Каждую пятницу в Диярбакыре, мусульманские верующие бойкотируют пятничные молитвы в мечетях, контролируемых государством, чтобы услышать проповеди на родном курдском языке. Несмотря на палящее полуденное солнце, тысячи людей собираются на молитвы перед городской стеной.
До конца 1980-х, курдский язык был запрещен. В дальнейшем правительственные ограничения постепенно были ослаблены, и на нем уже можно теперь говорить публично, но в мечетях турецкий остается единственным официальным языком.
Исламская религия находится в Турции под строгим контролем государственного органа под названием "Диянет", которая курирует назначение имамов и записи проповедей.
Во главе протестов по всему преимущественно курдскому юго-востоку стоит группа отставных имамов и исламских ученых под названием "Диай-дер". Его руководителем является Захит Чифткуран, который говорит, что они решились на свой протест после того как их призывы к реформе были проигнорированы.
"У нас было требование к Диянет, которая контролирует религию в Турции, чтобы проповеди читались на родном языке, так как в соответствии с исламом вы должны слушать и понимать то, что говорится. Но наши требования были проигнорированы", сказал Захит Чифткуран . "Вместо этого правительство послало к нам 10.000 новых имамов, которые не имеют никакого отношения к этой земле, так что это своего рода религиозная ассимиляция".
Протесты явным образом создают проблемы для премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, чья партия гордится тем, что является защитником религиозной свободы.
В своей программной речи, произнесенной на прошлой неделе в Диярбакыре, ключевые слова Эрдогана был посвящен суровой критике протеста.
"Они отказываются молиться за имамами, назначаемыми государством", заявил премьер-министр Эрдоган. "Но они не религиозны. Они видят пророка в Оджалане. Они обманывают вас. Давайте преподадим им урок".
Нападки г-на Эрдогана на курдов и Абдуллу Оджалана – заключенного в тюрьму лидера курдских повстанческих групп, РПК - вызвали тревогу среди многих курдов, даже среди некоторых из высокопоставленных курдских членов его партии. Заместитель руководителя АКП в Диярбакыре, Мухаммед Акар, говорит, что бойкот мечетей был указанием на необходимость важных изменений в политике региона.
"Я лично поддержа протест", сказал Мухаммед Акар. "Я думаю, что это позититивно, так как это основное право, хотя это и не политика моей партии", говорит он. Требование религиозной свободы исходит от растущего религиозного курдского движения. Этот регион традиционно набожный, и религиозные движения в настоящее время вновь утверждаются. Четыре или пять лет назад, я боялся, что будет столкновение между светскими националистическими и религиозными курдами, но вместо этого впервые курдский национализм выступил рука об руку с религией ".
Сторонники основной прокурдской Партии мира и демократии, или БДП, прилагают все усилия, за в несколько дней, оставшихся до выборов. В Диярбакыре двое из шести кандидатов, поддерживаемых БДП, хорошо известны как религиозные деятели города.
Одним из них является Алтан Тан. Он говорит, что наряду с традиционными ключевыми требованиями по курдскому образованию и местному самоуправлению является требование курдских религиозных прав.
"До тех пор, пока Лютер не опубликовал Библию на немецком языке, ее никто не понимал," говорит Алтан Тан. "Кроме того, курды хотят преподавать религию на своем языке. Если они не решат эту проблему, они ничего не смогут сделать. Мы сделаем в Курдистане, как в Египте, как в Йемене, как в Сирии. Мы не хотим этого. Мы хотим, новой конституции, мы хотим договориться с правительством, которое даст нам наши права ".
Турецкая армия, по слухам, сильно встревожена бойкотом мечетей и изменениями в курдском движении.
В ответ Диянет предпринял робкие шаги, чтобы курдский язык мог использоваться в некоторых мечетях для религиозных песнопений, как то, которое который в настоящее время исполняет Омер Кылыч.
Кылыч спели его на религиозной церемонии на прошлой неделе в главной мечети Диярбакыра, Улу Ками. Для него это был особый случай.
Он говорит, это был прекрасный вечер, некоторые старики плакали, так как многие в первый раз услышали мавлид, спетый на их языке в мечети. Это только начало, говорит он.
Кто бы ни победил на выборах, курдское движение выйдет из них помолодевшим и более сплоченным, требуя фундаментальных реформ.