В последнее время в “Регнуме” появился ряд публикаций, темой которых были курды вообще, курды-езиды Армении в частности и в особенности – некто г. Азиз Тамоян. Последний известен в езидских кругах тем, что вместе со своими родственниками и знакомыми создал организацию под скромным названием "Союз езидов мира", после чего стал представляться как “глава езидов мира” и в этом качестве, при мощной информационной поддержке армянских СМИ, повел бескомпромиссную борьбу против… “курдов” (разумея курдов-мусульман), и которые, де, с одной стороны притесняют и угнетают езидов, а с другой - считают их частью курдского этноса, тогда как езиды – совершенно особый народ.
Поскольку курдская и тем более езидская тема мало известна в России, то прежде, чем приступить к изложению интересующих нас явлений, читателю, видимо, необходимо дать общую фактологическую справку.
Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (автор статьи – академик Н.И.Веселовский) “езиды - последователи одной, довольно еще загадочной, религиозной секты, распространившейся среди курдов. Езиды говорят курманджийским наречием курдского языка”. Большая Советская Энциклопедия (автор статьи – виднейший советский специалист по курдскому языку и литературе Маргарита Руденко) сообщает: “Езиды, название части курдов, исповедующих особую религию. (…) Религия Е. синкретична и содержит элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, христианства (несторианского толка) и ислама. Е. веруют в единого бога и его эманацию — верховного ангела Таус-Мелека, изображаемого в виде бронзовой или медной птицы на подставке”. Как religious sect (а отнюдь не ethnic group!!!) определяет езидов (англ. Yazidi) и “Британника” и все другие авторитетные мировые энциклопедии. Виднейшие ученые-востоковеды (включая и армянских), как О.Л.Вильчевский В.Ф.Минорский, И.А.Орбели, В.Никитин, Марр Лейард, Карцев и многие другие также никогда не сомневались в курдской идентичности езидов.
Духовным лидером всех езидов является Мир (эмир, князь) всех езидов Тахсин-бек, пребывающий в Святом Лалеше (так называется храм под г. Дохук, в Иракском Курдистане). Именно Мир, при помощи Духовного совета, осуществляет руководство всеми езидами, и более никаких лидеров у езидов мира нет. При этом, сам Тахсин-бек не раз подчеркивал курдскую идентичность езидов и отмечал, что попытки противопоставить езидов – курдам-мусульманом и объявить езидов отдельной нацией (в саддамовском варианте, говорилось об их “арабском” происхождении) – есть не более, чем интриги врагов курдского народа. Кстати, Святой престол в Лалеше уже проинформирован о претензиях г-на Тамояна на мировое лидерство над езидами, и в ближайшее время должно последовать письмо на имя Католикоса всех армян и Президента Армении с разъяснениями по этому поводу.
В конечном итоге в том, что некто г-н Тамоян провозгласил себя всемирным лидером езидов, нет ничего необычного. Необычно то, что каждый его шаг сопровождается активнейшей поддержкой армянских (в том числе государственных) СМИ, что он пользуется поддержкой первых лиц Республики Армения и созданная им из друзей и знакомых НПО получает мощнейшее государственное финансирование. Эти обстоятельства выводят историю “главы езидов мира” за рамки простого анекдота о похождениях очередного Остапа Бендера. Они заставляют видеть в ереванском комбинаторе прежде всего креатуру властей (по крайней мере – неких влиятельных кругов во власти), а в его похождениях – отчетливую политическую подоплеку.
Именно с этой точки зрения Тамоян (и стоящие за ним люди?) использовал конфликт, произошедший в смешанном армяно-езидском селе Зовуни под Ереваном. Конфликт между армянами и езидами, вспыхнувший, как это обычно бывает, по случайному поводу, имел, однако, подоплекой реальную напряженность между двумя группами жителей. По нашим сведениям, напряженность связана с проблемами при приватизации земли, при которой езиды в целом оказываются обделенной стороной (что однако связано с некоторыми местными условиями, а не с целенаправленной дискриминацией). Весьма удачно для себя, г-н Тамоян оказался в эпицентре этих событий, и в него по одним сведениям стреляли, по другим угрожали пистолетом, а по третьим, самым достоверным – размахивали перед его носом мобильным телефоном (где вы, Ильф и Петров!). Поскольку армянские СМИ, как указывалось, активно отслеживают все приключения г-на Тамояна, драка в Зовуни сразу превратилась в топовую общенациональную новость. Сам же Тамоян немедленно созвал пресс-конференцию, на которой ничего не говорил о земельных проблемах езидов Зовуни, но зато очень много – о турках, азербайджанцах, курдах (мусульманах) и о президенте Иракского Курдистана Масуде Барзани персонально. Все вышеупомянутые враги “езидского народа”, по словам Тамояна, раздувают драку в Зовуни (раздутую, на самом деле, именно армянскими СМИ) с целью подорвать нерушимое единство армянского и езидского народов. Особенно достается от “главы езидов мира” президенту Барзани: "лидер курдов Масуд Барзани пишет, не испытывая ни стыда и ни совести, будто бы стреляли в главу курдов-езидов Армении", намекая тем самым на "прямое подчинение Тамояна" президенту Иракского Курдистана (…) пусть он (Барзани) так больше не поступает. (…) Я обязательно ему отвечу. Пусть не радуются, что им удалось разжечь пожар межнациональной войны". На самом деле, разумеется, президент иракского Курдистана никогда не называл Тамояна “главой курдов-езидов Армении” по одной простой причине – он ни сном, ни духом не ведает о существовании этого персонажа. Масуд Барзани не делал никаких заявлении по поводу драки в Зовуни, так как маштаб этого события не нуждался в его реакции. Президенту Барзани тем более было не до драк в армянских селах, что в это время состоялись похороны его матери, причем официальные соболезнования ему направили короли, президенты и премьеры многих стран мира, в их числе президент, премьер и министр иностранных дел Турции (последние двое – лично по телефону) и вице-президент США (также – лично по телефону)президент Ирана Махмуд Ахмединеджад и президент Сирии Башар Асад. Это дает некоторое представление о международном ранге и весе лидера Иракского Курдистана. На этом фоне тон г-на Тамояна впечатляет… Это уже не Ильф и Петров, это Крылов: ай да Моська!
При этом, как то вошло в обычай у официозных армянских езидов, именно “курды” (мусульмане) изображаются главными врагами “езидского народа”. Им приписывается, кроме “ассимиляции”, чуть ли не геноцид езидов. Так на “Регнуме” выступил между прочим езидский сотрудник легендарного армянского радио, Хасане Шейх-Mамуде, который задался вопросом: “Кто, как не курдские радикалы, организовали взрыв на священных землях Лалиша, унесший жизни более 160 езидов?” Судя по всему он имеет в виду двойной теракт в езидских деревнях Телль-Узер и Сиба Шех Хдре (14 августа 2007 года), который на самом деле оставил 550 убитых и до тысячи раненых и считается самым кровавым терактом в истории Ирака. Эти деревни находятся за административными пределами Курдистанского Региона, близ Мосула, где хозяйничают так называемые “повстанцы”, которые особенно в 2007 г. постоянно осуществляли теракты против езидов. Но Шейх-Махмуде утверждает, что взрыв организовали некие “курдские радикалы”, при том в такой риторической форме, которая отметает всякие требования доказательств. В самом деле, кто же еще, кроме курдских радикалов? Это всем известно и очевидно. Не “Аль-Каида” же в самом деле, не баасистское подполье! И Шейх Махмуде тут же отметает, как совершенно абсурдное, само предположение, что эти добрые люди могут иметь что-то против езидов… Кстати пострадавшим от этого теракта езидам оказывалась помощь правительством Курдистана и по всему Курдистану общественные организации собирали для них гуманитарную помощь. Интересно что сделал для пострадавших единоверцев “глава езидов мира” и его организация?
Вот кто, оказывается, главный враг езидов в Ираке! Не арабские шовинисты, которые видят в них чужеродный элемент и “предателей” арабской нации. Не исламскистские фанатики, которые видят в езидах “дьяволопоклонников”. Главный враг езидов в Ираке – то самое правительство Курдистана, которое реконструирует храм в Лалеше, объявило езидские религиозные праздники общенациональными и в вооруженных силах которого езиды Мосульской провинции видят единственную гарантию своей безопасности. А на последных выборах в парламент Ирака 6 езидов стали депутатами Федерального парламента в Багдаде по спискам Демократической партии Курдистана, которую возглавляет Масуд Барзани. Перед нами не просто ложь и клоунада. Это ложь и клоунада на крови, при том на крови не каких-то абстрактных жертв террора, а собственных же соплеменников и единоверцев!
И тут возникает вопрос - qui prodest? Кому и зачем все это выгодно? Армянские друзья говорят мне, что езиды Армении сами идентифицируют себя как представители особого этноса, и не дело государства вмешиваться в это и навязывать им курдскую или какую-то другую идентичность. На это не возразишь: одни указывают себя в переписи “эльфами”, другие – “езидами” по национальности, вольному воля. Но вот тот же Шейх Махмуде особо хвалит Армению за то, что “сейчас Армения единственная страна, где изданы учебники родного языка и литературы езидов для 1-8 классов школ, соавтором которых является и Азиз Тамоян”. И тут он совершенно прав. Учебников “езидского языка” и “езидской литературы” нигде, кроме Армении, действительно не существует… к стыду Армении. Если армянские ученые объяснят мне чем отличается езидский язык от курдского – я сниму перед ними шляпу. В конце концов язык – это не субъективный вопрос самоидентификации, а объективный лингвистический факт. В лингвистике не существует не только “езидского языка”, но даже езидского диалекта – езиды говорят на том же диалекте курманджи, который является родным и для большинства курдов-мусульман. Соответственно не может быть и “езидской литературы” (кроме религиозной, к тому же все езидские религиозные тексты известны только на курдском языке). Наиболее почитаемым среди езидов, можно сказать культовым литературным произведением, отрывки из которого веками пели на всех торжествах, является поэма “Мам и Зин” Ахмеда Хани – мусульманина. Интересно, включил ли Азиз Тамоян в свой “учебник езидской литературы” великого Ахмеда Хани? Другие сокровища богатой поэзии на диалекте курманджи, авторами которой были курды-мусульмане? Или заменил их сочинениями своих знакомых, езидских общинных графоманов? Загадка.
Понятно, что полуграмотные проходимцы, которые не могут отличить пистолет от мобильного телефона и при всем желании не могли бы составить “учебники езидского языка и литературы”. Тут явно не обошлось без кафедры иранистики Ереванского университета. Что же думают на этой кафедре? Доцент Виктория Аракелова, один из ведущих иранистов Армении, подробно и с гордостью отчитывалась о том, как в Армении “делают” “езидскую нацию”: karabah88.ru/press2008/09/0904.html
“На своей исторической родине, в Северном Ираке, езиды по сей день испытывают притеснения со стороны курдов. (…) Национальное самосознание езидов формировалось в противопоставлении себя курдам и исламскому миру. Благодаря усилиям езидской интеллигенции Армении и поддержке армянских ученых этот народ получил признание в качестве отдельной этноконфессиональной общности сначала в Армении, а затем в международных кругах”. И затем эта жрица чистой научной истины выдает чеканную формулировку, которая объясняет все: “Если бы езиды продолжали считаться курдами, то Армения была бы сегодня страной с курдским фактором, что крайне опасно в и без того сложных условиях нашего региона”.
В пандан этим рассуждениям – на “Регнуме” появляется статья армянского политолога Сергея Шакарянца под заглавием “Армению хотят втянуть в курдский вопрос”. Кстати, Шакарянц – еще один персонаж из Ильфа и Петрова, подробно описавших такого рода “политологов” - в те времена их отличительным признаком были пикейные жилеты. К сожалению, здесь не место подробно и на фактах разбирать все нелепости и прямую ложь утверждений Шакарянца (если г-н Шакарянц попросит, я охотно сделаю это в особой статье) - замечу лишь, что эти свойства рассуждений “политолога” свидетельствуют, что у него не выводы следуют из фактов, а факты подбиваются к заданным выводам. “Вывод” же, сделанный на основе несчастной деревенской драки в Зовуни, состоит в том, что Турция, США и Азербайджан совместно используют против Армении “курдскую карту”. При этом, по неизбежной в таких случаях инверсии, именно курды обвиняются в “антиармянском позиционировании”, которое, разумеется, “финансируется большей частью из Анкары и Баку”.
В целом, позицию армянского истеблишмента можно понять так. Они не хотят иметь дело с “курдским вопросом” ни внутри, ни вовне страны. Национальные притязания курдов на Ближнем Востоке они считают, в конечном итоге, опасными для Армении, окруженной этнически курдским морем (в этом смысле было слишком много публикаций в армянской прессе, чтобы не оставалось ни малейших сомнений). В самой Армении они предпочитают иметь слабое, легко управляемое и легко ассимилирующееся “езидское” меньшинство, нежели диаспору 40-миллионной ближневосточной нации. Все это еще можно понять; совершенно непонятно другое – грубые и подчас провокационные методы, которые используются при этом. В реальности, никакого “антиармянского позиционирования” и курдов нет; “Великий Курдистан, включающий в себя большую часть современной Армении” - не более, чем горячечный бред армянского “политолога” (ни один курдский националист, даже из числа самых радикальных, не выражал до сих пор претензий ни на дюйм армянской земли; правда, насколько мне известно, армян напугали этнографические карты западного академического происхождения, копии которых распространялись в курдской среде под именем “карт Курдистана” и на которых, естественно, были показаны территории проживания курдов в Армении). Что налицо – так это “антикурдское позиционирование” людей вроде В.Аракелян, С.Шакарянца и кукловодов Азиза Тамояна. Эти люди почему-то вообразили, что курды являются врагами армян, и с упорством, достойным гораздо лучшего применения, принялись бороться с мнимой “курдской угрозой”. Спрашивается, как бы отреагировали в Армении, если бы, например, в Иракском Курдистане появился человек, который при полной поддержке в том числе бюджетного финансирования правительства провозгласил армян Курдистана “курдскими христианами”, объявил бы главными врагами “курдских христиан” - армян, которые их “угнетают и пытаются ассимилировать”, и издал для армянских школьников Курдистана учебники “курдско-христианского языка и литературы”? Более того если эта группа объявит все церкви на территории исторической Армении принадлежащими “курдским христианам”. На мой взгляд, истинная суть событий вокруг Зовуни – не разыгрывание “курдской карты” против армян, как уверяет С.Шакарянц, а наоборот – разыгрывание “армянской карты” против курдов. Почему это было сделано именно сейчас? Не потому ли, что лидер курдов Масуд Барзани в последнее время приобрел столь выдающийся авторитет не только на внутрикурдской, но и международной арене, особенно после того как он сумел урегулировать многомесячный правительственный кризис в Ираке? Курды становятся важным региональным фактором с которым считаются крупные игроки на международной арене. Это не всем нравится и в последнее время мы видим усиление информационной войны против Курдистанского региона в Ираке и его руководителей. Очень жаль, что вольно или невольно, в дискредитации молодого курдского государственного образования и его руководства задействованы и некоторые армянские круги. Совсем недавно иранский генерал объвинил Армению в оказании поддержки Партии свободной жизни Курдистана (Пежак). Может быть кое-кто в Армении, учитывая важность сохранения хороших отношении с Ираном, хочет отвлечь внимание от этого скандала и показать миру, что вот ведь и у нас есть проблемы с курдами. Один мой знакомый как-то говорил мне, что армяне непревзойденные мастера многоходовых политических комбинаций. Могу возразить что сегодня очень многие научились играть в политические шахматы. И еще говорят что политика – это грязное дело. Но опыт показывает что самой эффективной политикой является честная и открытая политика с существующими партнерами.
К счастью, что в Армении есть достаточно разумных людей, которые осознают, что никакого противоречия национальных интересов курдов и армян в реальности не существует, а курды – исторические соседи, не замышляющие против них никакого зла, наоборот – заинтересованные в дружбе с ними, которая, безусловно, пойдет одинаково на пользу обеим нациям. Более того, я не открою Америки, если скажу что у армян, турок, персов, арабов, азербайджанцев, грузин, курдов и у других народов региона нет альтернативы, кроме как построить справедливый, основанный на взаимопонимании мир в регионе.