Станислав Тарасов
Период относительной стабильности, который держался в Турции последние восемь лет, закончился. Турция вступила в фазу дестабилизации
На 12 сентября этого года в Турции назначен референдум по Конституционной реформе. Дата проведения референдума назначена не случайно. Именно в этот день в 1980 году произошел один из военных переворотов. Его организовала всемогущая военная каста. Вынесенные на нынешний референдум поправки к Конституции ставят целью лишить ее этого всемогущества.
В новейшей истории Турции было четыре военных переворота. Последний - в 1997 году. Военные свергали правительства под предлогом борьбы с исламской угрозой. В 2002 году к власти в Турции пришла Партия справедливости и развития. Она внесла изменения во внутренне и внешнеполитический курс страны.
Внутри она выступила за отказ от госкапитализма, за внедрение евростандартов демократического общества. И в то же время она стала апеллировать к так называемым народным, традиционным ценностям, возродила некоторые исламистские идеи. Военные должны были потесниться на политической сцене.
Правящая партия не стала терпеть их в роли надзирающих структур. Схватка была неизбежна. Первыми атаковали военные. Через официальные оппозиционные структуры они поставили в Конституционном суде вопрос о запрещении Партии справедливости и развития. Примерно полтора года назад они были близки к цели.
В 2007 году на страницах турецкой газеты «Тараф» появились материалы о том, что военные готовили переворот и свержение режима Гюля-Эрдогана. Эта операция получила название «Эргенекон».
На свет появился список подозреваемых в участии в заговоре, власти начали производить аресты. На волне борьбы с заговорщиками правящий режим набирал определенные политические очки. Был еще один вброс информации, обвинения в адрес военных были более конкретизированы: террористические акты в крупных городах, взрывы в мечетях.
И альянс с курдами. Обострение ситуации в Восточной Анатолии, активизация боевиков Курдской рабочей партии связывались с деятельностью заговорщиков, с их стремлением к дестабилизации, чтобы на ее волне прийти к власти.
Полемика между властями и военными в Турции выстроила следующий ход событий. Правящий режим заручился поддержкой ЕС, который якобы хочет принять Турцию в свои ряды и поэтому требует искоренить практику военных переворотов.
Режим выступил с инициативой референдума 12 сентября, на который вынесены поправки к конституции. Согласно этим поправкам военные лишаются юридической неприкосновенности, теряют свое привилегированное положение в стране. Власти приступили к чистке офицерского корпуса турецкой армии.
Делается это так. Раз в два года Высший военный совет Турции проводит процедуру назначения офицеров на новые должности, или увольнения с них, присвоения званий.
Согласно турецкой конституции офицеры, которые находятся под следствием, или в статусе подозреваемых, исключаются из списков на повышение и продвижение по службе. В результате целые категории высших офицеров, которых заподозрили в подготовке военного переворота, были включены в черные списки.
Из-за этого возникли серьезные проблемы во взаимоотношениях между начальником Генерального штаба и премьер-министром Турции. Военные утверждают, что до тех пор, пока не состоялся судебный процесс и конкретные обвинения в адрес офицеров официально не доказаны, подозреваемые лица должны проходить обычную процедуру повышения и присвоения званий.
Власти на открытый судебный процесс пока не решаются. Они арестовывают офицеров, затем освобождают, но к моменту освобождения процедура назначения на должности и присвоения званий заканчивается. Нужно ждать еще два года.
В будущем году в Турции должны состояться парламентские выборы. Согласно последним социологическим опросам за правящую партию готовы проголосовать 37% избирателей, за оппозицию - 29-30%. Разница небольшая. Если даже предложения властей пройдут на референдуме 12 сентября незначительным большинством голосов, то правящая партия все равно потеряет значительную часть своих преимуществ.
Возможно, после парламентских выборов она вынуждена будет создать коалиционное правительство вместо нынешнего однопартийного. А это означает потерю партией монополии на власть, внесение корректив в ее внутри и внешнеполитический курс, обострение политической борьбы.
Если же Партия справедливости и развития потерпит поражение уже на референдуме, то оппозиция потребует досрочных парламентских выборов, чтобы закрепить свою победу. Впрочем, на то же самое и с той же целью пойдет и правящая партия, если на референдуме победит она.
В этой ситуации нельзя исключать попыток военных взять реванш. Они не пойдут на военный переворот в классическом духе, то есть с выводом танков на улицы, захватом правительственных учреждений. Народ их в этом не поддержит. Но турецким военным удалось сформировать достаточно серьезные оппозиционные, действующие в рамках конституции силы, которые выступают за их интересы и популярность которых растет.
Скорее всего, может быть предпринята попытка так называемого гражданского переворота с перераспределением власти и устранением политической монополии Партии справедливости и развития. Итог же состоит в том, что период относительной стабильности, который держался в Турции последние восемь лет, закончился. Турция вступила в фазу дестабилизации.
rus.ruvr.ru