О.И.Жигалина, Институт Ближнего Востока
Турецкий и Иракский Курдистан являются «сердцем» этнического Курдистана. Однако политический процесс в курдских ареалах Турции и Ирака развивается по-разному. Это связано как с внутренними, так и с внешними факторами, состоянием курдского движения, опытом освободительной борьбы, авторитетом руководства и рядом других факторов. Он зависит от конкретных социально-политических и культурных условий, страновой специфики. Большое значение для турецких курдов, борющихся за самоопределение, имеет создание и развитие Курдистанского региона Ирака. Достижения иракских курдов и их опыт весьма важны для оппозиции турецких курдов, стремящихся к официальному признанию курдской (этнической) идентичности и созданию автономии в Турецком Курдистане.
Нерешенность курдского вопроса в Турции является одной из преград вступления ее в ЕС. В связи с этим в течение текущего года турецкое руководство прилагало усилия для смягчения напряженности в этом вопросе. В финальной Резолюции 7-й международной конференции «ЕС, Турция и курды» от 18 ноября 2010 г. отмечался определенный прогресс турецкого руководства в предоставлении турецким гражданам курдской национальности их гражданских прав, либерализации законов использования курдского языка на курдском TV, радио и в тюрьмах. В то же время в Резолюции подчеркивалось несоблюдение Турцией ряда международных конвенций и протоколов, что ведет к нарушению прав человека и, в частности, касается содержания и здоровья А.Оджалана, лидера РПК. Требования, предъявленные ЕС Турции по курдскому вопросу, были изложены в Резолюции из 22 пунктов. Они нацелены на смягчение турецко-курдских отношений. Так, например, один из них касается свободы самовыражения и, в частности, функционирования курдского телеканала РожТВ и других курдских СМИ в Европе, против которых выступает Турция.
Важным является то, что ЕС намерен оказывать политическую и финансовую помощь созданию демократической платформы для проведения переговоров между Турцией и курдскими представителями с целью мирного решения курдской проблемы с полной реализацией права свободы самовыражения, уважения всех курдских организаций и лиц.
Другим серьезным аспектом является требование привлечения Турции к борьбе с криминализацией курдских организаций в Европе, членами которых являются и турецкие курды.
В Резолюции содержатся также предложения для начала мирных турецко-курдских переговоров. Так, например, в пункте 15, в частности, говорится, что с целью [i] выработки долгосрочной резолюции по курдской проблеме Турции необходимо обеспечить институт демократического участия для всех политических партий и гражданских общественных организаций, начиная с [ii]освобождения А.Оджалана и признания РПК как не террористической организации. Чтобы обеспечить проведение переговоров, Конференция ЕС потребовала от ЕС и США вычеркнуть РПК из списка террористических организаций.
Конференция позитивно оценила усилия турецкого правительства через референдум внести поправки в турецкую конституцию с целью ее демократизации.
Конференция рекомендовала признать мораторий РПК на ведение вооруженных действий и прекращение всех перекрестных военных действий на границе с Ираком, уважения территориальной целостности Ирака, прав человека и власти закона, чтобы не допускать жертв со стороны мирных жителей. Вооруженные действия беспокоят Региональное правительство Курдистана и способствуют региональной нестабильности. Несоблюдение Турцией этих условий отодвигает время ее вступления в ЕС.
Тем не менее, турецкое правительство несколько скорректировало свою позицию по курдскому вопросу, прекратив вооруженное преследование бойцов РПК на турецко-иракской границе. При этом Т.Р.Эрдоган подчеркнул, что если только будет замечена какая-либо активность РПК, то силы безопасности будут вынуждены исполнять свои обязанности.
В развитие проведенного 12 сентября референдума по конституции правительство Эрдогана стало предпринимать осторожные шаги для ведения переговоров с курдами, пытаясь заставить их навсегда сложить оружие и разрешить курдскую проблему мирным путем.
РПК продлила начатое еще в августе текущего года прекращение огня по указанию А.Оджалана, содержащееся в письме, переданном турецкой стороной. Официальные турецкие представители имели непосредственные контакты с А.Оджаланом, но отказались «торговаться с террористами».[iii]
Созданию условий для переговорного процесса мешают противоречия по этому вопросу в турецком руководстве, поскольку далеко не все разделяют принятый Эрдоганом курс в курдском вопросе и усилия по сближению с курдской оппозицией. Так, например, спикер турецкого парламента Мехмет Али Сахин заявил, в частности, что обращение к парламенту депутатов Партии демократии и мира на курдском языке противоречит ст. 81 Закона о политических партиях, согласно которому политические партии не могут использовать другой язык кроме турецкого, в своих уставах, конгрессах и пропаганде. Турция единственная страна, в которой есть такой закон, и спикер отметил, что у нарушивших его возникнут проблемы.[iv]
Вместе с тем отсутствие консолидированного курдского национального движения в Турции осложняет развитие мирного решения курдского вопроса. Суть проблемы, однако, не сводится только к урегулированию отношений с РПК, в руководстве которой также существуют различные мнения. Одни из них придерживаются жесткой линии, выступают против перемирия и контактов с турецким руководством. Другие ориентируются на указания А.Оджалана с целью развития мирного переговорного процесса с турецкими властями. Разброд мнений в руководстве РПК дает свободу действий для экстремистских группировок, разделяющих идеологию А.Оджалана, но не согласных с перемирием. Так, например, активизировались «Свободные соколы Курдистана», осуществившие в Стамбуле взрыв. Причем смертник, причастный к нему, являлся членом РПК.[v] Подобные акты играют не в пользу РПК и курдов в целом.
Несмотря на сохраняющуюся напряженность в турецко-курдских отношениях, можно все же утверждать о позитивных сдвигах в процессе курдского урегулирования в Турции, хотя и весьма робких. В то же время нельзя исключать, что в будущем году ситуация может резко измениться. Это будет связано с проведением всеобщих выборов в Турции. Усилия Эрдогана в смягчении напряженности в Турецком Курдистане и вокруг него используются против него его оппонентами, которые остаются на жестких антикурдских позициях и рассматривают примирение с курдами как повод для начала беспорядков. Вместе с тем, политические позиции исламских демократов, по мнению некоторых аналитиков, весьма прочны.
Тем не менее, новое осмысление курского вопроса в Турции уже произошло. Новые подходы к решению курдского вопроса ищут не только курдские интеллектуалы, но и турецкий истеблишмент, о чем свидетельствует, например, изменение отношения турецкого руководства к Курдистанскому региону Ирака. Развитие контактов с его руководством позволяет Анкаре, в частности, следить за отношениями иракских и турецких курдов.
Ситуация в Иракском Курдистане и участие его руководства в политическом процессе в целом способствует укреплению значимости Курдистанского региона во внутренней и внешней политике Ирака. В переговорном процессе между различными политическими фракциями, участвовавшими в парламентских выборах в марте 2010 г. М.Барзани позиционировал себя как тонкий и умный политик, которому удалось добиться подписания соглашения, ставшего платформой для переговоров по вопросу формирования нового иракского парламента. Это явилось началом выхода Ирака из 8-месячного кризиса власти. Это соглашение, по мнению М.Барзани, основано на дружбе и уважении всех этносов, сект и религий. Он также отметил, что отношения между Эрбилем и Багдадом будут основываться исключительно на конституции страны. [vi]
Президент США Б.Обама поблагодарил М.Барзани за его усилия в деле решения сложной политической проблемы и подтвердил, что Соединенные Штаты продолжат оказывать помощь Ираку и Курдистанскому региону. [vii]
Сохранив за собой пост президента Ирака, курды рассчитывают получить посты министров финансов или нефтегазовой промышленности. Формирование нового кабинета министров новый премьер-министр Н.ал-Малики рассчитывает завершить через месяц. Однако имена спикера и двух его заместителей уже известны.[viii]
Это весьма ответственный момент для Ирака, поскольку новое правительство будет определять его внутреннюю и внешнюю политику до 2014 г. М.Барзани при этом подчеркнул, что Курдистанский регион является частью Ирака и будет решать свои проблемы совместно с Багдадом на основе уважения интересов других этносов, религиозных общин и политических течений.[ix]
В то время как курдские политики увеличивают свои политические дивиденты в коридорах центральной власти, их оппоненты подвергают критике и систему их управления Курдистанским регионом и их внешнеполитическую ориентацию. Они полагают, что руководство региона, состоящее преимущественно из членов ДПК и ПСК, проводит курс, не якобы отвечающий интересам большинства курдского населения. В качестве альтернативной они выдвигают позицию движения «Горан» (Перемены), являющуюся, по их мнению, демократичной, которая направлена на решение насущных проблем иракских курдов. Это движение пользуется поддержкой курдской диаспоры Европы и Соединенных Штатов. Его сторонники полагают, что США делают ошибку, поддерживая «жесткий и репрессивный» режим /имея ввиду руководство курдских партий и регионального правительства Курдистана - О.Ж. /. «Горан» считает, что стабильность в регионе может обернуться продолжительными протестами и беспорядками, направленными против коррупции, непотизма и авторитаризма местной власти.[x]
Все это свидетельствует о том, что успех завершения текущего политического года вовсе не означает возможность его развития в будущем году, когда из Ирака будут выведены коалиционные войска. Несмотря на заверения Б.Обамы поддерживать иракских курдов, внимание Вашингтона переключается на другие регионы.
Предстоящий год может быть сложным и проблемным как для турецких, так и для иракских курдов.
Урегулирование проблем спорных территорий может предоставить М.Барзани шанс для укрепления своих политических позиций. Это даст ему возможность претендовать на переизбрание президентом Курдистанского региона на третий срок. В противном случае этот пост может перейти от представителя традиционной курдской элиты и бывшего полевого командира к представителю нового поколения европеизированных технократов. Это обстоятельство в определенной степени может изменить направление политического и социально-экономического развития Курдистанского региона Ирака.
Перспективы урегулирования курдского вопроса в Турции в определенной степени будет зависеть от результатов предстоящих всеобщих выборов и позиции тех политических сил, которые возглавят турецкое руководство. В то же время стремление Турции вступить в ЕС будет способствовать развитию процесса курдского урегулирования в Турецком Курдистане.