Е.Е.Кирсанов Институт Ближнего Востока
Ключевой суннитский предвыборный блок Фронт национального диалога (ФНД) в Ираке официально принял решение бойкотировать намеченные на 7 марта с.г. парламентские выборы. Лидер блока и ветеран суннитского движения С.аль-Мутлак принял указанное решение в связи «с предвзятой позицией» Избирательной комиссии Ирака и Верховного суда. В результате этой «позиции» по обвинению в связях с режимом С.Хусейна «за бортом» избирательного процесса оказалось 145 кандидатов-суннитов.
Реакция руководства ФНД оказалась предсказуемой. В своем пресс-релизе руководство блока отказалась признавать итоги предстоящих выборов и призвала все партии последовать их примеру. Такое решение самым серьезным и негативным образом сказалось на шансах бывшего иракского премьер-министра А.Алауи, который входил в предвыборный альянс с ФНД, и претендовал на достижение серьезных результатов по итогам голосования. Теперь эти надежды оказались фактически похороненными. ФНД составляло главную «ударную» силу коалиции, обеспечивая А.Алауи поддержку суннитов. Идти на выборы только со своими шиитскими партнерами означает для А.Алауи потерю как минимум половины мест в парламенте. Потеряна суннитско-шиитская «сцепка» его блока, что должно было привлечь на его сторону большое число избирателей. Кроме того, что во много раз важнее, похоронена модель будущего мирного существования самого иракского государства, основанная, прежде всего на шиитско-суннитском балансе.
Более того, бойкот ФНД подрывает саму легитимность выборов. Даже, если другие суннитские партии (вице-президент Т.аль-Хашими, племенной блок «Сахва» и др.) примут участие в голосовании, будущий парламент уже точно не будет отражать существующий баланс сил в стране. Положение дел таково, что ни одна из существующих политических сил, включая суннитско-шиитско-курдскую коалицию премьер-министра Н.аль-Малики, не имеет такой широкой поддержки у суннитского населения, как ФНД.
Вся эта история случилась не вдруг. В общем-то инициаторами нынешнего политического кризиса явились уже давно известные фигуры. А именно А.Чалаби и Али Фейсал аль-Лами, которые собственно и пролоббировали снятие суннитских кандидатов через Комитет по справедливости нынешнего парламента. Совершенно очевидно, что их инициатива была, как минимум молчаливо поддержана и нынешним премьер-министром Н.аль-Малики и лидерами курдов. Никому из них не нужно суннитское усиление во властных структурах. И без них уже все «попилено».
Нынешнюю ситуацию было легко спрогнозировать еще год назад, когда курдско-шиитская верхушка заблокировала интеграцию лояльных американских племенных ополчений в иракские вооруженные силы. Пентагон тогда «дрогнул» и поддался давлению Госдепартамента США, который пытается всеми правдами и неправдами сохранить видимость стабильности в Ираке, которую он почему-то связывает исключительно с шиитами и курдами. Эта был «тест на вшивость» (простите за выражение, но по-другому сказать сложно), который американцы, увлекшись идеей скорого вывода своих войск, не выдержали. Предав своих союзников, которые сыграли центральную роль в ослаблении активности «Аль-Каиды», Белый Дом, сам того не ведая, обрек себя на долгую войну в Ираке. Снова свою отрицательную роль сыграла торопливость и отсутствие по-настоящему влиятельного и компетентного экспертного сообщества, которое в случае своего наличия обязательно бы указала стратегам из администрации президента США, что уступать на Востоке никому и не при каких условиях нельзя. Малейшая уступка здесь расценивается как слабость, а жесткое стремление США убрать свои войска здесь расценивается, прежде всего, как скорое исчезновение реального внешнего рычага для воздействия на ситуацию в стране.
Чем чревата такая ситуация понятно без особых интеллектуальных усилий. Непреодолимый конфликт интересов суннитской, шиитской и курской элит Ирака грозит ввергнуть страну в очередную кровопролитную войну. По оценке Г.Киссинджера, «выборы в таком качестве скорее дестабилизируют ситуацию еще больше, чем ее укрепят».
Но нынешнюю ситуацию необходимо рассматривать не только с учетом этого момента. Похоже, что мы имеем дело с очередным ассиметричным ответом Ирана на усиливающийся прессинг со стороны мирового сообщества.
Первым тревогу забил нынешний командующий войсками США в Ираке генерал Р.Одьерно. «К сожалению, то, что случилось в стране накануне выборов, было спланировано некоторыми лицами, такими как А.Чалаби и другими, которые как я полагаю, получают поддержку из-за рубежа», - заявил генерал. Испугавшись, что его могут не понять, он уже в открытую через несколько дней заявил, что снятие суннитских кандидатов с предвыборной гонки является прямым приказом из Тегерана. По данным американской военной разведки А.Чалаби и А.Ф.аль-Лами регулярно выезжают в Иран для консультаций. Более того, в своей деятельности они курируются командованием печально известного подразделения КСИР «Аль Кудс» в лице руководителя «иракского сектора» М.Моханди. И инициатива этих иракских деятелей со снятием суннитских кандидатов была предварительно обсуждена ими в Тегеране.
Не верить разведданным генерала нет никаких оснований. Здесь на себя обращает внимание несколько моментов.
США снова наступают на одни и те же «грабли». Они получают удар в спину от своего «выпестованного» союзника А.Чалаби, который являлся основным контрагентом Белого дома в период до и сразу после вторжения американцев в Ирак в 2003 году. Именно А.Чалаби называют «автором» идеи о мифическом «иракском химическом оружии», которое собственно и явилось предлогом для агрессии. Если рассматривать эту историю с учетом нынешних событий, то следует абсолютно логичный вывод о том, что Тегеран «приложил руку» к разгрому своего заклятого врага С.Хусейна, причем используя американцев. Но это вопросы к американским разведслужбам. Нынешняя ситуация начинает иллюстрировать самый плохой сценарий развития событий, о котором мы говорили еще в прошлом году. Ирак становится ареной ожесточенных столкновений по линии сунниты-шииты, в которые будет в обязательном порядке вовлечен весь мусульманский мир. В США недооценили «самостоятельность» нынешнего иракского руководства и степень влияния Ирана в этой стране. Тегеран по очереди «зажигает» факелы нестабильности по всему исламскому миру и, похоже, преуспевает в этом. Сначала был конфликт в Йемене, который вызвал панику в Эр-Рияде и Вашингтоне. После того, как от зейдитов удалось откупиться, запылал Ирак. Это уже удар в самое болезненное место американцев, поскольку от развития дальнейших событий в этой стране напрямую зависит успех войск коалиции в Афганистане, да и судьба «новой американской стратегии» тоже становится неясной. Недаром некоторые аналитики называют отзыв суннитских кандидатов «длинным оружием Ахмадинежада». Расчет здесь прост. Если заполыхает Ирак, то США будет просто не до иранского ядерного досье. Понимают ли это в Вашингтоне неясно, но совершенно случайно аккурат в разгар политического кризиса в Ираке Пентагон заявил, что «нанесение ракетно-ядерных ударов по иранским ядерным объектам только ухудшит ситуацию, что является абсолютно неприемлемым вариантом решения этой проблемы».
Все это ставит под сомнение планы Пентагона сократить свой «иракский» контингент к августу с.г. с 97 тыс. до 50 тыс. человек. Правда, министр обороны США Р.Гейтс уже заявил, что «только сверхординарные события могут помешать осуществить эти планы». Судя по всему эти «события» скоро наступят, так как такой демарш Ирана не стерпят КСА, Кувейт и другие «заливники». Активность аффилированных с «Аль-Каидой» групп в Ираке итак уже в последнее время демонстрирует устойчивую положительную динамику. Динамика этот будет нарастать «не по дням, а по часам», так как теперь следует ожидать увеличение потока финансовых пожертвований и добровольцев, что от уговоров США совершенно не зависит.
И последнее. Неприсущая военным откровенность американского генерала свидетельствует о том, что в политической американской элите разгорается нешуточная война в отношении дальнейшей стратегии в Ираке. Отметим также, что мнение Р.Гейтса о сохранении динамики вывода войск разделяют далеко не все не только в Пентагоне, но и в командовании американского контингента в самом Ираке. Сам Р.Одьерно полагает, что «в ближайшие 60 дней будет абсолютно понятно сохранится ли нынешний график вывода войск, либо он будет пересмотрен».