Правительство объявило ораскрытии заговора военных семилетнейдавности
Павел Белых, газета «Коммерсантъ»
Более 50 высокопоставленных турецких военных — как находящихся ныне на службе, так и отставных — арестованы на минувшей неделе за попытку заговора семилетней давности. По утверждению властей, они планировали серию диверсий и провокаций для свержения правительства. Эти аресты стали очередной фазой затяжного противостояния гражданской администрации страны, проводящей политику исламизации Турции, и военных, отстаивающих светские принципы государства.
Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о раскрытии масштабного заговора военных, которые намеревались устроить государственный переворот. Задержаны бывшие военачальники и офицеры, находящиеся на воинской службе. В число арестованных вошли бывший заместитель начальника генштаба генерал армии Эргин Сайгун, экс-командующие ВВС и ВМС Ибрагим Фыртына и Озден Орнек, генералы в отставке Энгин Алан, Айхан Таш, Айхан Пойраз, а также несколько полковников.
По информации турецких СМИ, в 2003 году военная верхушка задумала план дестабилизации страны, согласно которому предполагалось взрывать бомбы в мечетях и других общественных местах, а также сбить над Эгейским морем турецкий военный самолет, а затем обвинить в этом Грецию. Это должно было привести к хаосу в Турции, возможной войне с Грецией и таким образом создать условия для военного переворота.
Военные уже отвергли все предположения о том, что они планировали свергнуть правительство. По словам начальника турецкого генштаба Илькера Башбуга, обвинения в планировании заговора несостоятельны, нападки на армию — "несправедливые и предательские", а судебные преследования высокопоставленных офицеров — дело рук "определенных политических сил". Военные утверждают, что сведения, просочившиеся в СМИ,— это всего лишь план возможных учений и никакого скрытого подтекста не имеют. Один из фигурантов скандала бывший командующий 1-й армией Четин Доган также заявил, что "подобные обвинения являются частью кампании, нацеленной на деморализацию вооруженных сил". В то же время он еще больше запутал ситуацию, добавив, что ставший известным план — "это необходимый и важный инструмент, направленный в первую очередь на то, чтобы защитить и сохранить в Турции основы республики".
Эксперты указывают, что, с одной стороны, военный переворот в Турции выглядит не таким уж невероятным. За последние десятилетия армия меняла власть в стране с завидной регулярностью — перевороты устраивались в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах. С другой стороны, по мнению специалистов, прошедшие аресты — это очередная попытка правящей партии подорвать влияние военных, которые всегда были гарантом светского характера власти. Партия развития и справедливости во главе с Реджепом Эрдоганом всегда занимала исламистские позиции: нынешний премьер в свое время даже успел отсидеть несколько месяцев в тюрьме за разжигание межрелигиозной розни. Уже во главе правительства он пытался провести несколько законов с религиозным уклоном, но постоянно натыкался на противостояние военных.
На этот раз, похоже, господин Эрдоган настроен зайти далеко. Он утверждает, что у следствия есть веские доказательства виновности задержанных. В окружении премьера не скрывают, что вопрос не в конкретных личностях: правительство хочет покончить с практикой постоянного вмешательства армии в дела государства и для этого даже планирует изменить конституцию, которая, кстати, была принята в нынешней редакции после военного переворота в 1980 году. Найден и благовидный предлог — по словам представителей правящей партии, конституционная реформа позволит стране приблизиться к вступлению в Евросоюз.
Если даже усилия правительства по лишению военных влияния в политической сфере и не приведут к желаемым результатам, эффект от них все-таки будет. Как признает турецкий генералитет, за последние годы военные были в большой степени дискредитированы и былой поддержки у них уже нет. В связи с этим эксперты считают, что, даже если бы офицерский корпус и замыслил переворот, сил на его осуществление не хватило бы. Авторитет у военных уже не тот, да и внутри самой армии не наблюдается монолитности — приказу выйти на улицы и сместить власть многие могут просто не подчиниться.