И.А.Свистунова Институт Ближнего Востока
В Турции, переживающей период внутриполитической турбулентности, разгорелись жаркие дискуссии в связи с намерением правящей Партии справедливости и развития (ПСР) внести ряд поправок в конституцию. Турецкие и зарубежные эксперты сходятся во мнении о том, что объективно назрела необходимость реформировать правовую систему Турецкой Республики. Однако в условиях противостояния ведущих политических сил Турции, принципиальное значение приобретает вопрос о том, кто возглавит данный процесс.
28 февраля премьер-министр Т.Эрдоган объявил, что пакет реформ будет вынесен на рассмотрение меджлиса до конца марта. По информации, появившейся на страницах турецких газет, юристы Партии справедливости и развития, работу которых непосредственно координируют вице-премьер Д.Чичек и министр юстиции С.Эргин, готовят следующие предложения:
- Усложнить процедуру возбуждения уголовных дел против политических партий и порядок закрытия партий. Решение о закрытии партии принимать не в судебных органах, а в меджлисе.
- Расширить состав Высшего совета судей и прокуроров Турции, увеличив число его членов с 7 до 21 за счет введения в него представителей меджлиса и местных судебных инстанций.
- Внести в Конституцию положение о том, что все судебные дела в отношении военных должны рассматриваться в гражданских судах.
- Признать за чиновниками право на забастовки.
- Зарезервировать в меджлисе 100 мест для так называемых «депутатов Турции», что позволит партиям, не преодолевшим на выборах 10% барьер, получать места в парламенте.
- Ввести систему омбудсменов для защиты личной информации.
- Внести в Конституцию положения, предусматривающие защиту женщин и детей от насилия.
- Смягчить запрет на выезд за границу для предпринимателей, имеющих задолженность по уплате налогов.
Премьер-министр Т.Эрдоган, выступая 2 марта на заседании парламентской группы ПСР, заявил, что если Турция хочет стать частью современного мира, необходимо обеспечить прозрачность правовой системы и положить конец нарушениям законодательства. Отвечая на критику в адрес правительства, Т.Эрдоган сказал, что происходящие в Турции события следует считать не кризисом, а, напротив, нормализацией. Речь идет не о политической мести, а о правовой ответственности «тех, кто хотел отомстить воле народа, парламенту и демократическому порядку». По словам Т.Эрдогана, «весь мир должен оценивать происходящее именно так».
Т.Эрдоган подтвердил готовность вынести вопрос об изменении конституции на референдум в случае, если предложение правительства не получит поддержки меджлиса. Для того чтобы провести через парламент поправки, не прибегая к референдуму, необходимо, чтобы за них проголосовали 367 депутатов меджлиса, состоящего из 550 членов. Правящая партия, располагающая 337 депутатскими мандатами, не сможет провести поправки, не заручившись поддержкой оппозиции, поэтому готовится к сценарию всенародного голосования. 3 марта меджлис утвердил предложение о сокращении периода, в течение которого должен быть проведен референдум со 120 до 60 дней.
Председатель ВНСТ А.Шахин (ПСР) приветствовал решение правительства вынести поправки на рассмотрение парламента до конца марта, заявив, что ПСР давно отстаивает необходимость конституционной реформы. По мнению А.Шахина, реформа будет способствовать демократизации страны и обеспечит защиту экономических и социальных интересов граждан Турции.
Между тем планы правительства стали причиной нового обострения напряженности в турецком обществе, что ярко проявилось в высказываниях турецких парламентариев. Две ведущие оппозиционные партии - Народно-Республиканская партия (НРП) и Партия националистического действия (ПНД) резко выступили против поправок, в то время как курдская Партия мира и демократии (ПМД) пообещала оказать ПСР поддержку на определенных условиях, приемлемость которых для правительства вызывает сомнения.
Председатель Народно-республиканской партии Д.Байкал сказал, что для изменения конституции необходима «новая власть и обновленный парламент». Д.Байкал призвал однопартийцев в случае проведения референдума проявить усердие, разъясняя турецкому народу подлинную суть намерений ПСР.
Особенно резко и откровенно Д.Байкал высказался в интервью турецкой газете «Радикал». По словам лидера НРП, целью задуманных ПСР поправок в Конституцию является не превращение Турции в правовое государство, а трансформация судебной системы в соответствии с интересами правящей партии. Предлагая расширить состав Высшего совета судей и прокуроров, ПСР рассчитывает таким образом установить контроль над его деятельностью.
По мнению Д.Байкала, заслуживает внимания тот факт, что инициаторами и сторонниками ревизии судебной системы Турции выступают именно те политические силы, которые подвергались преследованиям Конституционного суда за свою противоправную деятельность. Речь идет о ПСР и выразившей поддержку (хотя и связав ее с определенными условиями) проекту реформ ПМД.
Д.Байкал положительно оценил перспективу проведения в Турции референдума по вопросу о внесении поправок в Конституцию и заявил, что референдум покажет степень доверия населения турецкому правительству. Лидер НРП выразил уверенность в том, что турецкий народ не поддержит правительство. Поражение ПСР на референдуме будет равносильно поражению на предстоящих выборах. В этом смысле референдум отвечает интересам оппозиции, хотя вызывает сожаление неизбежный накал политических страстей в обществе, которым будет сопровождаться проведение референдума.
Глава парламентской группы НРП С.Окай подчеркнул, что попытка проведения конституционной реформы за год до выборов и в условиях конфронтации между ведущими политическими партиями приведет к росту напряженности в обществе.
Председатель Партии националистического действия Д.Бахчели, выступая на заседании парламентской фракции партии, сказал, что «конституционная реформа является последним козырем ПСР». Д.Бахчели следующим образом озвучил подход ПНД к проблеме конституционной реформы:
- для разработки поправок требуется согласительная комиссия, включающая представителей всех представленных в парламенте партий;
- те поправки, в отношении которых будет достигнут консенсус, необходимо представить турецкой общественности;
- решение о судьбе согласованных таким образом поправок должен принимать меджлис нового созыва.
Глава парламентской группы ПНД М.Шандыр выразил мнение о том, что истинной целью ПСР является усиление своих позиций во внутриполитической борьбе за счет отвечающего интересам правительства реформирования правовой системы. М.Шандыр напомнил, что ПНД еще в 2007 году выступала с предложением о создании согласительной комиссии и о лишении неприкосновенности депутатов, обвиняемых в преступлениях против целостности государства и народа.
Курдская Партия мира и демократии объявила о «красных линиях», определяющих два условия поддержки планов ПСР по изменению конституции. Условия, озвученные председателем ПМД С.Демирташем, заключаются в следующем:
- снижение избирательного барьера для вхождения партий в меджлис;
- пересмотр системы финансирования партий из государственной казны. ПМД настаивает на необходимости установления равных пропорций распределения финансовых ресурсов.
В свою очередь глава парламентской группы ПМД Б.Йылдыз сказал, что диктатура военных, начавшаяся в 1960 году, окончилась, и заверил, что ПМД поддержит конституционные поправки, направленные на демократизацию и либерализацию. В то же время Б.Йылдыз потребовал расширения культурных и религиозных свобод турецких граждан.
Председатель Конституционного суда Турции Х.Кылыч, комментируя планы ПСР, подчеркнул, что серьезная конституционная реформа должна проводиться в атмосфере согласия. В противном случае все поправки окажутся в Конституционном суде.
Действительно, из кулуаров НРП просочилась информация о том, что на встрече за закрытыми дверями с президентом А.Гюлем лидер НРП Д.Байкал выразил озабоченность проектами реформирования судебной системы и заявил, что попытка принять поправки такого рода вынудит НРП обратиться с иском в Конституционный суд.
Независимо от того, с какой скоростью будут развиваться события, очевидно, что проблема конституционной реформы еще долго будет лихорадить Турцию. Решимость правящей партии реализовать намеченные планы не оставляет сомнений. Точно так же, как наличие глубокого раскола в турецком обществе по вопросу о конституции. Оппозиционные партии занимают более трети мест в меджлисе, и их позиция отражает мнение не меньшего количества граждан Турции. Отсутствие национального единства в момент изменения Основного закона чревато социальными потрясениями и может сослужить дурную службу международному имиджу Турции.