Нефтяные месторождения богатой природными ресурсами провинции Хасака дают более половины из 370 тысяч баррелей Сирии в день. Хотя 60 процентов населения Хасаки являются курдами, они ничего не выиграли от нефти.
Сирийские курды надеются получить прибыль от нефти в будущем, как это смогли сделать иракские курды. Однако большинство сирийских курдских партий еще не составили "нефтяного" плана действий.
Партия Демократического единства (PYD) и Курдский национальный совет (KNC), подтверждают, что они не обсуждали этот вопрос в ходе переговоров, и отстают в этом вопросе от иракских курдов, которым уже удалось привлечь для разработки своих месторождений много иностранных компаний после падения режима Саддама Хусейна.
Согласно докладу турецкого мозгового центра "ORSAM", несмотря на то, что Хасака является самой богатой частью Сирии в отношении нефтяных ресурсов, в области отсутствуют инвестиции в связи с политикой правительства. Кроме того, говорится в докладе, "среди курдского населения на основе стратегических проектов и с целью создания демографического баланса режимом были размещены арабы".
Азад Мустафа, курд из города Амуде заявил в интервью с "Rudaw", что курды ничего не выиграли от этой нефти. "Мы курды, работающие в нефтяной отрасли, но лишь немногие из нас занимают позиции менеджеров. Они предпочитают арабов, а не курдов, несмотря на то, что нефть находится на нашей земле", сказал он. "Когда в Эрбиле есть нефть, у нас есть приоритет, а не у Багдада или Мосула. Но в Сирии, это не так."
Пятьдесят процентов нефтяного блока в Хасаке эксплуатировались "Gulfsands", компанией Лондонской фондовой биржи. Нефтяные выплаты производились Рами Маклоуфу, двоюродному брату президента Сирии Башара аль-Асада. После введения санкций ЕС 2 сентября 2011 года, производство "Gulfsands" упало с 14 500 баррелей в сутки до 6000 в октябре 2011 года. Производство было полностью закрыто в марте 2012 в результате санкций в отношении экономики Сирии. Маловероятно, что компания получит какую-либо часть своих денег от сирийского правительства.
Но анонимный менеджер, работающий на государственную сирийскую нефтяную компанию, сообщил "Executive Magazine", что сирийский режим все еще работает там без "Gulfsands". "До войны близлежащие месторождения производили 166000 баррелей в сутки. По состоянию на сентябрь, в связи с гражданской войной и международными санкциями в отношении сирийской нефти, производилось только 80 тысяч баррелей в сутки".
Кроме того, Джихад Язиги, редактор "The Syria Report", заявил "Executive Magazine", что нефть Хасаки может легко поддерживать жизнь 2 миллионов человек, живущих в этом районе, "если вам удастся произвести и продать 50000 баррелей в день".
Отчеты показывают, что, хотя большая часть провинции Хасака находится под контролем вооруженной группы PYD и подразделений сил Народной обороны (YPG), режим по-прежнему действует на нефтяных месторождениях и контролирует безопасность.
Согласно недавнему докладу, опубликованном на новостном курдском сайте "Welati", нефтяной город Ремелан был окружен силами Асада и передан арабским племенам.
Алан Симо, иностранный представитель PYD, заявил "Rudaw", что природные ресурсы Хасаки принадлежат людям Rojava - людям, живущим в сирийском Курдистане, и что поэтому "YPG и курдский Верховный Совет [совместный совет PYD и KNC] защищают его от нападений и насилия, и как только режим потеряет контроль, Верховный Совет возьмет его на себя…".
Симо также заявил, что ресурсы все еще находятся под контролем режима. "Но распределение и регулирование в области принадлежит курдам. Мы не хотим, чтобы Свободная сирийская армия (FSA) пришла и взорвала ее. Мы не хотим разрушить инфраструктуру страны и позволить FSA завладеть ею".
По словам Симо, эти ресурсы не принадлежат Асаду или FSA, "они принадлежат народу".
Члены KNC критически относятся к действиям PYD. Ранее в этом месяце Мустафа Джума, секретарь курдской Партии Свободы (Азади), утверждал, что "существует тайное соглашение между PYD и сирийским правительством".
Он заявил, что "сирийское правительство наняло PYD для защиты этих скважин".
Джума рассказал "Rudaw", что KNC не имеет конкретных планов по ресурсам. "Прямых планов нет. Они должны думать об этом. Проблема в том, что PYD сам контролирует землю, и они не позволяют никому вмешиваться", сказал он.
Кроме того, Исмаил Хаме, секретарь партии Единства Курдистана, а также член KNC, заявил "Rudaw", что YPG контролирует нефтяные месторождения, и что они не обсуждали этот вопрос во время последних переговоров. "Мы [курды] не получаем выгод от нефти и газа [в Хасаке]. Но, возможно, мы получим их в будущем".
Мухаммед Мустафа, член Курдского движения молодежи (TCK), говорит, что нефтяные месторождения находятся в стадии эксплуатации и нефть транспортируется по всей Сирии. "Они перекачивают нефть и отправляют ее в Хомс и Банияс. Никто пока не нападал на трубопроводы".
PYD был подвергнут критике за то, что YPG контролирует Аль-Маликию (также известную как Дерика Хемко на курдском), находящуюся в 28 км от месторождения Ремелан. Две недели назад YPG выгнали большинство из оставшихся сил безопасности Дерека, чтобы предотвратить любой предлог для захвата области FSA.
И PYD и Асад отрицает любое сотрудничество.
Сирийский немецкий блоггер говорит, что он разочарован тем, что YPG не остановили поток нефти. "Учитывая размер сил YPG в Дереке, тот факт, что режим по-прежнему качает нефть из Ремелана, это очень разочаровывает", сказал он. "Режим безденежен. Если они потеряют эти месторождения, им будет очень трудно держать себя на плаву в финансовом отношении".
Синем Мухаммед, сопредседатель Совета PYD, со своей стороны утверждает, что заявления о том, что YPG защищает месторождение в сделке с Асадом, не соответствует действительности.
"Ремелан все еще находится под контролем правительства", сказал Мухаммед. "Мы не контролируем его. Это не правда. У нас нет денег. Мы не имеем никакой поддержки ни от какого правительства или любого другого (органа). Поддержка приходит от нашего собственного народа".
Кроме того, Мухаммед добавил, что вопрос о газовых и нефтяных ресурсах Хасаки не обсуждался в ходе переговоров с KNC в Эрбиле.
Шейх Наваф аль-Башир, который был в рядах повстанческих войск 9 ноября при захвате города Рас-аль-Айн (Сере Кание), сообщил "Reuter", что у FSA были планы передислоцироваться в Хасаку для того, чтобы отрезать поступление нефти сирийскому правительству.
"Трубопровод от Дейр-эз-Зор уже остановлен. FSA получит новый импульс с выходом на нефть и сельское хозяйство области Хасака", сказал он.
В последнее время повстанцы захватили два крупных нефтяных месторождения в Дейр-эз-Зоре, нефть которых они будут продавать населению. Но PYD и KNC не хотят, чтобы повстанцы вошли в область. После борьбы между исламистскими повстанцами и YPG в Рас-аль-Айне, обе стороны договорились о прекращении огня, что осложняет сирийским повстанцам захват других городов провинции Хасака.
Хаме подтверждает это, говоря: "Мы отказываемся допустить FSA в наши области. Мы можем работать вместе и быть в согласии друг с другом".
Талал Ибрагим-паша, член Комитета по внешним связям КNC, заявил "Rudaw", что ситуацию нельзя сравнивать с иракским Курдистаном. "В Сирии ситуация более сложная. В этом районе есть арабы. Я думаю, что Хасака состоит из 35 или 40 процентов арабов и других меньшинств. [Курдам] будет сложно управлять областью".
С другой стороны, Халед Ходжа, член Сирийского национального совета (SNC), заявил "Rudaw", что сирийская оппозиция хочет поделиться ресурсами района со всей Сирией.
"SNC выпустил два документа: Национальный завет новой Сирии и Дорожную карту переходного периода в Сирии. В этих документах SNC подчеркнул равные права и справедливое распределение богатств сирийского народа в одном едином государстве".
Сипан Сайда, который близок к SNC и является двоюродным братом ее бывшего лидера, д-ра Абдулбасита Сайды, заявляет, что курды хотят быть частью будущего правительства.
"Мы хотим своих прав, но в новой конституции", сказал он. "Конституции, в которой мы будем делиться преимуществами. Курды живут очень бедно, но в будущем ситуация изменится".
Фото: AFP.
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, курды, Иракский Курдистан, Свободная сирийская армия, Хасака, PYD, KNC, нефть, Gulfsands, Башар Асад, YPG, Азади, TCK, SNC