Этически сдержанный ответ на откровенно анти-курдские взгляды и аморально нравственные установки некоторых профессиональных экспертов-политологов.
Экономические успехи Южного Курдистана за всего лишь десятилетний период реального автономно-независимого управления регионом, конечно, заслуживают исключительно позитивную оценку с точки зрения достигнутых масштабов разведки месторождений углеводородного сырья, добычи нефти и газа, электроснабжения населения, строительства жилья, новых социальных учреждений, гостиниц, торгово-развлекательных центров, международных аэропортов и промышленно-производственных объектов, развития дорожной и коммунальной инфраструктуры, предоставляемых многопрофильных социальных и коммерческих услуг, включая сферу образования, здравоохранения, спорта, телекоммуникаций, связи и т.д. В целом вызывает настоящее восхищение общая целеустремленность руководящих органов власти и народа региональной Автономии.
Вместе с тем, избегая некоторой эйфории патриотического фанатизма, следует признать, что сегодняшние объективные или субъективные мнения не имеют никакой адекватной базы сравнительных данных.
Экономические достижения невозможно подвернуть какому-либо приемлемому анализу фактических результатов, используя для оценки лишь "нулевую точку отсчета". Пока нельзя проследить конкретную динамику изменений в реальной экономике, колебаний темпов роста промышленного производства, уровня благосостояния, качества жизни и социального обеспечения населения.
Нет, да и неоткуда было появиться убедительной экономической истории у Южного Курдистана. Ведь она, экономическая история, началась в недалеком 2003 году на окровавленном поле смертельных сражений против фашистского режима Саддама Хусейна, на обломках курдских городов и стертых с лица земли деревень, на останках безжалостно расстрелянных, взорванных, сожженных и отравленных химическим оружием беззащитных курдских стариков, женщин и детей.
Не очень осведомленным людям, думаю, интересно будет узнать, что в Южном Курдистане на текущий период добыча углеводородов осуществляется уже на 44 крупных и средних месторождениях по долгосрочным контрактам о разделе продукции с участием 40 иностранных компаний из 16 стран.
В нефтегазовую отрасль Южного Курдистана в течение 2003-2010 годов было инвестировано более 10 млрд. долларов. Подтвержденные извлекаемые запасы углеводородного сырья в регионе: нефти – 45 млрд. баррелей; газа – более трех триллионов кубометров. Сегодняшний экспортный потенциал Южного Курдистана по нефти составляет 200 тыс. баррелей в сутки. Фактически поставляется 150 тыс. баррелей в сутки. По официальным прогнозам регионального Правительства объем экспортных поставок нефти в 2014 году может вырасти до одного миллиона баррелей в сутки. К тому времени должны быть решены многие вопросы, связанные со строительством транспортной инфраструктуры нефтепроводов и газопроводов.
Несмотря на колоссальные запасы, Южный Курдистан пока не имеет необходимой технической возможности для транспортировки газа на экспорт. Более того, территория региона не газифицирована до сих пор. По плану регионального Правительства полная газификация будет завершена в ближайшие годы при непосредственном участии крупнейшей немецкой компании RWE.
Сельскохозяйственный потенциал Южного Курдистана теоретически и практически подтвержден и официально признан достаточным для полного обеспечения продовольственной безопасности и даже развития экспорта продукции агропромышленного комплекса. Кроме того, Южный Курдистан имеет уникальные возможности для развития любых видов туризма и спорта. В рамках утверждаемых Парламентом региона годовых бюджетов Южного Курдистана расходы только на социальные нужды, здравоохранение, образование и культуру составляют миллиарды долларов при населении 5 млн. человек, из которых более 2,5 млн. человек – это молодые люди не старше 20 летнего возраста.
Тем не менее чрезвычайно важным и стратегическим фактором стабильного и динамичного развития Южного Курдистана должна стать эффективная государственная система управления экономикой, способная создать и запустить механизм "двухстороннего движения" с целью обеспечения ускоренной законодательной и финансовой поддержки как крупного, так среднего и мелкого частного предпринимательства, формирования дееспособного национального бизнес сообщества с мобильным и самодостаточным капиталом. Правительство и Парламент обязаны на текущем этапе самостоятельного и независимого развития, наряду с неизбежным централизованным способом управления экономикой, требующем очень серьезного совершенствования, активно стимулировать и приветствовать самое широкое участие национального и иностранного частного капитала в создании необходимой кровеносной структуры внутреннего финансово-промышленного и товарно-сырьевого рынка. Для этого на постоянной основе следует проводить независимый и обоснованный мониторинг общественного мнения, отражающего вопросы коррупции и непрофессионализма конкретных чиновников как на региональном, так и муниципальном уровне, в рамках опроса национального и иностранного бизнес сообщества в Южном Курдистане.
Требуется срочный переход от действующей, но уже не соответствующей сегодняшним объективным потребностям, законодательной базы экономического развития к полному, унифицированному и детализированному правовому кодексу либеральных экономических законов Южного Курдистана.
Чтобы экономический потенциал Южного Курдистана был полностью и правильно востребован, необходимо создать благоприятные социально-политические и экономические условия для раскрытия интеллектуальных ресурсов страны, дать возможность всем созидательным силам гражданского общества не только проявить желание, но, используя свои индивидуальные способности и легальные организационные возможности, стать непосредственными участниками строительства новой жизни в единой и независимой стране.
Необходимо уделить должное внимание вопросу подготовки квалифицированных кадров. Создать современную научную и экспериментальную базу для высших учебных заведений, открыть средние профессионально-технические училища с целью подготовки специалистов для нужд промышленно-производственных, строительных, торгово-коммерческих, коммунально-бытовых, ремонтных предприятий и т.д..
Таким образом можно будет в среднесрочной перспективе ожидать зарождение достаточного числа крупных и средних национальных финансово-промышленных, торгово-коммерческих, строительно-монтажных, инжиниринговых, консалтинговых компаний и холдингов, состоятельных в будущем оказывать серьезную конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. Претендентов на получение столь престижного делового статуса не мало в Южном Курдистане. Именно они откроют путь к высокому и желаемому уровню экономической репутации региона, что однозначно будет способствовать повышению политического имиджа будущей страны в мире.
Со стороны, как известно, порой бывает виднее, поэтому осмелюсь лишь предположить, не имея никакого намерения обидеть кого-либо конкретно в Эрбиле, что вопрос о совершенствовании, а правильнее о практическом строительстве современной системы и эффективной структуры государственного управления экономикой, пока не является одним из самых неотложных задач Правительства Южного Курдистана.
Объективное объяснение главной причины такого неприемлемого положения дел лежит совершенно очевидно на поверхности отношений региональной Автономии с федеральной властью Премьер-министра Ирака. Федеральная исполнительная власть, обладающая практически всей полнотой государственных полномочий, откровенно не желает и не допускает как экономическое, так и политическое развитие Южного Курдистана.
Это препятствие рецидивно-постоянное и не зависит от личности Премьера. Здесь в основе лежит большая анти-курдская политика арабских национал-патриотов Ирака и радикал-исламистов Турции, Ирана и Сирии.
Но эту преграду народ Южного Курдистана способен буквально перепрыгнуть без особо сильного напряжения внутренних усилий. Народ ждет стартового сигнала, чтобы оттолкнуться вместе и всеми силами, оставив остальной арабский Ирак далеко от финишной линии Свободы.
Экономический потенциал всего географического и исторического Южного Курдистана, включающего естественно Киркук и Мосул, является самой важной экономической предпосылкой для уверенного и успешного движения народа региона к полной политической независимости и государственному суверенитету.
Сегодня можно с высокой долей уверенности говорить, что очень скоро, уже через три-четыре года, показатели устойчивого развития, надеюсь в скором будущем независимой страны, станут одними из самых привлекательных в мире для начала бума инвестиционных потоков в экономику Южного Курдистана, что безусловно окажет непосредственное влияние и на улучшение социально-экономического положения во всех других прилегающих регионах проживания курдов в Турции, Иране и Сирии. Именно поэтому, предвидя и принимая неизбежную победу курдского народа, многие страны со всех континентов мира, в том числе из региона Большого Ближнего Востока, включая Иран, а также страны-члены НАТО, включая Турцию, и, что особенно важно, страны-постоянные члены Совета Безопасности ООН: США, Россия, Великобритания, Франция и Китай открыли генеральные консульства, другие дипломатические и торгово-экономические представительства в Эрбиле, столице курдской Автономии. Большинство высших государственных руководителей этих стран открыто признают фактическую независимость региона и лично участвуют в официальных двухсторонних переговорах с Президентом Южного Курдистана для согласования политических и экономических вопросов долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества на взаимоприемлемых условиях равноправного партнерства.
Желаю всем справедливого понимания реальной ситуации вокруг глобального курдского вопроса. Избавляйтесь от неправдивого взгляда, освободитесь от навязанного вам чужого провокационного и абсурдного мнения. Объявите себя истинным другом многострадального курдского народа, сыгравшего значительную роль в истории всего человечества, в том числе в создании арабского Халифата, Османской и Персидской империй, в сдерживании смертельных средневековых религиозных и политических противоречий между христианским и мусульманским цивилизациями, в возрождении древней и цветущей Грузии времен Тамары царицы, за бескорыстную защиту обездоленных и приговоренных к полному истреблению соседних народов.