Какие предложения стороны намерены рассмотреть в ходе официальных встреч во время визита Президента автономного региона Южный Курдистан (Ирак) в Москву в конце ноября 2012 года? Готова ли Россия обеспечить визит Барзани на высшем уровне не только по форме приема, но и по содержанию предмета переговоров?
Пока не известно, ведется ли предварительная проработка деловой части программы визита и обозначены ли сторонами конкретные полит-дипломатические, экономические и гуманитарные вопросы для обсуждения условий и согласования организационных механизмов осуществления двустороннего сотрудничества на долгосрочной и взаимовыгодной основе. Подобным визитам, нацеленным на установление полноценных двусторонних контактов, обычно предшествует детальная координация наиболее важных задач в рамках партнерских отношений. Следует отметить, что в соответствии с действующей Конституцией страны Южный Курдистан является единственным автономным регионом Ирака с высоким политическим статусом равноправного субъекта федеративных отношений и широкими административными полномочиями для осуществления самоуправления внутренними и внешними делами в интересах федеративного государства. Более того, правовая логика Конституции Ирака однозначно признает верховенство волеизъявления народа и предусматривает возможность добровольного выхода автономного региона из федерации и самоопределения в случаях, когда органы государственной власти допускают грубое нарушение положений главного закона страны. В частности, под разными предлогами и неразумно долго не выполняют надлежащим образом порядок и условия разрешения существующих территориальных споров и иные принципиальные обязательства и договоренности, связанные с вопросами обеспечения безопасности и экономического развития автономного региона.
Российское государство, полагаю, прекрасно осведомлено об этом особом правовом и политическом положении Южного Курдистана и, надеюсь, готова установить равноправное и разнонаправленное двустороннее партнерство с органами законной народной власти автономного региона в рамках полит-дипломатических, экономических и гуманитарных связей, не противоречащих принципам сотрудничества с Ираком.
Россия во все времена имела преимущественно добрые отношения с курдским народом и, конечно, могла бы конструктивно использовать исторический опыт, задел позитивных межнациональных отношений и сегодняшний потенциал курдского национально-освободительного движения в лице Южного Курдистана для решения многих острых проблем и стабилизации общей обстановки на Ближнем Востоке, а также усиления своего влияния и авторитета прежде всего в отношениях с Турцией, Ираном и Сирией посредством активного участия Москвы в процессе справедливого решения курдского вопроса в этих странах по нормам международного права. Прочные связи с Южным Курдистаном могут значительно способствовать конструктивному взаимодействию и сближению политических позиций России и США в Ближневосточном регионе, в том числе созданию крупных взаимовыгодных совместных проектов, особенно в области энергетики и оптимизации направлений транспортных потоков углеводородного сырья, а также промышленного производства нефтепродуктов, в интересах расширения международной интеграции, сотрудничества и стабильного развития мировой экономики в целом.
Известно, что Багдад проводит весьма определенную и опасную внутреннюю политику авторитарного правления с признаками режима диктатуры арабской этно-конфессиональной элиты в стране (реваншистов-радикалов шиитского сообщества), что неизбежно ведет к антиконституционной форме власти и распаду Ирака.
России необходимо учесть вероятную перспективу самого негативного развития внутриполитических этно-конфессиональных событий в Ираке, Сирии, Турции и Иране и заблаговременно найти надежную точку опоры в лице народа Южного Курдистана и сопредельных курдских регионов, ожидающих и продвигающих решение своих проблем национальными силами и через поддержку на международном уровне.
Курдский вопрос – тот самый краеугольный камень, раздробление которого поможет инициировать и провести востребованные временем радикальные изменения в системе обеспечения международной безопасности путем совершенствования механизма соблюдения равноправия народов и наций.
Визит Президента Южного Курдистана в Москву должен стать началом успешного сотрудничества сторон не только в политике и экономике, но и культурно-исторической и научно-образовательной сферах, чтобы правильно связать прошлое с настоящим ради будущего.