Одним из первых шагов нового иракского правительства, сформированного в конце 2010 г., явилось обнародование 5-летнего плана развития национальной экономики (National Development Plan - NDP), предусматривающего инвестиции в объеме 186 млрд. долл. Предполагается, что 100 млрд. из этой суммы будут получены за счет доходов федерального бюджета, а остальные 86 млрд. вложат иракский частный сектор и иностранные инвесторы.
За последние 30 лет в результате военных действий, разгула терроризма и насилия экономике страны был нанесен весьма значительный ущерб. Практически каждый сектор - от здравоохранения, образования и жилищного строительства до электро- и водоснабжения - требует миллиарды долларов капиталовложений. Половина трудоспособного населения - без работы, недостаток электроэнергии и слабость инфраструктуры не дают развиваться промышленности. Значительная часть населения находится в бедственном положении, доходы более 20% иракцев исчисляются на уровне ниже черты бедности. Остро стоит проблема нехватки жилья, дефицит которого оценивается в 3,5 млн. квартир.
В плане национального развития поставлен ряд достаточно амбициозных, но, как считают некоторые независимые эксперты, достижимых задач, выполнение которых позволило бы вывести экономику страны из нынешнего плачевного состояния. Прежде всего, предусматривается, что среднегодовые темпы прироста ВВП в 2011-2014 гг. должны составлять 9,38%. В этой связи важно отметить, что, согласно оценке, экономический рост в Ираке в 2010 г. находился на уровне 7,3%. Судя по заявлениям иракских официальных лиц, правительство осознает, что планируемый показатель может быть достигнут, если в страну начнут поступать доходы от экспорта нефти в ожидаемых объемах.
Правительство также намерено вернуть иракцев, покинувших родину из-за политических и экономических неурядиц. Для достижения этой цели оно планирует создать 4,5 млн. новых рабочих мест в период до 2014 г. с помощью как государственных вложений, так и привлечения местных частных и иностранных инвестиций.
Диверсификация иракской экономики, снижение чрезмерной зависимости от углеводородов и развитие других отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) - это еще одна важнейшая задача, которая подчеркивается в национальном плане развития Ирака.
В рамках NDP иракское правительство в качестве первоочередного приоритета выделило организацию регулярного энергоснабжения населения и предприятий страны. В начале 2011 г. были проведены тендеры по четырем проектам в сфере электроэнергетики. Новые объекты должны добавить 2750МW к общей мощности по производству электроэнергии Ирака. Ожидается, что это даст толчок восстановлению и дальнейшему развитию промышленного сектора. Некоторые эксперты полагают, что Ирак действительно начнет двигаться вперед только, когда в стране будет устойчиво работать электроэнергетика. Эта отрасль также весьма важна для улучшения ситуации с занятостью иракского населения.
Реализация всех заявленных в NDP целей в значительной степени будет зависеть от темпов увеличения добычи и экспорта иракской нефти, поступления от которых формируют более 90% всех государственных доходов страны. Поэтому инвестиции в развитие энергетического сектора являются приоритетными, на них приходится 15% общей суммы ассигнований (27,9 млрд. долл.), предусмотренных планом развития в период с 2010 до 2014 гг. При этом нефтяной экспорт должен вырасти с 2,1 млн. барр. в сутки (105 млн. т в год) до 3,1 млн. барр. в сутки (155 млн. т в год) в 2014 г. Вместе с тем, важно отметить, что многие энергетические аналитики прогнозируют, что Ирак сможет увеличить добычу нефти до 3,5 млн. барр. в сутки к 2015 г. (175 млн. т в год), а затем довести ее до 6,0 млн. барр. в сутки (300 млн. т в год) к концу текущего десятилетия. Это способствовало бы ускорению проведения в жизнь программы восстановления экономики страны и повышению темпов экономического роста. Тем не менее, чтобы данный прогноз стал реальностью, необходимо преодолеть множество экономических и политических препятствий.
Массированные потенциальные вливания нефтедолларов в иракский федеральный бюджет, наряду с их последующим распределением между различными проектами, сами по себе могут создать серьезную напряженность в деятельности Министерства финансов, которое должно не только грамотно управлять масштабными потоками нефтедолларов, но и не допускать, чтобы приток значительных финансовых ресурсов приводил к росту инфляции.
В этой связи в плане национального развития Ирака говорится о необходимости проведения реформы банковской системы страны и повышения качества финансовых услуг. Министерство финансов, в свою очередь, должно будет провести полную реструктуризацию всех иракских финансовых административных структур и радикально улучшить качество предоставляемой информации. Ирак остро нуждается в том, чтобы все его нефтяные доходы пошли на восстановление страны, а для этого необходима транспарентная финансовая система.
Transparency International (международная организация, которая ведет наблюдение за состоянием коррупции в мире) поставила Ирак по степени коррумпированности на 4-е место в мире после Афганистана, Бирмы (Мьянмы) и Сомали.
В стране борьбой с коррупцией занимаются три государственных органа: Commission of Public Integrity, Inspector General’s Office и Board of Supreme Audit. Все три агентства являются независимыми органами и борются с мошенничеством и коррупцией на государственном уровне. Несмотря на это, Ирак, согласно оценке, потерял из-за коррупции 1 млрд. долл. в 2010 г. По сообщениям местных СМИ, 709 высокопоставленных государственных служащих и 75 глав ведомств были осуждены в прошлом году за коррупционные преступления.
Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что по мере роста государственных расходов увеличатся возможности для коррупции. 5-летней программой восстановления страны запланирована реализация 2800 проектов. Учитывая, что для этого будет проводиться множество тендеров и подписываться большое количество контрактов, ситуация с коррупцией может ухудшиться.
С целью борьбы с этим злом планом национального развития предусматривается ряд дополнительных мер, которые, как надеется руководство страны, помогут сократить число коррупционных преступлений. В частности, создан Департамент по борьбе с отмыванием денег при Центральном банке.
В заключение важно подчеркнуть, что для эффективной реализации 5-летнего плана национального развития Ирака необходимо сильное и ответственное правительство, а также сохранение политической стабильности в стране, хотя бы на современном уровне.
Как отмечают многие специалисты по Ближнему Востоку, уровень насилия в Ираке за последние 3 года заметно снизился, примерно в 5 раз сократилось число жертв среди мирного населения по сравнению с 2008 г. К концу 2010 г. количество нападений в среднем в неделю уменьшилось в 4 раза против этого показателя в 2008 г.
Определенное улучшение ситуации с безопасностью создает более благоприятные условия для восстановления экономики страны, оно способствует росту доверия со стороны местных и иностранных инвесторов.
В то же время серьезные проблемы с безопасностью все еще сохраняются, более того существует угроза, что они могут обостриться в условиях вывода американских войск из Ирака.
Другая сложная задача заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между членами нового иракского правительства, которое представляет собой более широкую коалицию партий, чем кабинет, сформированный в 2005 г. Бывшие соперники теперь вынуждены работать вместе. Решение проблемы с безопасностью и слаженная работа правительства являются решающими факторами для восстановления и развития Ирака в обозримом будущем.
Людмила Николаевна Руденко - научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат экономических наук, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".