В.П.Юрченко Институт Ближнего Востока
В декабре 2009 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Ситуация в сфере безопасности в ряде районов страны характеризовалась напряженностью. Основные события внутриполитической жизни Ирака были связаны с назначенными на март 2010 года парламентскими выборами. В своей внешнеполитической деятельности иракское руководство основное внимание продолжало уделять отношениям с соседними государствами и США
В сфере безопасности в Ираке в декабре 2009 года произошли негативные изменения: возросло число терактов, в т. ч. крупных, увеличилось число их жертв. Так, по информации иракских правительственных органов, в прошедшем месяце число погибших о различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения составило 306 человек (в ноябре – 88 человек). Новые террористические нападения в очередной раз продемонстрировали хрупкость, неустойчивость положения дел в сфере безопасности в Ираке, показали в целом низкую эффективность работы местных силовых структур.
Наиболее крупная серия скоординированных терактов была совершена в Багдаде 8 декабря, когда, по информации из различных источников, погибли от 112 до 127 человек, а число раненых превысило 500 человек. Иракские власти традиционно обвинили в случившемся местный филиал «Аль-Каиды» и баасистов – сторонников бывшего диктатора С. Хусейна, действовавших, как было заявлено, с иностранной помощью. Серия терактов произошла в конце декабря на юге страны и в Багдаде в дни проведения одной из главнейших у шиитов религиозной церемонии «ашура». В результате погибли более 30 человек, а свыше 160 человек получили ранения. Одновременно власти заявили о предотвращении нескольких крупных терактов. Отметим, что правительство приняло повышенные меры безопасности в местах проведения религиозных церемоний. Так, только в центре проходивших мероприятий - священных для шиитов городах Эн-Наджаф и Кербела для обеспечения безопасности и поддержания порядка было привлечено свыше 46 тыс. полицейских и военнослужащих.
В связи с новыми крупными терактами в Багдаде в иракском парламенте 10 декабря состоялись специальные слушания по состоянию дел с обеспечением безопасности в стране, на которых выступили премьер-министр Ирака Н. аль-Малики, министры внутренних дел и обороны Дж. аль-Булани и А. К. аль-Обейди. В своем выступлении Н. аль-Малики призвал иракских политиков не использовать проблемы безопасности в предвыборной борьбе, «поскольку в противном случае рухнувшая крыша придавит всех». Глава правительства заявил о намерении провести существенные перестановки» в силовых структурах, поднять их профессиональный уровень, а также «улучшить стратегию противостояния террористической угрозе», особо подчеркнув, что «задача противостояния террору имеет общенациональный масштаб и не является лишь проблемой его кабинета». Иракский лидер в очередной раз призвал соседние страны, осудившие теракты в Багдаде, «перейти от слов соболезнования к реальным делам и пресечь диверсионную деятельность с их территории». Аль-Малики считает, что иракские силы безопасности должны быть деполитизированы, т. к. существующие в рядах силовиков «политические и религиозные разногласия» существенно снижают эффективность их деятельности. Глава правительства признал, что «десятки» человек из числа сотрудников безопасности были вовлечены в последние теракты в Багдаде. Это стало возможно благодаря проникновению в полицию и армию противников нынешнего режима. Главы МВД и МО назвали недостаточное финансирование в качестве одной из главных причин слабости силовых ведомств. В частности, речь шла о нехватке средств для оплаты деятельности информаторов. Министры заявили, что они не могут дать гарантии того, что в стране не будут совершены новые крупные теракты.
Со своей стороны, депутаты высказали много критических замечаний в адрес правительства. Так, прозвучало заявление о провале принятого в 2008 году «плана безопасности», который требуется пересмотреть. В качестве одной из главных причин провалов в сфере безопасности была названа «концентрация в руках премьера почти всех силовых структур», что «пре-вышает его конституционные полномочия».
Главными и наиболее устойчивыми районами напряженности в Ираке остаются столица страны Багдад и прилегающие к городу районы, а также северные провинции Найнава с центром в г. Мосул, и Эт-Таамим (г. Киркук). В декабре участились террористические нападения в западной провинции Анбар, населенной преимущественно суннитами. Крупные террористические нападения, приведшие к гибели десятков человек, были совершены 30 декабря в административном центре провинции г. Рамади. Сложная обстановка сохраняется в северо-восточной провинции Дияла (г. Баакуба) со смешанным арабским (суннитским и шиитским) и курдским населением. Здесь боевики и террористы, несмотря на проводимые иракскими и американскими войсками спецоперации, регулярно совершали вооруженные нападения.
В декабре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Рамади, Баакуба, Эль-Махмудия, Эль-Юсифия, Карма, Эс-Саадия, Эш-Ширкат, Байджи, Балад, Эт-Тармия, Эль-Мусаийб, Эль-Хувейджа, Мадаин, Тикрит, Талль-Афар, Талль-Масуд, Эль-Халис, Эль-Мансурия, Туз-Хурмату, Рабиа, и в ряде других мест. В декабре была совершена очередная диверсия на экспортном нефтепроводе Киркук – Джейхан (Турция), что привело к остановке перекачки нефти на несколько дней.
Ситуация в сфере безопасности в Багдаде остается в целом напряженной. В прошедшем месяце в городе и прилегающих районах помимо крупных терактов регулярно совершались небольшие террористические и вооруженные нападения, обстрелы, другие насильственные акции. Обстрелам вновь подверглась т. н. «зеленая зона» в центре столицы, где расположены важнейшие государственные учреждения и многие иностранные дипломатические представительства. Между тем 31 декабря командование ВС США передало иракским властям контроль над обеспечением безопасности в «зеленой зоне». Однако при этом американские военные остаются в качестве советников в «багдадской бригаде», подчиняющейся непосредственно Н. аль-Малики, а также будут нести совместно с иракскими военнослужащими службу на блокпостах. Кроме того, американцы частично передали иракцам управление воздушным движением в багдадском аэропорту.
Сложная ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера - Мосуле, где практически ежедневно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия. В декабре в Мосуле вновь подверглись нападению христианские храмы.
Напряженная обстановка сохраняется и в Киркуке. Здесь продолжается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. В городе часто совершались вооруженные нападения и другие насильственные действия.
На большей части территории иракского юга положение дел в декабре в основном характеризовалось относительной стабильностью. Вместе с тем, в дни «ашуры» были совершены теракты в городах Кербела и Хилла. Кроме того, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Амара и некоторых других местах.
В декабре ситуация в сфере безопасности в Иракском Курдистане в целом продолжала оставаться стабильной.
Серьезную угрозу стабильности и безопасности в Ираке продолжают представлять противоречия и враждебность между суннитами и шиитами, арабами и курдами. В то же время теракты, совершенные против шиитских паломников в дни проведения «ашуры», не привели к новому обострению противоборства между приверженцами двух ветвей ислама. С другой сто-роны, командование ВС США опасается, что трудности и проволочки с трудоустройством десятков тысяч бывших бойцов суннитских отрядов «Сахва», воевавших с американцами против местной «Аль-Каиды», могут негативным образом сказаться на процессе национального примирения в стране. В частности, речь идет о принятии этих людей на службу в армию и полицию, чему всячески препятствуют шиитские политики, в т. ч. высокопоставленные. Продолжаются преследования и убийства бывших командиров суннитских отрядов. Так, по данным американского командования, которое отслеживает ситуацию, за последние два года в результате целенаправленных покушений погибли 212 суннитских командиров.
Глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус полагает, что иракский филиал «Аль-Каиды» («Аль-Каида в Месопотамии», АКМ) значительно сократился численно, и его возможности уменьшились. Тем не менее, террористы в состоянии периодически осуществлять «очень хорошо скоординированные» акции. По мнению коман-дующего вооруженными силами США в Ираке генерала Р. Одьерно, террористы из АКМ стремятся приспособить свою стратегию и тактику к изменениям, происходящим в последнее время Ираке, а проведенные ими недавно крупные террористические нападения имели цель «подорвать общественную поддержку правительству аль-Малики» в период, предшествующий парламентским выборам. По данным иракских властей, в настоящее время численность боевиков АКМ не превышает 2000 человек, из которых иностранцы составляют не более 10 процентов. Причем на первом месте находятся саудовцы, а за ними следуют египтяне и ливийцы. В иракских спецслужбах считают, что «богатые и влиятельные люди в Саудовской Аравии также обеспечивают «Аль-Каиду» в Ираке финансами», в то время как Сирия является «транзитной базой» для иностранных боевиков, прибывающих из других арабских стран.
Американское командование продолжает обвинять Иран в предоставлении оружия и финансировании шиитских боевиков, действующих в Ираке, что делается для подрыва усилий «по стабилизации обстановки в этой стране». По информации Пентагона, иранцы также обучают командиров шиитских вооруженных формирований, т. н. «специальных групп», которые выступают против нынешнего багдадского правительства.
По оценке командования ВС США, в последнее время «существенно ослаб» поток иностранных боевиков, проникающих в Ирак через границу с Сирией (со 110 до 10 человек ежемесячно), однако они все еще представляют опасность.
Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган по итогам декабрьского визита в США и переговоров с президентом Б. Обамой заявил, что Анкара и Вашингтон будут «тесно координировать» свои действия против сепаратистских боевиков Курдской рабочей партии (КРП), действующих с территории Северного Ирака. Кроме того, сообщается, что Турция, США и Ирак намерены усилить сотрудничество в сфере обмена информации о деятельности КРП на иракской территории.
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, кандидатов в депутаты парламента, военнослужащих правительственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших бойцов суннитских отрядов «Сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели, врачи. Имели место нападения на детей и школы. Многие теракты продолжают совершаться боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи государственных учреждений.
Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.
Продолжают иметь место нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты. В декабре обстрелам подверглись базы американских войск.
По информации СМИ, еще в 2008 году боевики, действующие в Ираке, воспользовались находящимся в свободной продаже программным обеспечением для перехвата в реальном времени видеосигналов от американских беспилотных летательных аппаратов «Предатор», что могло дать им информацию, необходимую для уклонения от американских ударов или наблюдения за действиями ВС США. Таким образом, случившееся указывает на то, что боевики «продолжают находить простые способы противодействия продвинутым американским военным технологиям».
По состоянию на 1 января 2010 года в силовых структурах Ирака числилось около 673,3 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 239,6 тыс. человек, и в различных структурах МВД – 433,7 тыс. человек.
По официальной правительственной информации, в декабре 2009 года иракские силовики в ходе боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 34 человека (в ноябре – 34 человека).
Вооруженные силы Ирака состоят из сухопутных войск (229,7 тыс. человек, в т. ч. в боевых соединениях, частях и подразделениях– 202 тыс. человек), ВВС (2,9 тыс. человек), ВМС (2,5 тыс. человек) и Специальных оперативных сил (4,5 тыс. человек).
В составе МВД имеются полиция (300,4 тыс. человек), Федеральная полиция (42,5 тыс. человек, аналог внутренних войск), пограничная охрана (40,7 тыс. человек), полиция по охране нефтяных объектов (30 тыс. человек), полицейский контроль в портах и на пограничных КПП (2,1 тыс. человек), полиция по охране важных объектов инфраструктуры (18 тыс. человек).
В декабре в Тикрите открылась академия (училище) ВВС, которая будет готовить летчиков, штурманов и наземный технический персонал. В скором времени учебное заведение получит из США тренажеры для обучения летчиков и другое специальное оборудование. Первый выпуск курсантов академии состоится в конце 2010 года.
О поставках Ираку в течение ближайших двух-трех лет крупных партий украинского вооружения на общую сумму 2,4 млрд долларов было объявлено в декабре. Иракские военные должны получить 420 бронетранспортеров БТР-4, 150 танков Т-80УД и «Оплот», 10 транспортных самолетов АН-32Б и два транспортных вертолета Ми-8Т. Украинские предприятия окажут иракцам услуги по ремонту и модернизации вооружения и военной техники. Первые партии бронетехники из Украины иракские ВС начнут получать в 2010 году. Ведутся переговоры о поставках вооружения для ВМС Ирака. Украинские эксперты отмечают, что важную роль в получении столь крупных контрактов «сыграла позиция США, которые настояли именно на партнерстве с Украиной».
По оценке иностранных специалистов, у иракских силовиков отсутствует «разветвленная и эффективная» система разведки, что «очень хорошо известно» боевикам. К тому же правительство Ирака допустило «несколько фатальных ошибок». Первая из них – это «увольнение опытных офицеров разведки из-за того, что они работали при Саддаме Хусейне». В результате ситуация с обеспечением безопасности в стране резко осложнилась по причине «некомпетентности и неопытности» людей недавно пришедших в спецслужбы, в частности, в разведуправление министерства обороны. Вторая ошибка заключается в «партийных претензиях» на руководство силами безопасности. Так, Н. аль-Малики, «у которого отсутствует военный опыт», вмешивается в непосредственное управление операциями сил безопасности. Третья ошибка – многочисленность спецслужб (9), каждая из которых контролируется «различными политическими блоками», а их действия не координируются. В то же время террористы имеют хорошо налаженную разведку, что позволяет им во многих случаях успешно планировать и осуществлять свои акции. Здесь же отметим, что по словам Дж. аль-Булани, с июня 2006 года, когда он занял пост главы МВД, в полицию было принято 14,7 тыс. человек, служивших при режиме С. Хусейна.
МВД Ирака закупит в США систему пограничного контроля, которая будет установлена на проблемных участках границы с Сирией и Ираном. Новую систему планируется ввести в строй в июне 2010 года, что позволит иракским пограничникам улучшить наблюдение и контроль на 286 км границы с Сирией (общая протяженность границы 605 км) и 462 км границы с Ираном (всего 1458 км).
Одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности Ирака является всепроникающая коррупция, борьба с которой ведется без особых успехов. Так, в 2009 году было арестовано 630 чиновников различных рангов, преимущественно из МВД. Однако только 97 из них были осуждены судом. 135 дел по обвинению в коррупции, по которым проходили 211 человек, в основном из министерства нефти, были «закрыты» высокопоставленными лицами, а 1552 человека, обвиненных в коррупции, попали под действие закона об амнистии, хотя он был предназначен для лиц, которые вели антиправительственную деятельность.
В декабре 2009 года численность группировки вооруженных сил США в Ираке сократилась примерно на 5 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2010 года в стране находилось около 110 тыс. американских военнослужащих в составе 11 боевых бригад и других частей.
В декабре 2009 года в Ираке погибли 4 американских военнослужащих, причем все потери не боевые (в ноябре 11 человек, в т. ч. 2 человека – боевые потери). Это наименьшие безвозвратные боевые потери вооруженных сил США в Ираке со времени американо-британского вторжения в эту страну в марте 2003 года. Число раненых в декабре составило около 20 человек (в ноябре – около 30 человек). Таким образом, общие потери ВС США в Ираке с 20 марта 2003 года по 31 декабря 2009 года составили, по уточненным данным, убитыми 4617 человек и ранеными около 31600 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.
В бюджете министерства обороны США на 2010 финансовый год на ведение кампаний в Ираке и Афганистане выделено 128,3 млрд долларов.
Глава Пентагона Р. Гейтс, совершивший в декабре очередную поездку в Ирак, заявил, что отправка дополнительных войск в Афганистан не повлияет на процесс вывода ВС США из Ирака. Р. Гейтс подчеркнул, что присутствие американских войск является фактором, укрепляющим безопасность и препятствующим росту межконфессионального насилия в Ираке в период подготовки к парламентским выборам.
Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен считает, что декабрьская вспышка «скоординированного насилия» в Ираке не повлияет на планы вывода американских войск из этой страны.
Интенсивность действий авиации США в Ираке в декабре существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 39 до 55 вылетов (в октябре от 37 до 55 вылетов) для поддержки действий наземных войск и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в Ираке. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитеррористическим операциям вооруженных сил США и Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Одним из наиболее часто применяемых способов действий авиации США в Ираке стала демонстрации силы над неспокойными районами. Для нанесения ударов по противнику использовались авиационные боеприпасы различных типов. Авиация США также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Наиболее активно американская боевая авиация действовала в районе городов Эс-Саадийя, Мосул, Амара, Хилла, Багдад. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
Глава Пентагона Р. Гейтс сообщил, что части ВВС США останутся в Ираке до конца 2011 года, т. е. до завершения вывода американских войск, т. к. иракские ВВС «отстают в своем развитии».
Министерство обороны США специальной директивой разрешило американскому командованию в Ираке по мере вывода войск передавать в дар иракскому правительству оборудование и снаряжение стоимостью до 30 млн долларов с каждого оставляемого объекта. При этом без консультации с Пентагоном разрешается принимать решение о дарении имущества стоимостью меньше 1 млн долларов. Как сообщается, цель этой акции – обеспечить правительство Ирака материально-технической базой, необходимой для обеспечения безопасности и поддержания порядка в стране. До конца лета 2010 года из ныне действующих на иракской территории 280 американских военных объектов останутся шесть крупных и несколько более мелких баз.
Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в декабре 2009 года осложнилось. Совершенная в минувшем месяце серия крупных терактов вновь продемонстрировала неустойчивость ситуации в стране, что требует «улучшения системы безопасности», без чего невозможно прочно стабилизировать обстановку в Ираке.
Основные события внутриполитической жизни Ирака в декабре 2009 года были связаны с предстоящими парламентскими выборами.
Иракский парламент 6 декабря принял окончательный вариант нового избирательного закона, а один из вице-президентов страны Т. аль-Хашими не стал повторно использовать свое право вето для его блокирования. Вслед за этим президентский совет Ирака 8 декабря постановил провести в стране очередные парламентские выборы 7 марта 2010 года (ранее они были назначены на 16 января).
Таким образом, принятие нового избирательного закона сделало возможным проведение очередных парламентских выборов и предотвратило конституционный кризис в стране. Число депутатских кресел в нижней плате парламента увеличилось с 275 до 325. При этом 310 мест будут распределены между 18 провинциями Ирака, а 15 предоставлены депутатам от религиозных и национальных меньшинств.
Для контроля за ходом голосования на парламентских выборах в Киркуке депутаты нижней палаты учредили специальную комиссию, а в случае выявления большого числа нарушений выборы там будут повторно проведены через год.
В стране в основном завершился процесс формирования предвыборных политических блоков. И здесь следует отметить, что арабы-сунниты не смогли, как на предыдущих выборах в 2005 году, создать собственное объединение. В итоге суннитские партии и группировки «разошлись» по другим блокам, в т. ч. преимущественно шиитским.
Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. Для улучшения экономического положения страны власти намерены шире привлекать средства, полученные от продажи иностранным компаниям прав на разработку нефтяных месторождений.
11-12 декабря в стране прошла новая серия аукционов на разработку нефтяных месторождений. Успех на двух из них сопутствовал российским компаниям. Так, «Лукойл» (85 проц) совместно с норвежской компанией «СтатойлГидро» (15 проц) победил в тендере на право разработки месторождения «Западная Курна-2» на юге страны - крупнейшего из 15 выставленных на аукцион, а «Газпромнефть» вместе с тремя другими иностранными компаниями победил в тендере на право разработки месторождения Бадра в центральной части Ирака.
В то же время несколько нефтяных месторождений в провинциях Кербела, Эн-Наджаф, Дияла, Найнава и в районе Багдада были сняты с торгов, т. к. ни одна из 44 участвовавших в аукционе компаний не проявила к ним интереса, что объясняется наличием проблем с обеспечением безопасности в этих районах. Иракские власти заявили, что будут разрабатывать эти месторождения самостоятельно.
В конце декабря иракское правительство подписало с компаниями, победившими на аукционе, соглашения о разработке нефтяных месторождений.
Ирак планирует значительно расширить экспорт нефти на азиатские рынки, на которые, по оценкам специалистов, в ближайшие годы придется основная прибавка спроса на нефть. Так, уже в 2010 году иракцы планируют вдвое увеличить поставки нефти в Китай – со 144 тыс. баррелей в сутки до 300 тыс. баррелей в сутки.
На прошедшей в декабре в Луанде (Ангола) очередной сессии ОПЕК ряд членов этой организации поставили вопрос о статусе Ирака, который, являясь членом ОПЕК, не входит в действующую систему квот. Была выражена обеспокоенность планами Багдада увеличить в течение десяти лет объем ежесуточной добычи нефти с нынешних 2,3 млн баррелей до 10 млн баррелей, что может вызвать кризис в ОПЕК. В этой связи от Ирака намерены потребовать войти в систему квот.
В Ираке продолжается поступательный процесс исламизации повседневной жизни граждан. Так, в Багдаде под предлогом отсутствия лицензий были закрыты все 92 ночных клуба, а также 42 торговые точки, продававшие алкогольные напитки.
Сложная обстановка в стране, сохраняющиеся проблемы в деле обеспечения безопасности, политические причины препятствуют возращению на родину большинству иракцев, эмигрировавших за рубеж (до 4-х млн человек). Только на территории соседней Сирии в настоящее время проживают свыше 1,2 млн иракских беженцев. При этом багдадские власти оказывают им очень незначительную финансовую помощь. Так, с 2003 года на нужды беженцев из Ирака сирийским властям было перечислено лишь 15 млн долларов.
Таким образом, в декабре 2009 года внутриполитическая обстановка в Ираке оставалась сложной. Как предполагает большинство экспертов, ситуация в стране по мере приближения парламентских выборов продолжит осложняться, а борьба между различными политическими силами - обостряться.
В своей внешнеполитической деятельности в декабре 2009 года иракское руководство, как и прежде, основное внимание уделяло отношениям с соседними государствами и США. Следует подчеркнуть, что отношения к соседним странам, особенно Ирану и Сирии, являются одной из наиболее острых тем в предвыборной полемике в Ираке.
В декабре осложнились ирано-иракские отношения. В первую очередь, это было связано с получившим широкую огласку и вызвавшим большой резонанс не только в Ираке, но и в мире пограничным инцидентом на одном из участков ирано-иракской границы. Пограничная служба Ирака 18 декабря сообщила, что группа иранских военных перешла границу и взяла под контроль одну из скважин нефтяного месторождения Майсан в 450 км к юго-востоку от Багдада. В Тегеране же заявили, что иранские войска «восстановили ранее оставленный пограничный пост». Территория, на которой произошел инцидент, является спорной и граница на этом месте не демаркирована. Обе стороны подтянули к району происшествия дополнительные военные силы, однако дело до вооруженного столкновения все же не дошло и через несколько дней иранские военные отошли на прежние позиции, но как заявляют иракцы, этот отход был лишь «частичным». Один из депутатов парламента ИРИ выступил 21 декабря с заявлением, в котором потребовал от Ирака выплатить Ирану компенсацию в размере триллиона долларов за ущерб, нанесенный его стране во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Это заявление рассматривается политическими наблюдателями как часть иранского дипломатического наступления, направленного на оправдание захвата участка иракской территории. Иран выступил за создание комитета по урегулированию пограничных разногласий и заявил, что пограничный инцидент произошел из-за недопонимания между сторонами. Ирак также признал наличие спорных вопросов по линии прохождения границы, сообщив, что пограничные инциденты между двумя странами происходят с 2006 года. США поддержали Ирак в произошедшем инциденте.
Иракское правительство продолжает требовать от Турции и Ирана увеличения сброса воды из рек, берущих начало на территории этих стран. В противном случае в Багдаде угрожают прекратить «политические, экономические, торговые и другие связи с Анкарой и Тегераном».
Сирию в декабре посетил А. аль-Хаким, лидер одного из ведущих иракских шиитских движений – Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ). На встрече с президентом САР Б. Асадом А. аль-Хаким выразил благодарность Сирии «за ее последовательную позицию в защиту единства, безопасности и стабильности Ирака». Со своей стороны, Б. Асад заявил о заинтересованности Дамаска в сохранении безопасности и стабильности в Ираке, а также подчеркнул, «важность политического процесса, в котором бы участвовали все слои иракского народа». Отметим, что визит лидера ВИСИ в Дамаск состоялся на фоне возобновившихся нападок на Сирию со стороны представителей иракского руководства, обвинивших сирийский режим в причастности к последним терактам в Багдаде. В то же время политические оппоненты премьер-министра Ирака Н. аль-Малики выступают за «спокойное улаживание» вопроса через Лигу арабских государств.
В декабре Дамаск посетил еще один оппозиционный иракский политик - бывший премьер-министр страны А. Алауи, которого также принял президент Б. Асад, заявивший, что Сирия занимает «равноудаленную позицию по отношению ко всем политическим силам в Ираке». Как видится, участившиеся контакты руководства САР с политическими оппонентами Н. аль-Малики наглядно демонстрируют важность сирийского фактора в Ираке.
Руководители стран-членов ССАГПЗ в декабре на своем саммите в Эль-Кувейте предложили Ираку полностью выполнить требования резолюций Совета безопасности ООН, в части, касающейся выяснения судьбы граждан Кувейта и других государств, пропавших без вести или попавших в плен в 1990-1991 годах. От Багдада также потребовали вернуть захваченные ку-вейтские архивы, а главное – полностью выплатить Кувейту компенсацию за ущерб, нанесенный иракским вторжением и оккупацией.
В декабре состоялся визит премьер-министра Ирака Н. аль-Малики в Египет. На переговорах с президентом АРЕ Х. Мубараком обсуждались главным образом вопросы, связанные с ситуацией, складывающейся в Ираке, и экономические отношения между двумя странами. Глава иракского правительства призвал египетский бизнес и специалистов шире участвовать в восстановлении и реконструкции его страны. Х. Мубарак заверил Н. аль-Малики во «всеобъемлющей поддержке Египтом иракского народа». Иракский премьер также провел в Каире переговоры с генеральным секретарем ЛАГ А. Мусой, в ходе которых подчеркнул необходимость более действенного участия арабских стран в развитии Ирака. По оценке экспертов, главной целью визита аль-Малики в Каир было «оживление» роли Египта в иракских делах. Кроме того, присутствовал расчет на то, что улучшение отношений с АРЕ подтолкнет другие арабские государства к улучшению и активизации отношений с Ираком.
Совет Безопасности ООН в декабре продлил еще на один год срок деятельности международного механизма для пополнения Фонда развития Ирака в рамках ООН, созданного в 2003 году для прозрачного распределения средств, получаемых от продажи иракской нефти и нефтепродуктов. По данным доклада генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, на конец 2008 года в Фонд поступило около 180 млрд долларов. Эти средства расходуются как на гуманитарные нужды, главным образом на продовольствие и медикаменты, так и на реализацию проектов в социальной и экономической сферах. По просьбе Ирака, механизм работы Фонда должен быть пересмотрен к июню 2010 года с тем, чтобы его средствами могло распоряжаться правительство страны. В резолюции Совбеза ООН отмечено, что Ирак подтвердил свои обязательства рассчитаться по долгам и компенсационным выплатам, унаследованным от режима С. Хусейна, включая выплаты компенсаций Кувейту.
Таким образом, в декабре 2009 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Неустойчивой остается ситуация в сфере безопасности в стране. По мере приближения назначенных на март2010 года парламентских выборов усиливается борьба между различными иракскими политическими силами. Кроме того, проблемы различного характера, имеющиеся с соседями, периодически приводят к обострению межгосударственных отношений.