В прошлом месяце группа женщин из Ассамблеи женщин "Рож" организовала в Лондоне девятый фестиваль курдских женщин "Зилан", пишет газета "Rudaw".
Фестиваль направлен на правовое образование курдов, в основном из Турции, и на распространение знаний о правах женщин.
"У нас, курдских женщин, есть много проблем, и мы хотим помочь нашему народу", рассказала Сельда Аксой, представитель "Рож".
Фестиваль носит имя Зейнеп Киначи (Зилан), члена Курдской рабочей партии (РПК), которая взорвала себя на военной церемонии в 1996 году.
В своем прощальном письме Зилан писала, что РПК "появилась на пути к освобождению в чрезвычайно сложных условиях. Отношение партии к религии, вопросами личности и семьи, является уникальным. Нашей партией было организовано вооружение женщин, женские конференции и съезды".
РПК известна попытками изменить положение женщин в традиционном курдском обществе, и сторонники группы рассматривают поступок Зилан как уникальный, поскольку женщины часто играют меньшую роль на поле боя, чем мужчины.
По словам Аксой, фестиваль назван в честь Зилан потому, что она была женщиной-лидером курдов. В этом году программа фестиваля также посвящена изоляции лидера РПК Абдуллы Оджалана, который был заключен в тюрьму на острове Имрали в Турции в течение более чем десяти лет.
Суна Парлак, член "Рож", говорит, что Зилан была одним из первых бойцов движения курдских женщин. "Мы все против смерти. Нам нужно быть лучше организованными и работать вместе. Не только против государства, но и против патриархальной общины".
Ализа Маркус, автор книги "Кровь и Вера: РПК и курдская борьба за независимость", рассказала "Рудав", что "РПК никогда не воздает почести тем, кто еще жив. Это старая традиция, которая связана с желанием Оджалана защитить свою власть. Так что вы можете похвалить тех, кто мертв, потому что они не могут быть соперником, но не тех, кто еще жив".
Кроме того, она отмечает, что "то, что Зилан - женщина, является вторичным по отношению к тому, что она пожертвовала собой для РПК, в их глазах. Таким образом, я предполагаю, что это своего рода "феминизм", но я думаю, что это неправильный вид феминизма [действующего с помощью самоубийства как способа сопротивления]".
Мероприятие также подвергло критике заявление, сделанное премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в мае, в котором он утверждал, что аборт похож на убийство. Партия Эрдогана ПСР рассматривается в качестве конкурента основной про-курдской Партии мира и демократии (BDP).
Лозунг курдского фестиваля "Мы не являемся чьей-то честью. Наша честь – наша свобода", - было воспринят как ответ на заявление Эрдогана. Депутат BDP Себахат Тунджел подчеркнул, что правительство не должно навязывать политику и методы контроля над рождаемостью женщинам.
Все работы по организации и деятельности фестиваля были выполнены самими женщинами. "Женщины организовали фестиваль", сказала Парлак. "Даже шашлык. Важно было восстановить нашу самооценку".
Мунервер Доган, член Комитета образования женщин "Рож", соглашается: "Этот фестиваль помогает женщинам выйти из кухни, собраться вместе и провести свой собственный фестиваль в течение двух или трех дней", говорит она.
"Хотя они происходят из очень консервативного и патриархального фона, женщины по-прежнему имеют возможность быть видимыми в общественно-политических кругах курдского движения", говорит Сереф Кавак из Кильского университета в Великобритании.
В результате, курдские женщины занимают видное место в ВDP, и партия выделяет 40 процентов квоты для женщин.
"Это очень новая вещь не только для курдов, но и для турецкого общества. Это отчетливо проявляется в представленности женщин в про-курдских партиях, где она значительно выше среднего уровня в парламенте Турции".
В рамках проведенного исследования выяснилось, что среди опрошенных женщин, которые голосовали за Партию демократического общества (DTP) - предшественнице BDP, запрещенной в 2010 году, большинство имели проблемы с их мужьями и братьями, когда впервые начали заниматься политикой и участвовать в деятельности DTP.
"Позже, из-за влияния руководства курдского движения [Оджалана], их родные смягчились. Они начали позволять им посещать политические круги курдского движения. В то время они стали более самостоятельными и могли действовать от своего имени".
Он указывает, что фестиваль курдских женщин является еще одним свидетельством этого влияния. "Аудитория программы включает в основном женщин, но есть и мужчины. Они сделали свой театр, где критикуют принудительные браки, убийство чести и другие пережитки, с которыми сталкиваются женщины в преимущественно курдских районах".
Доктор Эккариус Вера-Келли, автор книги "Воинствующие курды: двойная стратегия Свободы" говорит, что РПК предоставила возможность женщинам заявить о себе, особенно в сельских районах.
"РПК подчеркнул права женщин, особенно такие, как способность работать вне дома, отказ от брака, осуждение практики применения физических наказаний для управления женщинами и оплата выкупа за невесту", сказала она.
Кроме того, армия повстанцев РПК рассматривается девушкой как способ уйти из семьи, от принудительного брака и социального давления. "Курдские женщины часто присоединился к РПК для продвижения своей личной свободы, а также для расширения своих прав".
Кроме того, автор отметила, что курдские женщины из разных слоев общества уже давно стремятся к руководящей роли в обществе. "В этом смысле, лидерство и опыт борьбы с патриархатом многих курдских женщин мобилизованы для поддержки РПК," сказала она.
"Представьте себе, как женщин-бойцов встречали в небольших деревнях. Они относятся к ним с таким уважением, с каким многие местные женщины никогда не будут рассматриваться. Со временем это приводит к тому, что мужчины, по крайней мере, признают, что женщины могут играть иную кроме традиционной роль. И это дает женщинам по-новому увидеть самих себя".
Кроме того, Маркус заметила, что девушки "могут убежать и присоединиться к повстанцам, чтобы избежать принудительного брака, или они могут использовать угрозу присоединения к повстанцам, как способ давления на членов их семей, что бы им позволили пойти в школу или университет. Это очень важно для самих девочек".
Она приходит к выводу, что на политическом уровне "благодаря заявлениям РПК в защиту прав женщин, женщины заняли столь видное место в курдской политике, например. Я не знаю, изменились ли мужчины вокруг них, но сами женщины - конечно, и РПК всегда был организацией, которая настаивала, что они получают равные или, по крайней мере, почти равные, с мужчинами права".