16 августа 1946 года на подпольном съезде нескольких прогрессивных организаций в Багдаде была создана Демократическая партия Курдистана (ДПК), председателем которой заочно был избран вождь племени барзан - мулла Мустафа Барзани. Он к тому времени вынужден был под натиском английских и иракских войск перейти со своими соплеменниками в соседний Иран, где возглавил вооруженные силы Мехабадской курдской республики. К сожалению, шахские власти уже в марте 1947 года подавили национально-освободительное движение иранских курдов, а Мустафе Барзани с небольшим отрядом соратников пришлось с ожесточенными боями пробиваться через территории Турции и Ирана в Советский Союз. Этот его героический поход некоторые историки сравнивают с переходом Суворова через Альпы в 1799 году. Советский Союз предоставил барзанцам временное политическое убежище. Только через 12 лет после Иракской революции 14 июля 1958 года Мустафа Барзани и его воины смогли вернуться на родину, где их встречали как национальных героев.
История ДПК – это во многом история всего Иракского Курдистана. Несмотря на то, что изначально партия придерживалась консервативно-либеральных позиций и не шла на поводу у крайне левых движений, в том числе и дистанцировалась от Иракской коммунистической партии, ее отношения с центральными властями складывались весьма сложно.
Во времена правления военного режима Абдель-Керима Касема Мустафа Барзани пытался взаимодействовать с центральными властями и добиваться статуса автономии региона мирными средствами. Но власти в Багдаде предпочли сохранять унитарное государство, не допуская каких-либо национальных автономий. Весной-летом 1961 года Касем предпринял ряд враждебных акций против ДПК и затем попытался военной силой "навести порядок" в Курдистане. Свержение режима Касема и приход к власти в Ираке арабских националистов – баасистов в 1963 году мало что изменило в отношении Багдада к курдам. Так называемое "Сентябрьское восстание" 1961—1975 гг. вошло в историю как беспримерный подвиг курдского народа в борьбе за свои права и свободы.
Пик репрессий против курдов в целом, и против ДПК в частности, пришелся на период правления режима Саддама Хусейна, который вначале тоже пытался заигрывать с курдскими лидерами и даже пригласил их к участию в Объединенном народном фронте, но уже в 1978 году взял курс на жестокие репрессии в отношении курдского региона. Против курдских повстанцев применялись авиация, бронетанковая техника, артиллерия, десятки тысяч семей депортировались из приграничных с Турцией и Ираном районов на малопригодные для жизни пустынные земли вглубь страны. Вдоль границ строились защитные сооружения, различные форпосты, размещались новые войска. В период войны с Ираном в марте 1988 года Саддам Хусейн применил против жителей иракского приграничного города Халабджа боевые отравляющие вещества, что привело к гибели пяти тысяч курдов, двадцать тысяч серьезно пострадали.
Смерть Мустафы Барзани в 1979 году не остановила курдское национально-освободительное движение, его священное дело продолжили сыновья Масуд и Идрис. Под их руководством ДПК продолжила свой трудный и почетный путь. Важной вехой явилось Мартовское восстание 1991 г. - после победы сил Международной коалиции над армией С. Хусейна в ходе операции "Буря в пустыне". Тогда ДПК вместе с "Демократическим фронтом Курдистана" подняла восстание и освободила весь курдский регион страны. Саддам Хусейн ответил новыми масштабными репрессиями в отношении курдов.
Во избежание массовой гибели мирного населения и гуманитарной катастрофы Совет Безопасности ООН 5 апреля 1991 года принял резолюцию № 688. Эта резолюция осудила репрессии режима партии Баас против курдского населения Ирака и решительно потребовала их прекращения. Резолюция также призвала все государства-члены ООН оказать поддержку курдскому народу и предоставить ему гуманитарную помощь. Впоследствии, на основе этой резолюции, была создана бесполетная зона над северным Ираком, что позволило обеспечить безопасность курдского населения этих территорий.
Это также дало возможность сформировать в период с 1991 по 2003 гг. в северном Ираке Курдский автономный регион (КАР), получивший название "Свободный Курдистан". Следует заметить, что в тот период ополченцам "пешмерга" приходилось сражаться не только с армией Хусейна, но и преодолевать внутренние распри и противоречия среди собратьев. Многие враги курдов в стране и за рубежом пытались подорвать единство их рядов, посеять вражду между ними и спровоцировать межкурдские вооруженные конфликты – братоубийственную войну (как это имело место в 1994-1998 гг. между ополченцами ДПК и ПСК).
Новый лидер партии и первый президент Иракского Курдистана Масуд Барзани смог преодолеть все новые внешние и внутренние вызовы и препятствия на пути достижения иракскими курдами своих законных прав и свобод. К настоящему времени ДПК является ведущей партией Иракского Курдистана, представлена десятками депутатов в национальном парламенте, в конституции нового Ирака 2005 года закреплено право регионов создавать субъекты федерации, чем успешно воспользовался Иракский Курдистан.
Под руководством ДПК и в тесном союзе с Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) иракские курды смогли на базе четырех северных провинций создать процветающий в социально-экономическом плане курдский регион, где свое достойное место занимают арабы, туркоманы, армяне, ассирийцы. ИК имеет свои флаг, гимн, президента, парламент, правительство, законодательную базу, судебные органы, национальную гвардию – бригады "пешмерга", полицию, спецслужбы, системы образования, здравоохранения, научные учреждения, развитые промышленность и сельское хозяйство. Курдский язык стал языком регионального общения и образования и вторым государственным. В регионе аккредитовано около 40 иностранных дипломатических представительств, имеется два международных аэропорта. ИК поддерживает и развивает взаимовыгодные отношения с Турцией, Ираном, арабскими странами, Израилем, Россией, США, Китаем, Индией, странами ЕС. Не случайно, регион называют оазисом мира и стабильности в Ираке, где противоречия внутри шиитских кланов и между арабам-шиитами и суннитами продолжают лихорадить страну. Именно ДПК и ее лидер Масуд Барзани неоднократно выступали посредниками в периоды правительственных и парламентских кризисов в Багдаде, чтобы дать возможность враждующим между собой арабам сформировать новые парламент и кабинет министров. Во многом благодаря иракским курдам удается сохранять хрупкое политическое равновесие в стране и саму государственность.
Мир стал свидетелем героической борьбы иракских и сирийских курдов против международных террористов в лице "Исламского государства" (запрещено в РФ). В то время, когда армии Сирии и Ирака в панике бежали от нескольких десятков тысяч джихадистов, а их правители трусливо прятались в подвалах президентских дворцов и возникла угроза взятия боевиками ИГ Багдада и Дамаска, сирийские курдские ополченцы и иракские бригады "пешмерга" проявили чудеса мужества и героизма. Им не только удалось защитить свои исконные земли, но в ходе последующих наземных операций освободить оккупированные джихадистами крупные города Мосул и Ракку и покончить с Исламским халифатом, правившим три года на значительной части территории Сирии и Ирака. Безусловно, роль ДПК и лично Масуда Барзани в этом беспримерном подвиге огромны.
Масуд Барзани и представители Иракского Курдистана всегда являются желанными гостями в Российской Федерации, не случайно на одном из зданий в Москве установлена мемориальная доска с надписью "Здесь жил видный деятель Курдского национального движения Мустафа Барзани". Примечательно, что на церемонии открытия этой памятной доски присутствовал и Масуд Барзани. В Эрбиле весьма активно работает Генеральное консульство РФ, ряд крупных российских компаний. Иракские курды проходят обучение в российских ВУЗах. 21 апреля 2025 года в Москве прошла встреча делегации Демократической партии Курдистана и представителей ведущей российской партии "Единая Россия". Представители ДПК и "Единой России” договорились о расширении межпартийных связей, в том числе в виде обмена делегациями на более широком уровне и в виде сотрудничества в культурной сфере. В составе курдской парламентской делегации был и представитель ДПК в РФ Бабакр Хошави, отец которого вместе с Мустафой Барзани участвовал в героическом переходе в СССР и провел больше 12 лет в вынужденной эмиграции в Советском Союзе. В составе российской делегации был российский курд –депутат Госдумы многих созывов Зелимхан Муцоев.
Следующий год станет для ДПК юбилейным. Есть уверенность в том, что свое 80-ти летие партия и весь народ Иракского Курдистана встретят новыми успехами в социально-экономической жизни региона, продолжат развивать взаимовыгодные отношения с другими провинциями Ирака, с центральными властями, с соседними и другими государствами мира. Хочется выразить уверенность, что поговорка: "У курдов нет друзей, кроме гор" уйдет в прошлое. Сегодня у курдов в России и по всему миру десятки и сотни миллионов друзей, искренне заинтересованных, чтобы великий курдский народ смог сохранить свою национальную идентичность, преодолеть наследие колониального периода и диктаторских режимов, мирным путем решить с центральными властями уровень своего национального самоопределения (автономия, субъект федерации, конфедерации, самостоятельное государство).
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук