Одним из самых часто задаваемых вопросов о нынешнем состоянии турецкой внешней политики является вопрос о том, что стало со стратегией "нулевых проблем с соседями". То, что список проблем становится все больше с каждым новым днем, это факт, будь то с Азербайджаном, Ираном, Сирией, Кипром или Израилем.
Нынешняя картина не выглядит оптимистичной. Кроме того, действительно правда то, что Турция иногда реагирует более жестко, грубо и угрожающе, чем ее соседи. Ясно одно - проблема есть. Однако настоящие причины этой проблемы не так просто продемонстрировать. Также необходимо спросить, почему соседи Турции отказались от подхода "нулевых проблем" и вынудили Турцию стать угрожающей страной. Мы должны признать, что Армения остается исключением в стремлениях Турции сблизиться, но с остальными соседями Турция продемонстрировала искреннее желание выстроить новые партнерские отношения и укрепить региональную стабильность. Сначала Израиль не сдержал слово, что вызвало напряжение в двусторонних отношениях, после кризис с Mavi Marmara еще больше осложнил отношения. Турция еще больше разозлилась, когда Израиль попытался усилить сотрудничество с Азербайджаном и Кипром в ответ на турецкую реакцию.
Турция подверглась большому риску, когда защищала Иран в разгар ядерного кризиса. В обмен Анкара попросила Тегеран оставить Сирию. Турция стремилась помочь Сирии войти в международную систему, и если бы Иран согласился не вмешиваться в события в Сирии, Турция была бы готова к полноценному сотрудничеству с Ираном.
Так или иначе, Иран, как и Израиль, решил не сотрудничать с Турцией в этом направлении. Другими словами, Иран и Израиль сделали все возможное для того, чтобы подорвать турецкую политику. В то же время Рабочая партия Курдистана сыграла ключевую роль в том, что сорвать турецкую стратегию "нулевых проблем".
Возможно, Израиль и Иран оценивали турецкую политику через призму собственных краткосрочных интересов и отметили, что Турция начинает обладать все большим влиянием в регионе. Тогда они решили противодействовать растущей силе Турции. Тем не менее, турецкая стратегия предлагала гарантии безопасности и выживания, в то время как политика этих стран на данный момент, пусть они этого и не признают, является главным препятствием для их безопасности.
Однако то, что происходит - гораздо больше Израиля или Ирана. Турецкая политика и растущее влияние на кавказско-восточно-средиземноморской оси раздражает многие страны, которые думают, что напряженные отношения Турции с соседями играют им на руку.
США Барака Обамы явно такой страной не являются. На самом деле Россия слишком часто появляется на фоне, когда смотришь на Израиль Авигдора Либермана, Азербайджан, Армению, Сирию, Иран и Кипр. Хотя Россия может многим помочь турецкой внешней политике и в тоже время продолжать поддерживать дружеские отношения с этими странами. Это означает, что Россия не имеет достаточно причин, чтобы выкинуть Турцию из игры. Именно поэтому не стоит смотреть только на Россию для того, чтобы найти все ответы. Гораздо более конструктивно будет взглянуть на те страны, с которыми Россия выстраивает стратегические отношения.
Россия и США стремятся сохранить баланс в своих двусторонних отношениях. Однако у этого баланса есть два хрупких условия: Европейский Союз, находящийся под влиянием французско-немецкой оси, и Турция. Их попросили помочь сохранить баланс, но ЕС не согласился играть свою роль и отодвинул Турцию. Тогда Турция решила сблизиться с США, в то время как Россия предпочла сотрудничество с ЕС.
Может быть, теперь стало понятнее, какие страны выигрывают, когда Турция вовлечена в проблемы со всеми своими соседями.