Одна из основных проблем философии – это проблема толерантности. Уверена, что это тот вопрос, та ценность, которая должна формировать образ мысли и действия человека, общества, народов и целых государств. То есть, это категория нравственная, важнейшая составляющая духовной жизни. И в этом своём основном качестве, толерантность – это политическая необходимость, основное условие взаимодействия культур. Но парадокс в том, что в реальной жизни все эти философские рассуждения не более, чем обыкновенное многословие, а иногда и пустословие...
Принято считать, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Но это достаточно спорное утверждение…
Но есть другая сторона вопроса. Речь о взаимодействии морали и права. Полагаю, что именно право, т.е. законы, воплощают /должны, во всяком случае,/ в себе принципы гуманизма, справедливости и равенства людей.
Какова история вопроса?
Существует мнение, что человечество существует от 200 тысяч до 4 миллионов лет. Трудно себе это даже и представить. Кто и как это определили? Для меня большая загадка. А вот история цивилизаций имеет в своём активе всего лишь /ну да, всего лишь/ около 5 тысяч лет.
Да, долог же был путь человека от дикости к цивилизации.
Это был такой трудный путь, такой извилистый, драматичный и трагичный. Порой постыдный и жестокий, но и светлый и чистый одновременно, осенённый Богом, его любовью - путь от варварства к государственности, к высокому уровню развития культуры, к осознанию своей высокой миссии.
Этот процесс можно рассмотреть под разными углами. Но это компетенция учёных, тех, кто в теме, в сюжете.
Я же хочу обсудить то, что тянется такой жирной чертой, не меняясь, на всём протяжении пути от дикости к цивилизации.
Это наличие всех мыслимых и немыслимых прав у одних и отсутствие таковых у других.
Вы спросите, а к чему я всё это?
Я пытаюсь понять, почему историческая судьба нашего народа сложилась так, как она сложилась. Как получилось, что курды не создали своё национальное государство. Или всё-таки создали?
Официальная история столетиями пестовала мысль, что у курдов никогда не было своего государства и что государственность, как формация организационная, чужда курдам. Но так ли это на самом деле?
Я не историк, но даже те небольшие познания в этом вопросе, которые у меня есть, говорят об обратном.
Не секрет, что история пишется теми, кто в седле, кто на коне. Либо ушлыми пройдохами, и таких, во все времена, было более чем достаточно. И как-то вот так исподволь нас приучили к мысли, что мы отсталые племена, застрявшие на примитивном этапе развития, и затюкали комплексами. В истории любого народа есть периоды спада и периоды подъёма. В силу неких причин / на эту тему есть много материалов на курдских и не только курдских сайтах, в том числе и на других/ наш период спада затянулся. Да, сумерки курдской истории длились долго.
Столетиями Курдистан пытались загнать, запихнуть в некие рамки, в которых он не помещался. И в силу своих размеров и в силу своего могучего духа!
И вот эта рамка наконец-то треснула и разлетелась на щепки.
Оговорюсь, я не имею в виду времена первичных цивилизаций, эпоху великой Мидии, блистательного Шумера и т.д. Скажу только, что я очень счастлива, что курды ничего о себе не сочиняют, не возмущают и не смешат всё человечество нелепыми байками и чудовищной ложью. Видимо, это удел нищих духом и не чистых на руку. Что там и тогда было – пусть разберутся учёные. Есть над чем поработать и во что внести ясность и проявить честность и научную состоятельность. И главное, где поставить окончательную и жирную точку, чтобы никому не было повадно впредь.
Меня интересует наша эра, эпоха становления многих современных государств.
Что нужно, чтобы возникло государство? Нужны некие предпосылки. Какие?
Конечно же, в первую голову, это духовные предпосылки, затем социально-экономические и, наконец, социально-политические.
Что касается истории курдов, то современная, подчёркиваю, современная история народа курдского, началась в VII веке н.э. Попыток добиться самостоятельности, построить свою государственность у курдов было более чем. И были весьма удачные попытки, состоятельные.
Есть такое известное выражение: "рукописи не горят". Они может, и не горят. Но они так легко воруются, присваиваются, фальсифицируются и прячутся в недрах неких хранилищ рукописей и книг. Доступ туда нам, курдам, закрыт. И вообще, слово "курд" в этих рукописях и манускриптах давно выжжено калёным железом. И наша история стала историей других народов, предметом их гордости и славы.
Но Курдистан, страна и родина курдов, – это не плод воображения. Курдистан – страна, которая имела место в истории. И выйти из этого забвения курды пытаются сегодня особенно рьяно и яростно.
Знаете, к великому счастью, огромное количество документов, первоисточников, рукописей, вещественных доказательств сохранилось в великих курдских медресе, коих на всей территории Курдистана было предостаточно. В них ковалась курдская духовная мысль, записывались вехи курдской истории, формировалась курдская философская идея, поразительные инженерные прорывы и достижения, медицина. Именно в этих медресе расцвела великая курдская поэзия.
Так что, не всё потеряно!
В начале статьи я говорила о толерантности как политической необходимости и как важнейшем условии взаимодействия культур, народов, стран. Так вот, никто и никогда не проявлял к курдам этой самой толерантности.
У нас есть одно выражение, такая народная мудрость, которая гласит о том, что никогда нельзя надеяться на врага и даже если враг превратиться в мост, остерегайся пройти по нему. Обвалится!
У нас нет, и не было, друзей. Надёжных, во всяком случае, друзей. У нас есть только мы. И когда мы научимся надеяться только на себя, только на весь наш народ и учитывать только интересы нашего, курдского народа, мы победим и станем непобедимы. Главное, чтобы мы сами себя никуда не загнали. Тогда и друзья появятся. Только не ошибиться бы в них, в который уже раз.
Такие высокие чувства переполняют меня, когда я смотрю на ту хронику событий, которую транслируют курдские телеканалы. Удивительный мы народ! Мощный и сильный духом, гордый! Вы обратили внимание, какая скудная информация у мировых информационных агентств о курдах. Почему? Думаю ещё и потому, что многие проигрывают на нашем фоне. Есть, конечно, и другие причины. Но они на совести тех, кого называют мировым сообществом. Тот клубок хитросплетений, лжи, патоки, коварства и предательства мы уж точно разрубим. Мы так в это верим и так на это надеемся!
Сейчас, когда мы хлебнули столько горя, когда мы так окрепли и закалились в горниле всех войн и битв, когда мы идём на наш смертельный бой, хватит ли у нас ума, хитрости, вразумительности, мудрости, осторожности довести дело до победы, до свободы, до триумфа / не хочу ставить знак вопроса /.
Теги: Курдистан, курды, Аза Авдали