Всемирно известный курдский кинорежиссер, сценарист, актер, писатель. Настоящее имя: Йылмаз Хамит Пютюн. Родился 1 апреля 1937 г. в деревне Енидже под Аданой в многодетной курдской семье.
Судьба отвела Йылмазу Гюнею всего 47 лет жизни, из которой более трети выпало провести в тюремных застенках, ссылке, штрафником в армии и в эмиграции. Однако он совершил гражданский и художественный подвиг: поставил 17 фильмов, написал сценарии к 53, снялся в 110 картинах, опубликовал 4 романа и десятки рассказов.
Основной своей целью Гюней считал служить не столько искусству, сколько свободе курдского народа. Его жизненный и творческий путь, отмеченный многочисленными наградами национальных и международных кинофестивалей, явился тому ярким и убедительным подтверждением.
Йылмаз Пютюн, один из семерых детей курдских крестьянина, с раннего возраста узнал, что такое подневольный крестьянский труд. После трех классов начальной сельской школы поселился у родственников в Адане. Перебиваясь на жалованье рассыльного у бакалейщика и занимаясь мелкой уличной торговлей, сумел приобрести среднее образование и закончить лицей. Получив специальность киномеханика, обслуживал кинопередвижки и ездил по деревням, показывая фильмы. С шестнадцати лет начал писать очерки и рассказы и отправлять их в местные и центральные турецкие газеты и журналы. Приехав в 1957 г. в Стамбул, Й. Пютюн работал в кинокомпании "Дар-фильм", через год поступил на экономический факультет Стамбульского университета, однако по указанию властей, усмотревших в одном из его рассказов "коммунистическую пропаганду", вскоре был отчислен. Пока дело разбиралось в судебных инстанциях, кинорежиссер Атыф Йылмаз и владелец компании "Кемаль-фильм" Азар Кемаль предложили Й. Пютюну попробовать силы в качестве соавтора сценария и сыграть роли в кинолентах "Лань" и "Дети этой страны" (обе — 1958).
В возрасте 20 лет был впервые арестован за свои политические убеждения, в 1960 приговорен к полутора годам тюрьмы, где написал свой первый роман. До 1961 г., когда приговор Апелляционного суда о двух годах тюремного заключения и ссылке под надзор полиции вступил в силу, начинающему кинематографисту удалось выступить ассистентом и сняться в нескольких картинах А. Йылмаза.
Выйдя в 1963 г. на свободу, чтобы не иметь конфликтов с цензурой, Йылмаз Пютюн взял псевдоним Йылмаз Гюней. Под этим именем вместе с Феритом Джейханом написал киносценарий к фильму последнего "Двое отважных", где сыграл роль стойкого борца против помещичьего произвола, восторженно воспринятую широкой публикой Турции. После этого стал сниматься все больше и больше. В 1964 г. Й. Гюней сыграл в 11 картинах, а в 1965 г. - в 22. В 1965 году Гюней поставил свой первый самостоятельный фильм. Быстро добившегося популярности артиста пресса называла чаще всего "королем бедняков" и "некрасивым королем экрана". Между тем картины с его участием пользовались большим успехом в коммерческом прокате и очень скоро пробились из второстепенных в фешенебельные кинотеатры страны. На национальном фестивале в Анталье в 1967 г. за создание трагического образа не нашедшего себя в жизни и обреченного на гибель контрабандиста в "Законе границ" Лютфи Омера Акада Гюней впервые был удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли. В 1967 (а затем ещё раз в 1970) ему был вручён приз «Золотой апельсин» кинофестиваля в Анталье. Гюней стал одним из самых популярных актёров Турции, снимаясь в огромном количестве фильмов.
Тогда же, не оставляя актерскую и писательскую деятельность, Й. Гюней обратился к кинорежиссуре и в 1968 основал собственную кинокомпанию «Güney Filmcilik».
Дебютная его игровая лента "Я — Керим" (1967) прошла в целом скромно и незаметно. Однако следующая, "Сейит-хан" (1968) о судьбе человека из народа, отважно защищающего слабых и угнетенных, решенная в родственной итальянскому неореализму стилистике, вызвала одобрительные отклики как со стороны специалистов, так и массовой аудитории. Заметной творческой удачей стала затем навеянная автобиографическими мотивами кинодрама "Некрасивый", показавшая тернистый путь к признанию и славе молодого актера. Между завершением съемок "Некрасивого" в мае 1968 г. и победой на общенациональном кинофестивале в Анталье.
Й. Гюней в 1968—1970 гг. был вынужден служить в армии в штрафной роте рядовым, хотя, являясь выпускником лицея, мог рассчитывать на офицерское звание. Демобилизовавшись, кинематографист снова активно включился в работу. В течение 1970-1971 гг. он поставил 9 фильмов, сыграл в 20 картинах других режиссеров, причем к шести из них написал сценарии, получив известность собственными постановками социальной направленности — «Надежда» (Umut, 1970), «Обида» (Aci), «Скорбь» (Agit, 1972) и «Отец» (Baba, 1971).
Осенью 1970 г. на фестивале в Адане лучшим фильмом была признана реалистическая социальная драма "Надежда". В ней автор поведал трагическую судьбу обслуживающего любителей экзотики стамбульского извозчика, который после гибели под колесами автомобиля кормилицы-лошади теряет не только единственный источник существования, но и всякую надежду на будущее. С короткими перерывами вслед за ней вышли затронувшие проблемы человеческой личности в ее столкновении с суровой национальной действительностью картины "Живая мишень", "Беглецы", "Аферисты", "Завтра последний день", "Отчаявшиеся", "Обида", "Скорбь" и "Отец", где Гюней предстал одновременно режиссером, кинодраматургом и исполнителем главных ролей, собрав на официальных киноконкурсах в Адане в 1971 и 1972 гг. целый букет призов. Однако известие о том, что "Отцу" жюри присудило Гран-при "Золотой кокон", а затем под нажимом турецких властей отменило уже принятое решение, застало художника в тюремных застенках, куда он попал "за предоставление убежища и материальной помощи анархистам".
В 1972 вновь получил тюремный срок — теперь на два года. В мае 1974 г. правительство Бюлента Эджевита освободило Гюнея по амнистии. До третьего ареста в сентябре 1974 г. по весьма сомнительному обвинению в убийстве кинорежиссер выпустил социальную картину "Товарищ" о нравственных исканиях и судьбах турецкой интеллигенции и приступил к съемкам (завершенного впоследствии Шерифом Гереном) фильма "Беспокойство", посвященного положению сельских пролетариев, чья жизнь отягчена древним патриархальным обычаем "канлы" ("платой за кровь"). Сняв после освобождения только два фильма «Товарищ» (Arcadas) и «Беспокойство» (Endise, совместно с Ш. Гереном), в 1975 был опять приговорен к длительному заключению — уже на срок 19 лет по обвинению в убийстве, хотя на самом деле виновным являлся его племянник.
Приговор о 19-летнем тюремном заточении не сломил волю художника. В неволе помимо литературных произведений он писал киносценарии и консультировал осуществлявших их постановку друзей-кинематографистов. Пользуясь редкостной популярностью среди заключенных, мог продолжать писать и даже руководить съемками из тюрьмы. Так появились многослойные по содержанию и обращенные к актуальным конфликтам и противоречиям современной Турции киноленты "Отпуск" и "Настанет день" (обе — 1975) режиссеров Т. Гюрсу и Б. Олгача, Suru ("Стадо", 1978 — главная премия на МКФ в Локарно—81) и Dusman ("Враг", 1979) 3. Октена.
После военного переворота 1980 г. возросла опасность физической расправы над Гюнеем. Несмотря на то, что в 1979 он был переведен в тюрьму с более жестокими порядками, Гюней при содействии Ш. Герена осуществлял постановку самой известной (одновременно остросоциальной и не лишенной поэтичной символики) картины «Дорога» (Yol, 1982, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), которую монтировал уже сам, бежав в октябре 1981 в Швейцарию и получив политическое убежище во Франции, где смонтировал и озвучил начатую Ш. Гереном картину "Дорога". Горький и в то же время патетический фильм о заключенных, для которых разрешение посетить живущие по разным провинциям семьи обернулось хождением по мукам и глубокой трагедией, удостоился на Каннском МКФ 1982 г. "Золотой пальмовой ветви". В основу следующей ленты "Стена"(Le Mur), снятой в 1983 г. во Франции, легли реальные события, имевшие место в одной из турецких тюрем, — восстание доведенных до отчаяния детей-подростков и его беспощадное подавление властями. Это была последняя работа стремившегося в своем многогранном творчестве к исторической и социальной объективности художника.
9 сентября 1984 г. на 48-м году жизни он скончался от рака желудка в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Фильмография:
Актер: 1970 1960 1950
1 Zavallilar (1975)
2 Arkadas (1974)
3 Sahtekar (1972)
4 Agit (1972)
5 Namus ve silah (1971)
6 Baba (1971)
7 Çirkin ve cesur (1971)
8 Vurguncular (1971)
9 Kaçaklar (1971)
10 Yarin son gundur (1971)
11 Ibret (1971)
12 Umutsuzlar (1971)
13 Aci (1971)
14 Семь неудачников (1970)
15 Son kizgin adam (1970)
16 Kanimin son damlasina kadar (1970)
17 Sevgili muhafizim (1970)
18 Zeyno (1970)
19 Canli hedef (1970)
20 Onu allah affetsin (1970)
21 Imzam kanla yazilir (1970)
22 Piyade Osman (1970)
23 Seytan kayalari (1970)
24 Çifte yürekli (1970)
25 Umut (1970)
26 Голодные волки (1969)
27 Belanin yedi türlüsü (1969)
28 Kursunlarin kanunu (1969)
29 Bin defa ölürüm (1969)
30 Kan su gibi akacak (1969)
31 Çifte tabancali kabadayi (1969)
32 Güney ölüm saçiyor (1969)
33 Bir çirkin adam (1969)
34 Azrail benim (1968)
35 Öldürmek hakkimdir (1968)
36 Beyoglu canavari (1968)
37 Can pazari (1968)
38 Pire Nuri (1968)
39 Seyyit Han (1968)
40 Aslan Bey (1968)
41 Kardesim benim (1968)
42 Kargaci Halil (1968)
43 Marmara Hasan (1968)
44 Balatli Arif (1967)
45 Benim adim Kerim (1967)
46 Büyük cellatlar (1967)
47 At hirsizi Banus (1967)
48 Eskiya celladi (1967)
49 Kuduz Recep (1967)
50 Ince Cumali (1967)
51 Seytanin oglu (1967)
52 Bana kursun islemez (1967)
53 Kurbanlik katil (1967)
54 Kozanoğlu (1967)
55 Kizilirmak-Karakoyun (1967)
56 Ковбой Али (1966)
57 Esrefpasali (1966)
58 Hudutlarin kanunu (1966)
59 Anasi yigit dogurmus (1966)
60 Silahlarin kanunu (1966)
61 Ve silahlara veda (1966)
62 Yigit yarali olur (1966)
63 Çirkin Kral (1966)
64 Tilki Selim (1966)
65 At avrat silah (1966)
66 Bomba Kemal (1966)
67 Kibar haydut (1966)
68 Arslanlarin dönüsü (1966)
69 Yedi dagin aslani (1966)
70 Сын гор (1965)
71 Sayili kabadayilar (1965)
72 Kanli bugday (1965)
73 Torpido Yilmaz (1965)
74 Kasimpasali Recep (1965)
75 Yarali kartal (1965)
76 Kahreden kursun (1965)
77 Kan gövdeyi götürdü (1965)
78 Davudo (1965)
79 Haracima dokunma (1965)
80 Krallar krali (1965)
81 Ben öldükçe yasarim (1965)
82 Konyakçi (1965)
83 Beyaz atli adam (1965)
84 Tehlikeli adam (1965)
85 Sokakta kan vardi (1965)
86 Silaha yeminliydim (1965)
87 Üçünüzü de mihlarim (1965)
88 Kasimpasali (1965)
89 Gönül kusu (1965)
90 Korkusuzlar (1965)
91 Zimba gibi delikanli (1964)
92 Koçero (1964)
93 Her gün ölmektense (1964)
94 Mor defter (1964)
95 Prangasiz mahkumlar (1964)
96 Kocaoglan (1964)
97 Halimeden mektup var (1964)
98 Kara Sahin (1964)
99 Kamali Zeybek (1964)
100 On korkusuz adam (1964)
101 Ikisi de cesurdu (1963)
102 Tatli bela (1961)
103 Dolandiricilar sahi (1961)
104 Tütün zamani (1959)
105 Bu vatanin çocuklari (1958)
106 Alageyik (1958)
Сценарист 1980 1970 1960 1950
1 Duvar Стена (1983)
2 Yol Дорога (1982)
3 Душман (1979)
4 Sürü Стадо (1979)
5 Sürgün (1976)
6 Izin (1975)
7 Zavallilar (1975)
8 Bir gün mutlaka (1975)
9 Endise (1974)
10 Arkadas (1974)
11 Agit (1972)
12 Baba (1971)
13 Çirkin ve cesur (1971)
14 Vurguncular (1971)
15 Kaçaklar (1971)
16 Ibret (1971)
17 Umutsuzlar (1971)
18 Aci (1971)
19 Семь неудачников (1970)
20 Sevgili muhafizim (1970)
21 Canli hedef (1970)
22 Imzam kanla yazilir (1970)
23 Piyade Osman (1970)
24 Seytan kayalari (1970)
25 Umut (1970)
26 Ac kurtlar Голодные волки (1969)
27 Belanin yedi türlüsü (1969)
28 Bin defa ölürüm (1969)
29 Bir çirkin adam (1969)
30 Azrail benim (1968)
31 Pire Nuri (1968)
32 Seyyit Han (1968)
33 Kardesim benim (1968)
34 Kargaci Halil (1968)
35 Benim adim Kerim (1967)
36 At hirsizi Banus (1967)
37 Seytanin oglu (1967)
38 Bana kursun islemez (1967)
39 Esrefpasali (1966)
40 Hudutlarin kanunu (1966)
41 Tilki Selim (1966)
42 At avrat silah (1966)
43 Burçak tarlasi (1966)
44 Arslanlarin dönüsü (1966)
45 Yedi dagin aslani (1966)
46 Kasimpasali Recep (1965)
47 Krallar krali (1965)
48 Konyakçi (1965)
49 Kasimpasali (1965)
50 Koçero (1964)
51 Her gün ölmektense (1964)
52 Prangasiz mahkumlar (1964)
53 Kamali Zeybek (1964)
54 Ikisi de cesurdu (1963)
55 Ölüme yalniz gidilir (1962)
56 Yaban gülü (1962)
57 Karacaoglanin kara sevdasi (1959)
58 Bu vatanin çocuklari (1958)
59 Alageyik (1958)
Режиcсер 1980 1970 1960
1 Duvar Стена (1983)
2 Yol Дорога (1982)
3 Душман (1979)
4 Zavallilar (1975)
5 Endise (1974)
6 Arkadas (1974)
7 Agit (1972)
8 Baba (1971)
9 Vurguncular (1971)
10 Kaçaklar (1971)
11 Yarin son gundur (1971)
12 Ibret (1971)
13 Umutsuzlar (1971)
14 Aci (1971)
15 Canli hedef (1970)
16 Piyade Osman (1970)
17 Umut (1970)
18 Голодные волки (1969)
19 Bir çirkin adam (1969)
20 Pire Nuri (1968)
21 Seyyit Han (1968)
22 Benim adim Kerim (1967)
23 Bana kursun islemez (1967)
24 At avrat silah (1966)
Продюсер 1980 1970 1960
1 Дорога (1982)Yol ... сопродюсер
2 Душман (1979)Düsman
3 Стадо (1979)Sürü
4 Izin (1975)
5 Zavallilar (1975)
6 Bir gün mutlaka (1975)
7 Endise (1974)
8 Arkadas (1974)
9 Agit (1972)
10 Vurguncular (1971)
11 Ibret (1971)
12 Umut (1970)
13 Голодные волки (1969)
14 Bir çirkin adam (1969)
15 Pire Nuri (1968)
16 Seyyit Han (1968)
По материалам сайт
kinocenter.rsuh.ru/asguney.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Йылмаз_Гюней
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/4692/ГЮНЕЙ
kinopoisk.ru/level/4/people/519684/
подготовил Лятиф Маммад