Бахман Гобади – улыбчивый и доброжелательно расположенный ко всем, мэтр нарождающегося курдского и уже получившего признание иранского кинематографа встретился с курдами, так или иначе связанными с искусством и культурой, которые живут в Москве. Встреча прошла в гостеприимном и открытом для всех офисе представителя КРГ Асо Бурхана на Петровском бульваре 2 ноября. Бахман Гобади приехал в Москву в ходе работы над своими новыми проектами, которые каким-то образом охватят и Россию. Это его не первый приезд в Россию, где он был в сложные и для россиян, и для него самого 1990-ые годы, тогда на фестивале в Санкт-Петербурге в начале своей кинематографической карьеры он получил первый приз и познакомился со многими русскими кинематографистами, о чем с теплотой рассказал слушателям.
Бахман Гобади (Bahman Ghobadi) родился в небольшом городке Банех, почти на границе с Иракским Курдистаном, где курды говорят на сорани, а власти по-персидски. С 1981 года семья проживала в Сенедже (провинция Курдистан, Иран), где он пристрастился к кино и увлекся фотографией.
Ничто не предвещало такой карьеры и, как шутит Бахман Гобади, вначале ему в кинотеатре больше всего нравились вкусные бутерброды, которые отец покупал ему перед фильмом. Бутерброд хотелось съесть сразу, но отец разрешал начинать есть столь желанный бутерброд только с началом показа фильма, но вскоре кино стало его главной целью походов в кинотеатр. Хотя, видимо, выдержка имеет значение не только в фотографии, но и в характере.
Бахман Гобади закончил Иранский колледж радиовещания (Iran Broadcasting College), занимался фотографией. После документальных фильмом последовали и художественные. В начале короткометражные, один из которых "Жизнь в тумане" (Life in Fog, 1997) принес ему первые высокие награды, а затем последовали и полнометражные художественные фильмы. "Время пьяных лошадей" (A Time for Drunken Horses, 2000), был первым курдским фильмом, сделанным в Иране. Он принес Бахману Гобади награду Каннского фестиваля – Золотую камеру. Его следующий художественный фильм, название которого я бы перевел, учитывая его содержание, на русский язык как "Одиссея в Ираке" (Marooned in Iraq, 2002), завоевал награду на Международном фестивале в Чикаго, США – Золотой диск, третий "Черепахи умеют летать" (Turtles Can Fly, 2004) завоевал Хрустального медведя и награду "За Мир" на Берлинском международном фестивале художественных фильмов и Золотую раковину на международном фестивале художественных фильмов в Сан Себастьяне. С тех пор Бахман Гобади в постоянном творческом поиске, выпуская в два-три года новый художественный фильм, которых насчитывается уже больше десятка. Растет и его международное признание, не говоря уже о любви курдов к нему, которые расценивают его творчество как национальный успех.
Будем надеяться, что его приезд в Россию даст новую пищу для творчества и приведет к созданию фильмов, в которых курдская тема предстанет в неожиданном ракурсе.
Успехов, Бахман Гобади!
Теги: Бахман Гобади