Обнародованы оценки Организации Объединенных Наций, согласно которым в Сирии в течение нескольких недель, начиная с середины марта, около 1,1 тыс. человек были убиты и около 10 тыс. арестованы. Согласно докладу Верховного комиссара ООН по правам человека, представленного 15 июня с.г., несмотря на заверения сирийского режима в установлении стабильной ситуации, регион и масштаб беспорядков увеличились. Это наводит немецких экспертов на мысль о том, что предположение о задействовании сирийскими командирами бандитских подразделений в качестве дестабилизирующего фактора становится все более вероятным. В докладе упоминаются вопиющие факты, среди которых задействование снайперов, которые с крыш отстреливают мирное население, применение полицейскими боевых патронов против участников протестного движения, высокое число убитых на улицах женщин и детей.
Насилие властей провоцирует панические настроения, побуждающие жителей приграничных населенных пунктов искать убежища в Сирии. "Турция открывает коридор для сирийских беженцев", — заголовками подобного рода пестрят немецкие СМИ, указывая, что Анкара обеспечивает помощь соседям, которые ощущают угрозу для жизни в результате войсковых операций сирийского режима. Корреспонденты германских СМИ отмечают, что нарастающее напряжение на турецко-сирийской границе — результат протестного движения, которое наблюдается в Сирии более трех месяцев. По данным германских СМИ, которые ссылаются на экспертов международных организаций по охране прав человека, противостояние оппозиции и правительства унесло уже более 1300 жизней мирных граждан. Единственный выход из ситуации, когда танки прямой наводкой бьют по жилым кварталам, объясняя это борьбой с вооруженными бандитами, и сопутствующего мародерства сирийцы видят в бегстве от насилия. Поскольку ближайшие города и деревни подвергаются подобному же насилию, мирные жители предпочитают пересечь границу и поселиться в палаточных городках в сирийско-турецком приграничье, где, по данным немецких СМИ на 17 июня с.г., уже сосредоточено около 9 тыс. беженцев.
Учитывая возрастающее число населенных пунктов, которые подвергаются «зачисткам» сирийских силовиков, занятых, по утверждению режима, истреблением исключительно вооруженных бандитов, немецкие наблюдатели прогнозируют в ближайшие дни прирост жителей палаточных городков в пределах 10-30 тыс. человек. Журналистка Луизе Замманн, изучающая ситуацию в приграничье, отмечает исключительное внимание и доброжелательность турецких силовиков по отношению к бедствующим соседям. Они, как отмечает Л. Замманн, переходят границу с транспарантами, на которых начертано: "Мы хотим свободы, мы хотим жить в Турции, спасибо Эрдогану!" В настоящий момент в Турции находятся уже более 8,5 тыс. беженцев из Сирии. Работники турецкого Красного Полумесяца — местного эквивалента Красного Креста — построили палаточные городки на границе. Вновь официально подтверждена поддержка бедствующим от лица премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Немецкие СМИ цитируют его заявление: "Сирия для нас — не Ливия. Это наш сосед, проблемы которого мы воспринимаем как наши собственные. С Сирией нас связывает общая граница в 850 километров, и мы обязаны открыть свои двери для беженцев".
Понятно, что столь значительный поток беженцев вызывает определенное напряжение в турецко-сирийском приграничье, и вопросы их размещения в палаточных городках — первые и главные, которые решает турецкое руководство, ожидающее поддержки своим действиям со стороны Евросоюза и других международных организаций. Однако до сих пор страны ЕС, в том числе шеф германского МИДа Гидо Вестервелле, четко не прореагировали на происходящее, хотя эта проблема уже недельной давности, указывают немецкие СМИ. Пока ясно, что в одиночку Турция с нарастающим потоком беженцев не справится.
Мустафа Даджистанли, мэр приграничного городка Ялададжи, в растерянности: "Вначале я воспринимал наших соседей в качестве гостей, однако государство еще не определило четко, что я должен делать дальше. Я не знаю, кто они — просто беженцы, которым надо помочь на первых порах, или лица, ищущие политического убежища. В любом случае, каждому из них будет оказано турецкое гостеприимство". Беспокойство мэра, на которого свалились новые заботы, понять можно. Неподалеку от городка находится граница, где скопились десятки тысяч людей, готовые в любой момент перейти ее, как только в поле зрения появятся сирийские танки. Их залпы, как это уже было в последние дни, означают: спасайся, кто может. Обстановка накаляется сообщениями о том, что в среде силовиков существуют разные подходы к операции, и есть военнослужащие, которые отказываются выполнять приказы командиров, за что расплачиваются жизнью. Но как знать, кто рассматривает тебя в прицел танкового орудия, твой преследователь или твой доброжелатель, рассуждают главы семейств, обступившие приграничную зону.
Между тем население палаточных городков, ориентируясь в обстановке по сообщениям турецких СМИ, информировано о том, что по приказу Башара Асада войсковая операция вступает в новую фазу, которая охватывает все более значительный географический регион. Это означает продолжение насилия, которое имеет значительный спектр. Под предлогом борьбы с вооруженными бандитами сирийские военнослужащие выносят из домов имущество, оставленное беглецами, отравляют водоемы, сжигают посевы на полях. Иными словами, не оставляют беженцам надежд на возвращение, хотя власть именно к этому их призывает. В подобных обстоятельствах беженцев может ожидать только смерть — на этот раз не от танковых орудий, а от голода и лишений.
Информация о действиях регулярной армии вызывает страх и беспокойство не только беженцев в зоне приграничья, но и представителей турецких властей. Немецкая пресса приводит свидетельство Эрдогана: "Несколько дней назад я говорил с Башаром Асадом. Несмотря на перечисленные инциденты, он оценивает ситуацию иначе. Однако совершенно очевидно, что его брат как командир действует совершенно бесчеловечно. В подобных условиях мы не можем стоять на позициях сирийского руководства".
Мнение достаточно откровенное. Одновременно премьер-министр Турции дал понять, что границы с Сирией по-прежнему открыты и будут оставаться таковыми столько, сколько потребуется. Сотрудники подразделений турецкого Красного Полумесяца работают, создавая лагеря еще для прогнозируемых 9 тыс. беженцев. Похоже, используя ситуацию, Турция подтверждает свою стратегическую роль в регионе, делают вывод немецкие наблюдатели. Весьма символично, сообщают они, что имя Реджеп Тайип сейчас самое популярное для тех малышей, которые появляются на свет в палаточных городках: жизнь идет своим чередом, и благодарные сирийки хотят запечатлеть в истории семьи имя турецкого лидера, который спас от смерти новорожденных, волей судьбы появившихся на свет за пределами родины.
Зато имя другого носителя власти, Башара Асада, они произносят с иным настроением. Правовую оценку его действиям дают немецкие представители закона. Мнение Детлева Мехлиса, генерального прокурора Берлина, опубликованное в германских СМИ в разгар событий на указанном приграничье, базируется на давнем знакомстве с личностью сирийского лидера. В 2005 г. он был одним из экспертов, входивших в группу правоведов ООН по расследованию обстоятельств убийства премьер-министра Ливана Рафика Харири. Роль президента Сирии Башара Асада до сих пор четко не определена, однако "совершенно очевидно, что он — часть этой темной истории, часть зловещей схемы", говорит Д. Мехлис. Ему, как и другим следователям, с самого начала было ясно: организаторы и вдохновители убийства сидят в Дамаске. На чем строится уверенность в причастности Башара Асада к политическому убийству — на этот вопрос Д. Мехлис отвечает, что это не только его убеждение. К такому выводу пришли следователи разных стран, когда в их руках оказались соответствующие документы. "Мы изложили эту точку зрения в совместном отчете: мы верим в то, что сирийский режим был вовлечен в убийство ливанского премьер-министра, и это следует из самой структуры сирийского режима. В конечном счете немыслимо — и это мнение подтверждено свидетелями, — чтобы событие подобного рода могло происходить без ведома президента".
Режим Башара Асада — не только власть, но и огромные деньги. С точки зрения закона, режим — машина по сбору средств, и ими обладают те, кто близок к верхушке власти. На вопрос о происхождении денег у Асада Мехлис отвечает: они приходят от сделок по продаже оружия, от контрабандных операций, от государственных предприятий. Это "очень значительные суммы, исчисляемые десятками миллионов". По его мнению, речь изначально идет о преступном режиме, который вполне может осуществлять, в том числе и из финансовых интересов, разнообразную деятельность, от политических убийств до уничтожения силовиками мирных жителей. Давая правовую оценку выражению "без Сирии не существует решения ближневосточной проблемы", он называет это вздором, поскольку "Сирия всегда была частью ближневосточной проблемы", и подвижек в решении этой проблемы следует ожидать не от Сирии, а от коллективных усилий Запада, Китая и России.
Однако даже столь многоопытный эксперт не берется прогнозировать дальнейшее развитие событий в зоне приграничья. Немецкий обозреватель Сусанна Фюрер считает, что все дело в непредсказуемости сирийского диктатора. Он уже доказал, что способен квалифицировать любой мирный протест и требование демонстрантов о предоставлении демократических свобод как вызов режиму, на который надо отвечать огнем орудий, стрелкового оружия, пытками. Волна насилия приближается к Алеппо и другим городам, расположенным в 40–50 километрах от уже "зачищенного" Джиср эш-Шугура, утверждает С. Фюрер, которая держит постоянную связь с берлинкой сирийского происхождения Салям Саид, десять лет живущей в Германии и получающей оперативную информацию с исторической родины. Количество беженцев исчисляется десятками тысяч. Для того чтобы узнавать подробности актуальной ситуации, Салям Саид использует, как она говорит, условный язык, чтобы ее информаторов не могли понять, поскольку система мониторинга в Сирии работает очень четко, и осторожность — первое условие при подобном общении. Сейчас войска действуют и на северо-западе страны, и на востоке, число убитых превысило 1600 человек, хотя официальные СМИ отрицают эти данные, указывает С. Саид.
Проведя рейды по нескольким городам и деревням, солдаты оставили кровавый след на северо-западе страны, сообщают СМИ Европы. Государственные СМИ Сирии называют это "операцией против вооруженных террористов", однако независимые источники отрицают подобную цель. Она сводится к преследованию тех, кто или сам участвует в протестах, или помогает оппозиции. Судя по обстановке, в провинции Идлиб на сирийско-турецкой границе завершается войсковая операция, сообщают источники в МИДе ФРГ. Из "зачищенного" Джиср эш-Шугура к границе сбежали, по официальным данным, лишь 5 тыс.жителей, по неофициальным — 45 тыс. из 50 тыс. Известно, что в последние дни границу пересекли 700 сирийцев. К ним присоединились дезертировавшие из силовых структур режима военнослужащие. По сообщениям сирийских СМИ, сотни беженцев вернулись в свои дома после "зачисток".
Известно, что на запланированной в Анкаре встрече министра иностранных дел Сирии Валида аль-Муаллима и генерал-лейтенанта Хасан Туркмани, советника Башара Асада и бывшего министра обороны, с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом вопрос о ситуации в приграничной зоне стоял на повестке дня. Однако немецкие СМИ не сообщают о результатах встречи и не подтверждают того, состоялась ли она вообще.
В любом случае, сирийскую проблему сейчас вынуждена решать Анкара. Она стоит перед выбором, как поступить с беженцами. С одной стороны, продолжать их поддерживать самым необходимым (продовольствием, водой, медикаментами, медицинскими услугами) — обязанность соседа и страны, подписавшей соответствующие конвенции ООН по беженцам. С другой стороны, нести все тяготы, связанные с обеспечением беженцев самым необходимым, должны и другие государства и организации. Положение осложнено тем, что призыв сирийского руководства вернуться на постоянное место жительства, уже якобы освобожденное от бандитов, беженцы воспринимают с сомнением. Этому есть причины. Вооруженные бандиты и в самом деле орудуют в городах, откуда родом беженцы, но, по оценкам правозащитников, они действуют либо самостоятельно, что маловероятно, либо с санкции властей, намеренно создавая обстановку нестабильности и по команде Дамаска готовые к действиям в том или ином населенном пункте. Поскольку Дамаск жестоко преследует представителей независимых СМИ, находящихся в районе боевых действий, перепроверить подобные данные пока невозможно.
Таким образом, местные жители в большинстве своем склонны воспринимать насильников и мародеров как звено силовых подразделений сирийской власти. Вновь подвергаться насилию, унижению и уничтожению они не намерены. "Мы не хотим вновь испытывать судьбу, однажды мы уже сделали это и жестоко поплатились" — таково общее суждение жителей палаточных городков, которые намерены вернуться в родные места лишь после того, как Башар Асад и его приспешники в погонах и без них уйдут из властных структур.
Это означает, что жизнь палаточных городков в турецко-сирийском приграничье несколькими неделями не ограничится, констатируют немецкие эксперты.
Использованы данные Deutschlandradio, taz, Huerriet.