Интервью Мехмета Али Биранда Камалю Чомани (журнал "Lvin")
"Если Турция не сможет решить курдскую проблему, она всегда будет хромым гигантом", заявил Мехмет Али Биранд, известный турецкий журналист, писатель и политический аналитик, в специальном интервью журналу "Лвин".
Вопр.: Каковы ваши ожидания от выборов 12 июня?
М.А.Б.: Общее ожидание, что АКП, партия Эрдогана, победит. Однако есть четыре обсуждаемых вопроса: 1. Сколько миллионов голосов и какой процент он получит? 2. Получит ли он больше или меньше, чем 45% , которые он получил в последний раз? 3. Получат ли социал-демократы (НРП) больше 25%? 4. Превысит ли Националистическая партия (ПНД) 10% парламентский порог? В более широком смысле, турецкое общественное мнение будет выбрать Эрдогана еще на четыре года.
Вопр.: Какой вы видите политическую ситуацию после выборов, если Эрдоган победит, но с меньшим числом голосов, чем ожидалось?
М.А.Б.: Эрдоган не намерен терять его большинства. Он будет иметь большинство. Он выживет. Он сформирует правительство. Если у него будет подавляющее большинство, проблема в том, что он сможет изменить конституцию по своему вкусу и он сможет выбрать президентскую систему. После выборов, главной проблемой правительства будет курдская проблема, поскольку курдов должны удовлетворить изменения в Конституции. Чем более мягким будет это правительство, тем больше вероятность того, что мы сможем начать лучше понимать друг друга. Однако, если Эрдоган получит 50% голосов, он предпримет любые изменения в Конституции, которые ему нравятся, и затем стабильность в стране может оказаться под угрозой. Но, если правительство хочет решить курдскую проблему, конституция должна быть изменена.
Вопр.: Эрдоган сказал, что он изменит конституцию Турции после выборов. В то же время, Оджалан из Имрали заявил, что случится катастрофа, если курдский вопрос не будет решен. Как вы думаете, изменится ли положение курдов в Турции? В Иракском Курдистане существует общее убеждение, что БДП, единственная легальная курдская политическая партия в Турции, может получить больше мест. Каково ваше мнение?
М.А.Б.: Не обращайте внимания на то, что они говорят сейчас. Это предвыборные речи. Не верьте ничему, что говорят Оджалан или Эрдоган. Это предвыборный период. Давайте подождем, пока пройдут выборы. Прежде всего, следует решить курдскую проблему. Все знают, что иначе ничто не получится, и проблема будет оставаться в течение сотен лет. Что нужно сделать, это решать вопрос таким путем, который остановил бы терроризм. Если бы курдская проблема могла была быть переведена в парламент, РПК был бы брошен вызов. Теперь курды собираются войти в парламент и требовать, и бороться за свои права. Но они делают это с помощью шантажа. Обе стороны играют в шахматы.
Вопр.: Как вы думаете, выборы могут быть прозрачными, когда курдские политики и активисты продолжают находиться под стражей?
М.А.Б.: ... Ситуация с РПК и КСК – это что-то новое. Эрдоган действует в основном против РПК, потому что он не хочет, чтобы перед выборами его считали дураком. Давайте подождем (и посмотрим, что случится) после выборов.
Вопр.: Существует мнение, что левые партии, такие как НРП, добиваются прогресса. Как вы думаете, левые партии могут получить больше голосов?
М.А.Б.: Я не думаю, что они смогут победить на этот раз. Но они становятся все сильнее и на следующих выборах - в 2016 году - они могут иметь гораздо больше шансов. Особенно, если Эрдоган поднимается на пост президента, их шансы на победу увеличатся.
Вопр.: Вы так говорите, как будто на выборах победит Эрдоган, а не АКП?
М.А.Б.: На выборах победит Эрдоган, а не АКП.
Вопр.: Почему вы так думаете?
М.А.Б.: Ну, его руководство всегда очень сильное и, в нашей системе, лидер решает все. Мы голосуем за лидера, а не за депутатов. Это своего рода президентская система, только не называемая так. Как в вашей стране: люди голосуют за Барзани, а не за его депутатов. Лидеры – это символы.
Вопр.: Я хочу, чтобы вы поговорили об изменениях, которые принесут выборы, особенно конституционных изменениях, которые обещал Эрдоган. Какие изменения в конституции вы могли бы предложить в связи с курдским вопросом?
М.А.Б.: Если мы хотим удовлетворить курдов, мы должны быть гораздо более гибкими в отношении курдского языка, позволить им управлять своими делами и изменить статус органов местного самоуправления. Это не федерации, и никто не хочет независимости. Но мы должны позволить им говорить по-своему там, где они живут, как большинство. Кроме того, крупнейший курдский город в Турции - Стамбул, так что вопрос гораздо сложнее, чем кажется.
Вопр.: Если курды получат больше мест в парламенте, это могло бы означать, что РПК потеряет свою популярность в Турции?
М.А.Б.: Без поддержки РПК, курдская партия не может ничего делать. РПК и курдская партия - одно и то же. Они (партии) являются политическим голосом РПК и слушают ее. Они также представляют миллионы людей, и поэтому мы должны прислушиваться к ним и воспринимать их всерьез. Мы должны достучаться до них, если не хотим, чтобы это сделала РПК.
Вопр.: Вы упомянули, очень важный момент: вы сказали, что без поддержки РПК, ни одна курдская политическая партия в Турции не может получить достаточно голосов, чтобы войти в парламент. Почему бы турецкому государству не принять этот факт и решить курдскую проблему с РПК? Почему Турция по-прежнему хочет помечать курдский вопрос, как "террористический вопрос РПК"?
М.А.Б.: Вы никогда не можете решать проблему с террористической организацией. Если вы – серьезное государство, вы закрываете глаза и поговорите с представителями курдской легальной партии. Вы не говорите с горами Кандиль и Карайыланом, вы говорите с лидером курдской легальной партии. Проблема в том, что мы не знаем, что курды в действительности хотят для того, чтобы покинуть горы. Мы знаем, что они хотят амнистии, и они должны иметь какой-то вид амнистии. Мы знаем о языковой проблеме, и что они хотят управлять своими делами. Но это еще не все. Есть курдские голоса в Европе, есть Оджалан и горы Кандиль, и все говорят что-то свое. Таким образом, курды хотят иметь много вещей, но они не могут решить, о чем именно торговаться? Они должны выйти с общей позицией ... Должны быть компромиссы. Ни со стороны государства, ни со стороны РПК мы не видели никакого компромисса. Таким образом, после выборов, мы ожидаем, что обе стороны придумают что-то гораздо более гибкое. Мы не должны забывать, - и РПК знает об этом - что убийства не приведут их никуда. Это старомодная военная стратегия. Да, они могут сделать жизнь невыносимой. Да, они могут убивать людей. Но это только сделает решение еще более трудным.
Вопр.: РПК не просила о вещах, которые невозможны в стране, утверждающей, что она демократична. Не думаете ли вы поэтому, что после выборов курдский вопрос и проблема РПК будут решены?
М.А.Б.: Если Турция будет не в состоянии решить эту проблему, она не сможет быть звездой региона. Она всегда будет хромым гигантом ... Курды имеют право требовать своих прав, но иногда они заходят слишком далеко и просят больше, чем Луну. Они должны решить, в чем они могут пойти на компромисс, а затем они могут позволить нам оказывать давление на наше государство.
Мехмет Али Биранд - один из лучших журналистов и телекомментаторов Турции. Он является автором восьми книг по турецкой внутренней и внешней политике (по отношениям с ЕС с 1963 года, структуре турецкой армии, военному перевороту 12 сентября, курдской проблеме, интервенции на Кипре в 1974 году и турецко-греческим отношениям). Его книги были переведены на английский, немецкий и греческий языки.
Камаль Чомани – журналист из Иракского Курдистана. Член редакции журнала "Лвин".