Condoleezza Rice appealed to get out the linchpin of Middle East in order to speed up chaos of these many times reconstructed territories to full crescendo. US are already half hand in the blood in the Middle East but it is hard to understand whether they are surgeons (like Barak Obama wants to look like) or butchers (like Bush and Condi were).
Прочел статью Кондолизы Райс "Syria is central to holding together the Mideast" ("Сирия - краеугольное звено, удерживающее вместе Ближний Восток), опубликованную во вчерашнем номере "Вашингтон пост". Статья вызывает, какое-то странное впечатление, поскольку, с одной стороны, столь опытный политик, имевший доступ к всесторонней экспертизе и информации на высшем уровне, признает очевидное, что Ближний Восток сшит на живую нитку европейцами, которые делили как хотели османское наследство (благо Россия была выведена немцами из игры) и в результате наворотили черт знает что. Т.е. смешали в случайных пропорциях разные, враждебные друг другу этноконфессиональные группы населения в отдельных государствах, где в результате монархии или военные диктатуры оказались чуть ли не единственным средством удержания этих территорий под хоть каким-то контролем. Что удивляет? Удивляет то, что это доходит до нее только сейчас, а не было понято американским истеблишментом (не отдельными востоковедами «в штатском», а именно военно-политическим истеблишментом) накануне агрессии в Ираке, а затем войны в Афганистане. Восстановление нормальных границ с учетом этноконфессиональных составляющих было единственной предпосылкой последующей демократической реформации Ближнего Востока. Но это не было осознано даже в Ираке, где именно американцы в 2005-2006 годах остановили процессы федерализации и последующего мирного, но под железным международным контролем разделения этого порожденного диким империализмом монстра на национальные государства.
Великие державы не выполнили своей миссии после первой мировой войны, позарившись на османское наследство. Сегодня, когда уже нет возможности колониального контроля чужих территорий, они должны были бы осознать свою ответственность за судьбу многострадального Ближнего Востока, христианской прародины, да и прародины европейских этносов.
Неужели начиная колоссальную операцию в Ираке, которая должна была по первоначальным замыслам привести к десятилетиям оккупации Ирака и его модернизации в западном демократическом духе, нельзя было осознать, что надо разделить этих сиамских близнецов Ближнего Востока, чтобы прекратить мучения народов и конфессий. Но и сегодня бывший госсекретарь видит на Ближнем Востоке только арабов, персов и турок, а также каких-то курдов, движимых иллюзиями получения независимости для своего 30-40 миллионного народа, уже почти пятьсот лет лишенного суверенитета. Хотелось бы обратить внимание бывшего кремленолога, что Иран – это не персы, а почти 52 народа, многие из которых созрели для обретения собственной государственности. Даже шииты в пределах Ирака – это неоднородная масса, а сложное сочетание различных по генезису этнических образований. Это же относится к арабам. Курды были лишены своей государственной территории, которая им была выделена Севрским договором, который не прошел, но не по курдской, а по иной причине, когда турков, которые были всего лишь младшими партнерами кайзеровской Германии, захотели ободрать как липку, попытались лишить фактически всего, загнав в горы вокруг Анкары, вызвав тем самым национальную кемалистскую революцию. Провоцировать революции у Запада получается, а вот нести ответственность за последующий ход событий в странах, где побеждают спровоцированные ими революции, они не хотят. Не хотят, как говорят в России, убирать за собой!
Сейчас взорвали и бросили Ирак, где повторяется новый «саддамовский цикл», хотя американцы и их союзники, больше озабоченные доступом к нефти и газу Ирака, чем его реальной судьбой, могли бы добиться за пять-шесть лет выполнения куцой, но все же демократической и федеративной Конституции 2005 года. Но боялись после Фалуджи тронуть хоть какой-то камешек, не говоря уже о краеугольных. Куда там? Только в апреле 2012 года во время визита президента Курдистана Масуда Барзани в Вашингтон наконец-то встал вопрос, чтобы снять клеймо "террористических" с правящих партий Иракского Курдистана, находившихся у власти фактически двадцать лет, из них девять лет верой и правдой поддерживавших своих «американских союзников» в деле искоренения саддамовщины в Ираке. Сколько было сделано курдскими руками из того, что обеспечило хотя бы тот мизерный положительный результат, который можно было наскрести в пользу американцев после их необдуманной агрессии в Ираке? США ничего не сдерживает, они никому не обязаны, они свободно могут иметь дело с террористическими организациями и режимами, это их не сдерживает (вот уж действительно, что положено быку, запрещено Юпитеру), поэтому это клеймо, как и другие "поправки", это - всего лишь один из рычагов управления, сохранения в зависимости. Что можно ждать от такой страны, кроме новых опасных авантюр в самом взрывоопасном месте современного мира, где в любой момент может вспыхнуть третья мировая война. Кондолиза Райс видит, что за распадом Сирии последует какой-то непредсказуемый передел всего Ближнего Востока, она признает, что конфликт в Сирии, раздуваемый Западом (этого она не говорит), подвел к черте новых кровавых потрясений Ирак и другие страны, подвел их к порогу, за которым начинается неконтролируемый распад этих государств, но это не удерживает ее от фактического призыва выдернуть чеку из этого запала, который должен разнести на кусочки Ближний Восток. Буря! Скоро грянет буря! Пусть сильнее грянет буря! (Опытная пианистка К. Райс рекомендует играть этот отрывок в крещендо).
Революционаризм политических сил крупнейшей державы мира пугает, поскольку от тех, кто располагает колоссальным военным, экономическим и политическим потенциалом хотелось бы ждать взвешенного, рационального подхода к самым опасным ситуациям, которые переживает мир. Начиная с Сирии, после упущенных Туниса, Египта, Ливии, мировые державы должны продемонстрировать способность предложить такой план дезактивации встроенных ими в тело Ближнего Востока запалов, который бы отодвинул угрозу катастрофы от этой части мира, и от мира в целом. Как минимум, сирийско-иракско-турецкий пасьянс надо раскладывать вместе, выделяя Курдистан, собственно Турцию, арабские государства Месопотамии и Палестины, алавитские, христианские, шиитские государства, и, видимо, наконец-то решая и армянскую проблему.