсселя или Парижа обратит внимание на курдов и предложит признать их автономный статус. В 20-х годах прошлого столетия европейские державы проигнорировали интересы курдского народа и разделили его границами трех новых государства, где курды оказались на положении угнетенных меньшинств. Печальный урок Лозанской конференции 1923 года, где победители Османской империи окончательно предали курдов, надо помнить. В этой связи уместно привести известную курдскую поговорку: "У курдов нет друзей, кроме гор". Сирийским курдам надо быть сплоченными как никогда и опираться в основном на собственные силы. Залог успеха в единстве курдов.