В этом эксклюзивном интервью "Rudaw" иранский курдский режиссер Бахман Гобади говорит о своих планах по созданию киноиндустрии в Иракском Курдистане. Целью Гобади является создание школ для обучения молодых кинематографистов, а также производство оригинальных курдских "мыльных опер". Гобади, который бежал из Ирана два года назад из-за правительственных ограничений, говорит, что будет пытаться использовать свою свободу в Курдистане, чтобы возродить богатую культуру курдского народа через фильмы и соединить курдские кино с внешним миром.
RUDAW: Почему Вы решили уехать из Ирана?
Бахман Гобади: Я не хотел, но система поставила меня в такую ситуацию, что я должен был уехать. Сейчас у меня есть свобода, и то, как я теперь могу свободно работать, заставляет меня жалеть, что я не уехал раньше, так как я смог бы сделать свою работу более легко. В Курдистане у меня есть свобода думать. Я не подвергаюсь цензуре. На меня не оказывают никакого давления. Я нахожусь в Эрбиле потому, что полицию безопасности (Asayish) нельзя сравнить с курдскими районами Ирана или Турции.
RUDAW: Сейчас Вы живете в Курдистане?
Бахман Гобади: Нет, я живу в Стамбуле, Нью-Йорке и здесь в Иракском Курдистане. Теперь я редко езжу в Стамбул. Мое внимание сосредоточено на Курдистане и Нью-Йорке. Может быть, я останусь здесь в течение следующих трех лет. У меня есть несколько проектов. Я хочу провести кинофестиваль и, возможно, создать курсы по производству фильмов, чтобы научить людей, а также, чтобы пригласить специалистов со стороны Курдистана. И еще я хочу быть продюсером для некоторых молодых кинематографистов. Дело уже пошло, и в течение двух недель мы начнем один из этих проектов.
RUDAW: Арест вашего брата Бахруза Гобади в Иране повлиял на вашу деятельность?
Бахман Гобади: Это, безусловно, оказывает влияние на моих родственников, мою семью и на меня. За один месяц я был вовлечен в политику, но я не мог ничего с этим поделать. Вот почему я сейчас пытаюсь отстраниться от политики. Я не хочу быть под влиянием кого-либо. Я не хочу работать в гневе, например, по поводу ситуации с моим братом. Это сложно, но я не могу этого избежать.
RUDAW: А на данный момент какое положение Вашего брата?
Бахман Гобади: Я связался с некоторыми важными людьми в Иране. Но все же, в течение уже 45 дней нет никаких новостей. Правительство никому не разрешает посещать моего брата. Вот, например, его адвокат и моя мать пошли на встречу к моему брату, а они сказали, "почему вы опоздали?" Ничего не понятно. Я не могу знать, что произойдет в будущем. Я надеюсь, что моей семье кто-нибудь поможет.
RUDAW: Над каким проектами вы сейчас работаете?
Бахман Гобади: Есть два проекта: это создание фильма, а другой проект направлен на телевизионную драму. Мой план состоит в том, чтобы начать с нуля показ "мыльных опер" в Курдистане. В то же время я хочу поддержать молодых кинематографистов. Я считаю, что они нуждаются в этом, чтобы начать. Кроме того, у меня есть свой проект фильма, и в течение года я начну съемки. Я также начинаю подготовку к кинофестивалю, которая продлится в течение двух или трех лет.
RUDAW: Это все будет в Курдистане?
Бахман Гобади: Да, все это будет происходить в Эрбиле. Мой план заключается в создании разных стилей для себя и окружающих меня людей в течение ближайших двух лет. Тем не менее, я не могу сделать это один. Я могу справиться, но мне нужна помощь. Я предпочитаю помощь от окружающих меня людей, но и от государства тоже. Премьер-министр Нечирван Барзани может поддержать наше кино. Я пришел сюда, чтобы посмотреть, могу ли я чем-либо помочь в создании этой отросли. Если это не возможно, тогда я брошу все свои силы на помощь молодым кинематографистам.
RUDAW: Раньше Вы работали во многих странах. В чем разница между работой над фильмом в Курдистане и в других странах?
Бахман Гобади: Проблема здесь в том, что нет системы кинопроизводства и нет профессионалов. Кроме того, есть проблемы в том, чтобы заставить людей понять, что нужно. Я имею в виду влиятельных людей. Премьер министр Нечирван Барзани может быть тем человеком, кто понимает важность всего этого и может помочь нам в создание данной отрасли. Фильмы были выпущены и за рубежом. Было сделано около 5-7 фильмов за год. Но моя цель заключается в создании системы образования молодых людей при поддержке правительства.
RUDAW: Как Вам удалось убедить сыграть в фильме "Сезон носорогов" известную актрису Монику Беллуччи?
Бахман Гобади: Я знал ее раньше, и мне не составило большого труда убедить ее сняться в фильме. Она очень добрый человек и хороший друг. Ей не нужно досконально изучать весь сценарий, я рассказал ей историю за 5 минут. Она взяла небольшой перерыв для другого проекта, и пришла работать со мной.
RUDAW: В фильме она играет курдскую жену? Что она думает о курдах?
Бахман Гобади: По сценарию она персидская женщина, а ее муж поэт-курд. Каждый день она пыталась узнать что-нибудь о курдах от моих друзей. Она хочет приехать сюда. У нас здесь, в Курдистане, будет небольшое открытие постановки. Мы хотим, чтобы ее показали в некоторых театрах, может быть, в Сулеймании. Мы пока еще ничего не знаем об этом. Может быть, она приедет в следующем месяце, или через два месяца. Она не работала в таких проектах в течение длительного времени. Для нее было важно затронуть в проекте вопрос о правах женщин.
RUDAW: Любой человек может принять участие в ваших проектах?
Бахман Гобади: Нет, я хочу найти нужных людей, которые знают кино. Трудно найти профессиональных людей. Большинство людей, которые занимаются "большим кино", начали свою деятельность с короткометражных фильмов, больше похожих на 20-25 минутные зарисовки. Но здесь это не так. Они хотят начать свою карьеру в кино с "полноценных фильмов". Но они не знают, как это надо делать, как лучше приступать к работе.
RUDAW: Один художник сказал мне, что культура здесь игнорируется, а все внимание сосредоточено на нефти и бизнесе. Согласны ли Вы с этим?
Бахман Гобади: Слишком много внимания уделяется бизнесу. Я согласен. Но образование также важно. Экономика является важной составляющей частью жизни людей, но не на 100 процентов. Проблема моей страны не только в экономике. Большая часть проблемы заключается в образовании и культуре. Чтение является большим показателем культурного общества. Но мы очень слабы, когда дело доходит до чтения книг.
Я вижу, что часть моей работы будет заключаться в приобщении людей к книгам и чтению. Я действительно хочу избавиться от телевизионной культуры, и, в первую очередь, нужно начинать с себя и своих друзей, и вернуть поколение к чтению. Я разговаривал с министром образования о так называемой "революции чтения книг". То, что я хочу сделать, это найти 3000 сел и дать каждой деревне более ста книг. Я хочу создать конкурс для студентов, чтобы они читали книги и затем выбирали самые лучшие из них. Я могу получать книги из Нидерландов, Ирана и других стран. Я переведу 100 книг и буду ходить с моими сотрудниками из деревни в деревню, и разговаривать на тему чтения с учителями и детьми. Сто книг в год и так далее.
RUDAW: Очень много сериалов и различных шоу на местном телевидении в Курдистане являются иностранными, - корейского или турецкого производства. Что вы думаете об этом?
Бахман Гобади: У нас есть великая культура. Это как огонь под землей, и нам нужно взрастить его так, чтобы он появился снова. Снять слой пыли с нашей культурой. Наша проблема состоит в том, что мы разделились. Была красивая и умная курдская девушка. И она была первой, кто подорвался на мине, и принес себя тем самым в жертву. Она была разорвана на четыре части. Во многих отношениях Курдистан как инвалид. Мы должны соединить эти части снова. Я не имею в виду географию или земли. Я имею в виду культуру.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Бахман Гобади, Иран, Турция, США, Бахруз Гобади, Нечирван Барзани, Моника Белуччи