Kurdistan.Ru Недавний арест Сиаманда Ибрагима - курдского писателя из курдского региона Сирии - за хранение книг на курдском языке подчеркивает тот факт, что курдский язык и культура эффективно ставятся вне закона в Сирии.
Ибрагим, главный редактор основной курдоязычной газеты "Асо", которая публикуется в Сирии без разрешения правительства, был арестован сирийскими силами безопасности 25 ноября при пересечении границы в Нусайбине-Камышли по возвращении из преимущественно курдского города Диярбакыр на юго-востоке Турции, и в настоящее время предстает перед военным трибуналом по обвинению в разжигании межрелигиозной розни.
Его преступление: владение книгами, переведенными на курдский, в числе которых шумерский "Эпос о Гильгамеше".
В Сирии есть существенные ограничения на культурные права этнических курдов. Они не могут ни говорить на своем языке в общественных местах, ни следовать своим культурным обычаям. И, конечно, курдская политическая деятельность не допускается в стране.
Согласно Конституции Сирии, все кто живут в Сирии - арабы. Официальным языком является арабский и использование всех других языков запрещено в школах, в публикациях и в повседневной деятельности.
Тем не менее, курды зачастую тайно печатают книги в ограниченном количестве экземпляров.
В аналогичном инциденте два студента, Ахмед Наби и Хайтаим Наби, были арестованы 23 ноября и брошены в тюрьму за то, что у них нашли несколько курдских книг.
Этот инцидент произошел спустя несколько лет после полицейского рейда на курдский магазин "Бадрхан" в провинции Халеб. Владелец магазина был арестован, а его книги конфискованы, и затем сожжены.
Наряду с этим, любой задержанный с курдскими книгами, или даже с книгами с критикой Сирии, на пунктах въезда автоматически арестовывается.
Курдский интеллектуал Ибрагим Йосиф подвел курдский взгляд на ситуацию: "В Сирии нет существования курдов и все, относящееся к курдам, запрещено", сказал Йосиф "Рудав", добавив, что, с точки зрения сирийских законов и конституции, хотя "запрещено печатать книги на любом языке, кроме арабского, фактически это означает запрет печати курдских книг, поскольку есть ассирийские и армянские книги и школы".
Йосиф сказал, что статьи Ибрагима на курдском и арабском языках были очень хорошо известны.
"Я думаю, что книги были использованы в качестве повода для его ареста и суда", сказал он. "Основной причиной были его произведения".
Мухаммад Муса, глава тайной курдской Левой партии (PCK-S), поддерживает мнение Йосифа.
"Они использовали книги в качестве предлога, но он был арестован за то, что он пишет," сказал Муса. "Его семья говорит то же самое. Ранее его также несколько раз задерживали и отдавали под следствие за его статьи".
Муса сказал, что Махмуд Сафо, член Политбюро PCK-S, подвергся преследованиям по тем же причинам, когда он был приговорен девять месяцев назад к году тюрьмы за помещенную в интернете статью, которая рассматривала курдскую ситуацию в Сирии.
Ибрагим часто критикует правительство Сирии в своих статьях, и в своей последней статье он также критикует Иран, основной союзник Сирии, за его политику в отношении курдов, описывая Иран как "самую большую тюрьму в мире".
Недавно он написал ряд статей, посвященных гибели 300 курдских детей при пожаре в кинотеатре в курдском городе Амуда в 1960 году - в организации которого курды обвиняют правительство - и решению вопроса о более чем 100.000 курдов, лишенных сирийского гражданства.
"Курдские книги могут быть найдены в Сирии, но любой, кто печатает новую книгу [на курдском языке] будет задержан и отдан под суд", сказал Муса.
"В последнее время борьба сирийского правительства против курдов усилилась. Курдов арестовывают [только] за то, что они написали стихотворение или статью. Сотни молодых курдов находятся в тюрьме по этой причине. Несколько дней назад группа писателей пыталась провести 15-й фестиваль курдской поэзии в курдской деревне в Сирии, но сирийские силы безопасности совершили налет на деревню и не позволили состояться фестивалю. Они также арестовали организатора фестиваля, который по-прежнему находится под следствием".
29 ноября, Ибрагим был помещен в центральную тюрьму Камышлы, и его дело было передано из местного Камышлинского военного суда в Халабский провинциальный военный суд. В тюрьме он страдает от различных заболеваний.
Ибрагим и его жена Ванда Шехо - поэты, у них четверо детей.
Курдский писатель в Сирии арестован за то, что у него нашли "Гильгамеша" на курдском языке
![]() | 2527 | ![]() | 0 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |