Дэвид Романо, "Рудав"
Осуществление статьи 140 Конституции Ирака по-прежнему является для курдов самым важным и самым спорным требованием для присоединения к любой новой иракской правительственной коалиции. Статья 140 требует "нормализации" Киркука и других спорных территорий (имеется в виду прежде всего возвращение вынужденных переселенцев из этих областей, изгнанных предыдущим режимом), перепись населения в этих областях и референдум для определения того, хотело бы население присоединиться к Курдистанскому автономному региону. Ходят слухи, что Нури аль-Малики и другие лидеры шиитов обещали курдам своевременное осуществление не только переписи, но и референдума, в случае их присоединения к ним в формировании нового правительства. Важные элементы списка "Иракийя" Айяда Аллави, тем временем, по-прежнему категорически против реализации статья 140.
Но никто, кажется, не говорит о практические деталях, связанных с различными возможными результатами референдума. Может быть, это потому, что арабские партии в Багдаде, независимо от того, что они обещают, не имеют намерения фактически позволить провести такой референдум. Но курдским партиям также еще предстоит обсудить этот вопрос. Например, означает ли 50% плюс один голос "за" присоединение провинции к курдскому региону? Если да, то вся ли провинция станет частью Курдистана?
Подобные вопросы представляют серьезные проблемы. Спор вокруг них очень быстро может стать шумным, и создать реальный риск эскалации насилия в Ираке. Референдум предполагает возможность для населения спорных регионов, особенно курдов, демократически выбирать важную часть их политического будущего. Это не будет служить ничьим интересам (с возможным исключением джихадистов, пытающихся дестабилизировать обстановку в стране) в силу того, что большое число людей может стать частью Курдистана против их воли. Все курды должны очень хорошо понимать, к каким последствиям приводит принудительное включение в политическую систему другой группы. Включение таких городов, как Хавиджа и Тель-Афар, приведет в дальнейшем к неприятностям для Курдистана. Арабы и туркмены из этих областей могут стать для Эрбиля тем, чем были курды для Багдада в течение многих десятилетий.
Ясно, что до референдума необходимо разработать какую-то формулу для сведения к минимуму такого рода проблем. В этом заключается возможность для курдов. В ходе переговоров по поводу возможных результатов, до проведения референдума, могут быть предложены гарантии для важных групп людей, которые не хотят стать частью Курдистана. Например, согласие, что подрайоны провинций, которые проголосуют "нет", не станут частью Курдистана, даже если общее большинство голосов провинции ответит "да", эффективно успокоит такие места, как Хавиджа и и Тель-Афар. Миссия Организации Объединенных Наций в Ираке предлагала что-то подобное в 2008 году, через "большую сделку", а не референдума: различные политические и общественные деятели создали бы новые границы провинций и районов в соответствии с консенсусом и демографическим распределением, тем самым минимизировав нежелательное для населения подчинение любого района власти Курдистана (или Багдада). Перед референдумом соглашение о таких деталях, с непредвиденными обстоятельствами различных результатов референдума, может достичь того же самого при соблюдении предусмотренных Конституцией положений статьи 140.
Более сложные элементы таких переговоров перед референдумом были бы разработка трех основных вопросов: 1) сохранение смежных территорий (имеется в виду например "остров Тель-Афар", со всех сторон окруженный курдским регионом, или курдский остров в южной провинции Дияла), 2 ) установить, каково будет наименьшее подразделение провинции (район, муниципалитет, местность, и т.д. ..) большинство голосов в котором предполагает его включение в определенную область и 3) избежание разделения города - в частности, Киркука. Это не являются непреодолимым препятствием, хотя избежание разделения города, кажется, представляет большую проблему (просто спросите об этом у любого в Иерусалиме или Сараево). В этом пункте, можно было бы предложить более высокий порог голосов "за" как курдскую уступку, или "особый статус", который предоставляется местам, где референдум дал от 30% до 70% (имеется в виду, что если менее 30% голосов в городе Киркуке выскажется за его присоединение к Курдистану, его статус не изменится, если более 70% голосов, он присоединяется к Курдистану, а любой промежуточный итог влечет особый статус).
Лидеры Регионального правительства Курдистана должны, по собственной инициативе или совместно с партнерами в Багдаде, пригласить всех руководителей общин и политических партий из спорных территорий, чтобы переговорить об этих деталях. Если повезет, они только могли бы найти место для соглашения и компромисса, на что было мало надежд раньше. Ни одна из альтернатив не кажется мудрой, идет ли речь об отказе в упорных курдских требованиях по статье 140 или осуществлении референдума через голову Иракийи и не желающих общин в Киркуке, Дияле, Салах аль-Дине и Ниневии.
Статья 140: время обговорить детали
2099 | 0 |