США и Великобритания расширяют военное присутствие в Ираке. Вашингтон при освобождении мосульской дамбы впервые применил бомбардировщики наземного базирования, а Лондон отныне использует ВВС не только для доставки гуманитарной помощи, но и для сбора разведданных боевого назначения. Война с джихадистами направлена на защиту национальных интересов, уверяют президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Однако критики настаивают на том, что понимать эти интересы нужно шире, а значит, переходить к еще более решительным действиям.
Послание Обамы парламентариям явилось формальным уведомлением Конгресса о том, что 14 августа президент разрешил авиаудары в порядке помощи местным силам безопасности в борьбе за крупнейшую в Ираке мосульскую плотину. Налеты ограничены задачами данной операции по освобождению конкретного стратегического инфраструктурного объекта. Операция началась 15 августа. Всего в воскресенье было нанесено 15 авиударов, которые повредили или уничтожили 10 бронемашин, семь вездеходов Humvee, два бронетранспортера и один КПП. В субботу авиаудары выполнялись девять раз.
Обама подчеркнул, что разрушение дамбы, которую в воскресенье курдским отрядам самообороны пешмерга благодаря впервые примененным США бомбардировщикам удалось полностью отбить у группировки "Исламское государство" (ИГ), поставило бы под угрозу американские учреждения и объекты, включая посольство в Багдаде. Эти действия предпринимаются для защиты интересов США в области национальной безопасности и внешней политики, пояснил президент.
В свою очередь, Кэмерон на страницах Sunday Telegraph отметил, что потенциально ИГ может настолько укрепиться, что будет устраивать теракты в Великобритании. Именно поэтому от Лондона требуется не только "гуманитарный ответ" на иракский кризис, но и "жесткий ответ в области безопасности". Премьер употребил эмоционально сильные выражения – "война против губительной идеологии", "террористическое государство на берегах Средиземноморья и на границе члена НАТО", угроза Иордании, Ливану, Турции и "явная опасность для Европы"…
"Нам следует использовать средства, которые мы имеем, – нашу дипломатию, наши политические связи, нашу помощь, имеющееся у нас военное искусство и экспертизу, чтобы поддержать других – в рамках стратегии по оказанию давления на "Исламское государство" и достижению того, чтобы эта террористическая организация получила должный ответ и не смогла принести хаос на наши собственные улицы", – сказал Кэмерон в интервью Би-би-си. Тот, кто будет разгуливать с флагом ИГ, подлежит аресту, заявил премьер. Дошло до того, что Кэмерон обмолвился о готовности вступить в союз с Ираном, забыв о долгой вражде для борьбы с общим врагом.
Британский лидер дал понять, что Лондон, до сих пор оказывавший только гуманитарную помощь населению, не готов и дальше ограничиваться столь скромной ролью. За словами последовали действия. Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон сообщил, что шесть истребителей Tornado и самолет-разведчик Rivet Joint отныне будут выполнять полеты не только в пределах Иракского Курдистана с гуманитарными целями, но и в глубину захваченной ИГ территории для определения позиций боевиков и уязвимых для их атак мест. Британские разведданные будут использоваться иракскими или американскими военными. Таким образом, по словам Фэллона, "теперь это не просто гуманитарная миссия". "Политический язык меняется – возможно, это знак того, что министры готовят почву для авиаударов", – комментирует событие Би-би-си.
Несмотря на расширение боевых действий, критики Обамы и Кэмерона считают, что защиту национальных интересов необходимо понимать шире, а действовать в Ираке – еще активнее. По мнению конгрессмена-демократа Элиота Энджела, в Ирак, возможно, придется вновь отправить американских солдат, так как США не могут позволить себе "прятать голову в песок". Его соратницу по партии Тулси Габбард не устраивает, что Обама не ставит целью кампании искоренение ИГ, которое "продолжает угрожать США войной". "Думаю, то, что мы начали делать, очень правильно, но мы должны сделать еще больше и понять, что нанести удар по ИГ и отбросить его, не только в Ираке, но и в Сирии, – основной приоритет", – вторит им республиканец Адам Кинзинджер. Другой республиканец Майкл Роджерс согласен с тем, что проблему в Ираке нельзя решить, не занимаясь Сирией. Роджерс признал, что "никогда не говорит никогда" по поводу новой сухопутной операции в Ираке. Их однопартиец сенатор Рон Джонсон пояснил, что, даже если США устали от войны, того же нельзя сказать о террористах. Впрочем, учитывая, что до промежуточных выборов остается всего семь недель, такая решительность парламентариев от обеих партий необязательно материализуется в их голосовании, будь тот или иной вопрос, связанный с воздушной войной в Ираке, вынесен на их суд.
Что касается Кэмерона, то он неожиданно подвергся нападкам со стороны англиканского духовенства. Епископ Лидса Николас Бейнс в открытом письме, составленном при поддержке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби, упрекнул правительство в отсутствии "ясного и всеобъемлющего подхода к исламистскому экстремизму, по мере того как он распространяется по планете", и пассивности при защите христиан и других религиозных меньшинств в Ираке. Помочь христианам призвал и епископ Манчестера Дэвид Уокер. Конечно, Церковь имела в виду не наращивание военного присутствия, а предоставление убежища христианам, что уже обещали сделать Франция и Германия. Впрочем, далеко не все в Соединенном Королевстве озабочены исключительно вопросами гуманитарного плана. Видный британский политик, в прошлом министр по делам энергетики и изменения климата Крис Хьюн отмечает, что руки Кэмерону связывает решение британского парламента годичной давности не допустить интервенции в Сирии. Хьюн рекомендует Кэмерону действовать несмотря ни на что: по его образному выражению, если тебя сбросили с лошади в Сирии, то нужно вновь сесть на нее и ехать дальше в Ираке.
На фото Reuters: Освобождение мосульской плотины – первая крупная победа курдских отрядов над джихадистами.
Теги: Ирак, США, Великобритания, Мосул, Барак Обама, Дэвид Кэмерон, Иракский Курдистан, Курдистан, пешмерга, Исламское Государство, НАТО, Иордания, Ливан, Турция, Майкл Фэллон, Сирия, христиане, беженцы