"Курдиш Глоб"
Фуад Масум, кандидат номер 2 Альянса Курдистана от Эрбиля, ожидает, что его список получит 48 мест, и объясняет, что президент Ирака может принять решение о спорном районе в течение ближайших четырех лет.
В.: Сейчас 10:30 ночи, а вы все еще встречаетесь с людьми. Почему вы это делаете? Я хотел бы начать с этого вопроса.
Ф.М..:Я считаю, что иракский парламент является местом, где я смогу защитить демократию для всех в Ираке, и защитить интересы народа Курдистана в рамках демократического Ирака. Я считаю, что демократия в Ираке является основой для стабильности Ирака и для будущего Курдистана.
В.:Вы были председателем Курдистанского блока на протяжении последних четырех лет, и имеете очень большой опыт. За что прежде всего будут бороться курды в Багдаде?
Ф.М..:Теперь, до объявления результатов, я не могу сказать, каковы будут политические раскладки внутри парламента. В новом парламенте, будет больше разнообразия. Парламент будет состоять из целого ряда политических групп, в отличие от предыдущего, когда парламент состоял из трех компонентов. В предыдущем парламенте, Объединенный иракский альянс [шииты] занимал 130 места, у нас было 53 места, список Фронта согласия [сунниты] имели 44 места, а Иракский список - 25 мест, также были некоторые другие мелкие блоки. На этот раз, структура изменится, нет списка, который может выиграть 80 мест. Таким образом, ситуация будет сложнее, чем в предыдущем парламенте. Борьба на этот раз не будет оставаться между тремя компонентами, каковы иракские шииты, сунниты и курды, но она будет принимать политические рамки и будет напряженной.
В.:Что это будет означать для курдов?
Ф.М..:Что касается нас, то в Ираке существует направление, которое не хочет федерализма, но предпочитает централизм. Мы рассматриваем это как реальную опасность, и мы выступаем против любых изменений, которые могут произойти в Ираке в направлении централизма. Этот вопрос нас должен очень волновать. Кроме того, мы выступаем против другого вопроса: возвращения партии Баас и ее идеологии.
В.:Что вы имеете в виду? Разве возможно, что партия вернется?
Ф.М..:Может быть, они попытаются сделать это с помощью законов в парламенте, где некоторые люди могут поддержать их, или хотя бы военного переворота. Мы должны остановить любой военный переворот, потому что это опасно для курдов.
В.:Вы подозреваете, что какая-то партия может прийти под программой Баас?
Ф.М..:Мы не знаем, пока не будет объявлен состав парламента.
В.:Но такие подозрения есть?
Ф.М..:Конечно.
В.: В предвыборной программе Альянса Курдистана, и в первую голову, вы подчеркиваете земельный вопрос. Почему вы выражаете такую озабоченность, хотя мы живем в демократическом Ираке?
Ф.М..:Мы не живем в демократическом Ираке, но мы живем в Ираке, делающем шаги в сторону демократии. Поэтому, если у нас будут успешные выборы, парламент станет платформой для демократических перемен.
Вопрос: Каков шанс на возвращение спорных районов Курдистанского региона?
Ф.М..:Статья 140 написана для всех спорных районов в Ираке, включая некоторых западные и южные провинции. Речь идет не только о Киркуке или Курдистане. Если спорные места на юге были переданы западной провинции, это будет первый объект, и наоборот. Затем каждый из них использует право вето в Президентском совете для защиты своих провинций. К следующему раунду, Президентского совета уже не будет, президент Республики останется один, и никто не сможет использовать право вето, кроме него. Мы надеемся, что в этом раунде президент примет решение.
В.: Как вы думаете, будет ли переизбран президент Джалал Талабани?
Ф.М..: Восемьдесят пять процентов.
В.: В прошлом, президент Талабани не мог защитить права курдов, потому что он был президентом всего Ирака, всех - курдов, арабов и других компонентов. Вы думаете, он будет действовать лучше в этот раз?
Ф.М..:Он защищал [курдские права]; Как можно сказать, что он этого не делал? Например, он наложил вето на закон о Киркуке, который был предложен рядом членов, известных как группа 22 июля. Он постоянно упоминает курдов и Курдистан. Но есть некоторые статьи Конституции, которые он не может нарушать. Статья говорит, что любой указ президентского совета должен быть принят единогласно; если один из них (президент и два его заместителя), использует право вето, Указ останавливается.
В.:Спорные районы страдают от отсутствия услуг. Что может сделать для них Альянс Курдистана?
АФ.М..:Альянс Курдистана пытается помочь. В самом деле, эти места получили свои бюджеты, но они были не в состоянии провести их правильно, как и другие иракские провинции. Кроме того, им помогали Региональное правительство Курдистана и политические партии. Бюджет Ниневии не меньше бюджета Курдистанского региона, но Ниневия по-прежнему отстает; то же самое Басра, Бабиль, и даже Багдад.
В.:Давайте поговорим о Патриотическом союзе Курдистана (ПСК). Как вы думаете, показатели ПСК улучатся после предстоящих выборов?
Ф.М..:Я не могу сказать, будет лучше или хуже. Но это будет нормально.
В.:После выхода из ПСК крыла Горран, что делает ПСК, чтобы сохранить свою позицию?
Ф.М..:В Ираке список Альянс Курдистана развивает отношения с политическими партиями и международным сообществом, он поддерживает свой вес в политическом плане. Небольшое количество мест не изменится вес. Тем не менее, я ожидаю, что Альянс Курдистана, получит около 48 мест.
В.:Как вы расцениваете избирательную кампанию?
Ф.М..:Очень хорошо. То, что я вижу в Эрбиле, очень цивилизованно.
Вопрос А в Сулеймание?
Ф.М..: В Сулеймание ничего плохого не случилось. Это нормально. Это выборы.
В.: Есть ли у курдов какие-то враги в Ираке, которых они должны бояться?
Ф.М..:Конечно: партия Баас и террористы.
В.:Будет ли это проблемой, если вы не примете участия в следующем иракском правительстве?
Ф.М..:Я не думаю, что нам принесет пользу, если мы не примем участия. И я не думаю, что для нас будет трудно работать с теми, кто пришел к власти. Уже известно, кто придет к власти.
В.:Какие у Вас условия для вступления в союзы и правительство?
Ф.М..: Мы хотим, исправить принцип партнерства - быть партнером, а не только принимать участие. Опять же, все зависит также от того, что следующее правительство будет сформировано на основе политических партий, а не как компоненты. И мы должны договориться о программе правительства.
В.:Курды были частью правительства. Некоторые говорят, что если бы курды использовали давление, многие их права были бы достигнуты. Можете ли вы прокомментировать это?
Ф.М..: Мы достигли всех прав, за исключением статьи 140. А проблема этой статьи не является актуальной, будь то со стороны правительства или нет. Власть находится в руках премьер-министра, и он решает только так, как считает нужным. Правительство имеет право предоставить бюджеты. Мы всегда выступали против [бывшего премьер-министра] Ибрагима аль-Джафари, потому что он не был готов выделить для нас какой-либо бюджет, чтобы компенсировать ущерб от депортаций. Таким образом, мы не позволили ему стать премьер-министром снова. Однако, нынешний премьер-министр [ Нури аль-Малики], до сих пор ежегодно выплачивал 780 млн. долл. США для возмещения по статье 140 в течение последних четырех лет.
В.:Вы готовы сесть с Горран, Исламским союзом Курдистана, и Исламской группой в иракском парламенте?
Ф.М..:В Багдаде, мы будем с любой партией, которая покажет готовность защищать интересы народа Курдистана. Это зависит от того, какие законы будут обсуждаться в парламенте и от того, насколько эти законы имеют отношение к региону Курдистан и принципу демократии. Стратегические вопросы, связанные с Курдистаном, для нас стоят на первом месте. Мы имеем успешный опыт работы с Исламским союзом Курдистана.
В.:Почему люди должны голосовать за Фуада Масума?
Ф.М..:Я хочу, чтобы люди голосовали за меня, потому что я всю жизнь служил людям. Я сыграл видную роль в прошлом парламенте. С таким же энтузиазмом, я могу служить в предстоящем созыве парламента.
Фуад Массум рассказывает о борьбе и опасениях курдов
2266 | 0 |