12 июня в Турции состоятся парламентские выборы. За ними пристально следят и за пределами страны. Во многом виной тому — непростая обстановка, сложившаяся в турецкой части Курдистана.
Основными претендентами на прохождение в Великое национальное собрание считаются правящая Партия справедливости и развития, оппозиционная Народно-республиканская партия (СНР), которая может рассчитывать на второе место, и Партия националистического движения. (ПНД).
Вместе с тем, пока не ясно, насколько успешными будут выборы для прокурдской Партии мира и демократии (BDP), выдвинувшей ряд независимых кандидатов из числа видных общественных деятелей. Хотя Партия мира и демократии не оказывает явной поддержки курдским радикалам, власти неоднократно подвергали ее сторонников гонениям именно из-за того, что ее считают слишком лояльной курдским сепаратистам.
Важным событием стало также сближение Народно-республиканской партии с BDP. Первый шаг был сделан со стороны первой, и интересно, что на митинге ее лидера Кемаля Кылыдждыроглу в городе Хаккари, где компактно проживают курды, не видно было ни одного турецкого флага.
"До этого у нас с CHP не было никаких связей. Но у Кылыдждароглу есть позитивные изменения. Это не ускользнуло от нашего внимания. До сегодняшнего дня мы достигли согласия с 22 партиями по определенным вопросам. Мы можем достичь согласия и с CHP", — приводит сайт "Курдистан.ру" слова одного из прежних сопредседателей BDP Селахаттина Демирташа.
Несмотря на попытки оппозиции объединить свои усилия правящая партия пока остается вне конкуренции. Высокая популярность ПСР объясняется, прежде всего экономическими успехами правительства. Экономика Турции за последние пять по общему объему ВВП лет достигла 15-го места в мире, успешно преодолев испытания мировым финансовым кризисом. Аналитики объясняют такой успех благоприятными условиями для мелкого бизнеса и инвестиций, а также протекцией экспорта.
Ее лидер, многолетний премьер Реджеп Тайип Эрдоган в ходе предвыборной кампании посетил крупнейшие города Турции и выступил перед многотысячными аудиториями. Отчитавшись о достижениях своего правительства, он также объявил о крупных долгосрочных проектах, реализация которых позволит повысить уровень жизни граждан, создать тысячи дополнительных рабочих мест.
Вместе с тем, правительство так и не сумело достичь значительного прогресса в решении пресловутой курдской проблемы. Предпринятые в последние годы усилия по достижению компромисса не дали ощутимых результатов, а борьба вновь стала вестись силовыми методами. За последние несколько месяцев в Турции имел место целый ряд столкновений и терактов с участием курдских сепаратистов.
Что же ждать от Турции во внешней политике? До сих пор внешнеполитическая деятельность правительства Эрдогана была очень разнообразна и противоречива. Турция одновременно поддерживала США и их союзников по НАТО в Ираке и в то же время оказывала помощь радикальным исламистам в секторе Газа. В настоящее время готовится новая попытка прорыва кораблей с левыми активистами к берегам Израиля. Тель-Авив и Вашингтон направили Турции ноты протеста.
В своем ответе Эрдоган отметил, что письмо отправлено не по адресу, ибо он представляет правительство, а акцию организует неправительственная общественная организация. Однако председатель Фонда гуманитарной помощи Фехми Бюлент Йилдырым выразил благодарность турецкому правительству за такую позицию, которая, по его мнению, свидетельствует "о наличии в Турции истинной демократии, которая по своему уровню гораздо выше, чем в самих США".
Но история с "Флотилией свободы", а также достаточно тесное общение Эрдогана с представителями Ирана не отменяют того факта, что турецкие власти по-прежнему оказывают существенную поддержку Западным союзникам в Ираке. По понятным причинам военную помощь США официальный Стамбул старается не афишировать. По данным СМИ, более половины вылетов ВВС США в Ирак совершаются с военных баз, расположенных в Турции.
Здесь стоит вспомнить, что когда умеренные исламисты из ПСР только собирались прийти к власти, западная пресса распространяла различные сведения о сомнительных связях Эрдогана и его окружения с представителями "Аль-Каиды" и других радикальных террористических группировок. Но доказано ничего не было, и впоследствии благодаря умелому лавированию во внешней политике Турция сумела сохранить тесные взаимоотношения с США и Евросоюзом, не рассорившись и со своими соседями в регионе.
В конечном счете, выборы в Турции представляются событием предсказуемым с точки зрения их результатов (о безусловном лидерстве ПСР говорят практически все аналитики). Другой вопрос заключается в том, удастся ли избежать опасных инцидентов во время и после их проведения. Тем более, что 15 июня наступит "день икс", когда РПК грозится начать вооруженное восстание в Курдистане.
Косвенным образом неблагоприятное развитие событий на юго-востоке Турции может подогреваться также непрекращающимися волнениями, охватившими весь Ближний Восток. Ведь курды живут еще в нескольких странах — в том числе и в неспокойной Сирии. И где гарантия, что недовольство итогами турецких выборов не подвигнет их на выступления, подобные тем, что наблюдаются в арабском мире? Уж кто-кто, а курды точно недовольны Эрдоганом и его командой.
А некоторые курдские политики могут пройти в парламент. Работать с ними турецкому премьеру будет очень несладко…