Президент Обама, который в бытность кандидатом в президенты активно критиковал иракскую войну, объявил о том, что девятилетняя иракская кампания успешно завершена. Эти слова прозвучали во время визита иракского премьер-министра Нури аль-Малики в Вашингтон.
Визит Малики и членов его кабинета в Вашингтон приурочен к объявленному Белым домом выводу последних шести тысяч американских военнослужащих из Ирака к концу декабря. На пресс-конференции в Белом доме Барак Обама подвел черту под иракской военной кампанией, воздержавшись, при этом, от суждений о ее целесообразности:
– История даст свою оценку первоначальному решению послать американские войска в Ирак.
Барак Обама также выразил надежду, что Ирак сможет стать маяком демократии на Ближнем востоке, испытывающем сейчас определенную эйфорию от "арабской весны":
– Мы считаем, что успешный, демократический Ирак может стать моделью для всего региона. Иракская кампания стоила нам колоссальных человеческих жертв и материальных вложений.
Президент Соединенных Штатов заверил иракского премьера в том, что даже после вывода всех военнослужащих из Ирака, Вашингтон продолжит активно поддерживать Ирак. Малики ответил, что партнерские взаимоотношения двух стран не закончатся с уходом последнего американского солдата.
Законодатели-республиканцы опасаются, что уход из Ирака американской военной миссии будет способствовать усиление там иранского влияния. Президент Обама предостерег Тегеран от этого шага:
– Другие страны не должны вмешиваться в дела Ирака. Его суверенитет должен быть неприкосновенен.
Комментаторы напоминают, что, хотя Обама ставит окончательный уход американских военных из Ирака себе в заслугу, тем не менее, эта дата была оговорена в соглашении, подписанном администрацией его республиканского предшественника Джорджа Буша. Администрация Обамы предпочла бы, чтобы Багдад согласился оставить в Ираке несколько тысяч военнослужащих США и после согласованной даты, однако попытки что-либо изменить в этом вопросе потерпели неудачу отчасти из-за нежелания иракского руководства продлить действие судебного иммунитета по отношению к американскому воинскому контингенту. Вместе с тем Барак Обама сообщил, что в Ираке останутся несколько тысяч сотрудников американских частных охранных фирм для обеспечения безопасности дипломатического персонала США.
Какими видятся итоги одной из самых дорогостоящих в истории США военных кампаний? Вот что говорит в интервью Радио Свобода Бейкер Спринг, американский военный эксперт, сотрудник вашингтонского фонда "Наследие":
– Есть ощущение, что Соединенные Штаты достигли целей, которые были поставлены президентом Бушем в начале иракской кампании. Теперь на повестке дня следующий вопрос: обратимы ли произошедшие в Ираке изменения? Пока, к сожалению, да. Их "необратимость", на мой взгляд, будет зависеть от того, сделает ли Ирак ставку на тесный союз с Соединенными Штатами в области безопасности, и от того, насколько крепка установка иракского правительства на создание основ демократической системы в стране. Будет ли оно продолжать движение к стабильной фукнционирующей демократии.
– Тем не менее, можно сказать, что результаты пока выглядят более обнадеживающими, чем предсказывали многие скептики?
– США удалось добиться успеха во многом благодаря тому, что в критический момент президент Буш продемонстрировал исключительное политическое мужество и одобрил стратегию резкого наращивания американского контингента, когда, казалось, повстанцы довели страну до полномасштабной гражданской войны. Тогда многие политики, в том числе и кандидат в президенты Барак Обама, призывали вывести войска из Ирака, а военные эксперты говорили о необходимости отвести американские войска из городов на хорошо укрепленные базы.
Но это дело прошлого. Уже с Нового года ответственность за обеспечение безопасности полностью ляжет на плечи иракской армии и сил безопасности. Сейчас трудно сказать, насколько они готовы к выполнению этой задачи. На мой взгляд, в качестве гаранта безопасности было бы желательным поддержание на определенном уровне американского военного присутствия в Ираке. Но этого не будет, я думаю, отчасти из-за политических взглядов президента Обамы, для которого вывод войск из Ирака будет выполнением его предвыборного обещания, а отчасти из-за внутриполитических соображений самого иракского премьера. Между тем, в стране остаются внутренние источники нестабильности и угроза внешнего вмешательства – со стороны Ирана.