Еще не утихли страсти по скандальному высказыванию экс езида Азиза Тамояна[1] на страницах ИА REGNUM, как на потребу охочей до сенсаций публике сбрасывается, не менее одиозная статья "Идентичность "курдов-езидов" и "езидов" постсоветского пространства". Что это случайное совпадение или звенья одной пропагандистской цепи?
На этот раз в качестве "правозащитника притесняемых езидов" выступает Нодар Мосаки, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВ РАН, автор многих научных работ и статьей по современным проблемам и истории курдов и Курдистана.
Беглого взгляда достаточно, чтобы разглядеть в ней опубликованный почти год назад, (если быть точным, 18 октября 2010 г) на сайте kurd.ge с незначительными дополнениями текст статьи "Идентичность "курдов-езидов Грузии" [2].
По какой надобности Нодари Зейналович дублируете работу сейчас, отдаете ли себе отчет, кому подыгрывает?
Теперь вопросы по самой статье:
(((При анализе идентичности т.н. "курдов-езидов" или "езидов" постсоветского пространства (до распада СССР преимущественно сконцентрированных на территории Армении и Грузии) возникает непреодолимая сложность их коллективного обозначения. Термины "курд-езид", а также "курд" и "езид" для коллективного обозначения людей, проживающих на территории Грузии и Армении или эмигрировавших оттуда, чьи предки ранее принадлежали к езидской религии, являются весьма условными. Это обстоятельство указывает на многовариантность идентичности т.н. "езидской общности". При этом некоторые виды этой идентичность формируются в настоящее время.)))
Уважаемый Нодари, Вы талантливый ученный и энергичный молодой человек! Прекратите пустые социологические исследования идентичности езидов, это ведь следствие, а причина кроется в отсутствии истории народа. Примените свой потенциал по призванию, давайте воссоздавать её и тогда всё вернется на круги своя.
Вы изволили отметить, езиды пост советского пространства, имея общих родителей, указывают на разное свое происхождение, так, вчерашние братья - сегодня заклятые друзья, вот где корень зла. Поэтому, желательно всем лидерам езидских диаспор, вопреки идентичности, сесть за круглый стол и выработать единую стратегию по сохранению родного языка, культуры, духовных ценностей, обычаев и праздников, всего того, что делало нашу общину уникальной на протяжении многих веков.
(((Многовековые преследования и дискриминация езидов со стороны их собратьев - курдов-мусульман (нередко в значительно большей степени, чем от других народов), а также особенности езидской религии (как то эндогамия) способствовали изоляции езидов от остальной части курдов. Уничтожение езидов со стороны курдов-мусульман (и не только курдов) по религиозному признаку способствовали у езидов усилению именно конфессиональной идентичности и в определённой степени её "этнизации")))
Достаточно нагнетать страхов, мы уже пережили 73 геноцида! История езидов имеет и другие, оптимистические примеры. Вы не хуже моего знаете, что в Советском государстве и после его распада, на обломках Великой державы, в течение целого века не было отмечено ни одного конфликтного случая между курдами-езидами и курдами-мусульманами! Разве это не ориентир? Разве такая модель мирного сосуществования различных конфессий в условиях демократического государства не может быть перенесена на территорию Курдистана, нашу общую историческую родину?
Езиды не смогут долгое время держаться диаспорами, на чужбине. У них два пути – первый и простой - ассимиляция, второй возвращение на свою родину. Вот тогда и проявится ваша идентичность!
(((Дискуссия о том, являются ли езиды курдами, сама по себе бесплодна. Ссылка на зарубежных (для курдов и езидов) авторов (пусть и курдоведов и "езидоведов" [10]) в деле выяснения идентичности курдов (и "езидов"), точнее - отнесения езидов к курдам, сама по себе унизительна. Очевидно, что этническая идентичность не формируется сквозь призму взглядов зарубежных курдо- и "езидоведов".)))
С этой цитатой никак не могу не согласиться и хочу в качестве комментария привести ваше же открытое письмо к Караме Анкоси (от 10 марта 2010 года):
(((Уважаемый Апе Карам!
Я написал дискуссионный текст по курдам Грузии, толчком к которому послужила социологическая статья доцента Тбилисского университета, опубликованная в ведущем российской социологическом журнале "Социологические исследования" (издаётся Институтом социологии РАН) в 2005 году
Статья очень дискуссионная. Она и была направлена на то, чтобы развернуть дискуссию. К сожалению, наша диаспора (курды Грузии) находится в очень сложном положении. Высылаю Вам текст этой статьи. С уважением, Нодари)))
Хочется верить, называя езидов Грузии курдами, Вы были искренним в своих высказываниях.
В качестве резюме приведу комментарий всеми уважаемого Лятифа Маммада, к той самой вашей статье:
(((Уважаемый Нодар!
Адепты езидизма могут себя этнически видеть и назвать, как им заблагорассудиться… С Вами согласен – это их личное дело… Но есть одно "но": если этот человек не утратил национальные качества (язык, приверженность к этнической культуре, традициям, обычаям, менталитету), как бы он себя не называл, от этого его суть не меняется: он останется этническим курдом (с религией или без). А если он в третьем поколении (что мы наблюдаем в России) забудет родной язык и ассимилируется (раствориться в другой этнической среде), он превратится в "Ивана, не помнящего родства" и после этого как бы он на себе не рвал рубашку и не настаивал на своем "езидстве", он "этнически мертвый" для своей общины (диаспоры). Поэтому, езиды, как бы себя не называли, пусть лучше останутся истинными езидами, поют и слушают "езидские песни", а при встрече с курдами с их курдским языком пусть без переводчика общаются с ними на своем "эздики".
Тем более для 40 миллионного курдского этноса, как Вы успели заметить, эта не велика потеря.)))
[1 ] (лицо, замешанное в сексуальных домогательствах к иноверке, в данном случае к некоей Гаяне Ташчян с позором изгоняется из общины) novostink.ru/armenia/11764-glavu-ezidskoj-obshhiny-armenii-obvinyayut-v.html
[2] kurd.ge/2010/10/18/kurdskiy-uchennyiy-kurdoved-o-problem/