По сведениям независимого международного института исследований проблем мира и конфликтов СИПРИ, общая сумма вооружений, военной техники и услуг военного назначения, проданных крупнейшими мировыми производителями оружия в 2013 году достигла суммы в 402 млрд долларов США (при этом не были учтены данные о компаниях КНР). Эта цифра оказалась на 2% меньше, чем годом ранее.
Наибольший спад продаж военного имущества и услуг оказался у компаний из Италии (более 15%) и США (более 5%). Единственной страной, чьи производители вооружений в 2013 году смогли существенно нарастить продажи, оказалась Россия — 20% роста. В список 100 крупнейших мировых компаний по производству и экспорту вооружений вошли десять российских организаций. Наибольшее увеличение продаж, как следует из доклада СИПРИ-2013, отмечалось у корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (рост 118%), концерна ПВО "Алмаз-Антей" (34%) и Объединенной авиастроительной корпорации (20%).
Эксперты СИПРИ объясняют успехи российских производителей-поставщиков вооружений внутренними факторами, прежде всего, резко возросшим объемом гособоронзаказа. Согласно планам военной реформы РФ, на программу перевооружения российской армии до 2020 года планируется выделить около 20 трлн рублей. Кроме того, Россия остается одним из крупнейших экспортеров вооружений: по данным СИПРИ, она занимает второе место в мире по объему оружейных продаж с долей мирового рынка 27% (для сравнения: у занимающих первое место США - 29%). Уже имеющийся общий портфель зарубежных заказов на поставки российских вооружений в ближайшие годы достигает 48 млрд долларов США. По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий РФ Руслана Пухова, показатели производства и экспорта оружия у российских производителей в 2014 году близки уровню 2013 г.
Что касается дальнейших перспектив производства и экспорта российских вооружений на 2015-17 гг., то здесь оценки специалистов не такие оптимистичные, главным образом, из-за вводимых ограничительных санкций в отношении России со стороны западных и союзных им государств. Не секрет, что многие комплектующие детали, передовые технологии, авионику, радиоэлектронику, другие важные компоненты вооружений российские производители закупали за рубежом. Не исключено также, что нарастающие кризисные явления в финансовой и экономической сферах вынудят российское правительство несколько ограничить бюджетные расходы на военные цели.
Определенное сдерживающее влияние на дальнейшее наращивание производственных мощностей ВПК и экспорт вооружений накладывает и принятый Генассамблеей ООН в прошлом году Международный договор о торговле оружием (МДТО). Это первый в истории человечества юридически обязывающий документ, устанавливающий правила игры на мировом рынке вооружений.
Договор регламентирует торговлю танками, бронетранспортерами, боевыми самолетами, вертолетами, ракетами и пусковыми ракетными установками (ПЗРК, ПТУРС), артиллерийскими системами, а также стрелковым оружием. Против принятия МДТО выступили лишь КНДР, Иран и Сирия. Россия в числе 23 других стран воздержалась при голосовании по этому документу. К настоящему времени договор уже подписали представители 125 стран, а ратифицировали - 55. МДТО вступает в силу через 90 дней после ратификации его 50-й страной, а именно 24 декабря 2014 года. И, хотя Россия формально пока не подписала этот договор, против большинства его пунктов в Москве возражений нет и, скорее всего, они будут учитываться при принятии решений российским руководством в области ВТС с иностранными государствами.
Россия воздержалась от подписания МДТО, поскольку не были учтены два ее ключевых требования: о включении в текст договора пункта о запрете поставок вооружений "неуполномоченным негосударственным субъектам" и об ужесточении положения о запрете реэкспорта оружия. Получилось, что принятый ГА ООН документ ограничивает легальную продажу оружия официальным властям государств, которые на Западе субъективно относят к, так называемым, "проблемным режимам" (например, нарушающим права человека), но не ставит заслона на пути передачи вооружений оппозиционным группировкам, воюющим против правительств своих стран.
Наиболее остро эти недостатки Договора проявляются в Сирии, где гражданская война с участием иностранных наемников уже унесла свыше 200 тысяч человеческих жизней, около полумиллиона сирийцев были ранены и покалечены, свыше 6 миллионов оказались на положении беженцев и перемещенных лиц. Вашингтон и его западные союзники объявили эмбарго на военно-техническое сотрудничество с законно избранным правительством Башара Асада, с помощью своих региональных сателлитов (Израиль, Турция, Ирак, Иордания) установили, по сути, блокаду Дамаска и прилегающих к нему районов. В нарушение международных норм и правил гражданской авиации имели место случаи принуждения властями Турции и Ирака к посадкам и незаконные досмотры воздушных судов, следовавших из России и Ирана в Сирию.
Одновременно, не прекращается и с каждым днем нарастает военная помощь вооруженной сирийской оппозиции в лице Свободной сирийской армии (ССА). Боевики оппозиции с помощью американских инструкторов проходят обучение в военных лагерях на территории Иордании и Турции, по линии спецслужб и различных фондов Саудовской Аравии и Катара для них закупается оружие и боевая техника, вплоть до переносных зенитно-ракетных комплексов, артиллерии и минометов. Часть подразделений ССА в полном составе и с вооружением переходит на сторону воюющих в Сирии и Ираке радикальных исламистских группировок типа "Джабга ан-Нусра" и ИГИЛ.
Так опосредованно Вашингтон и его союзники усиливают силы международного терроризма, которые к настоящему времени провозгласили создание Исламского халифата на значительной части Сирии и Ирака. А с учетом того, что бандформирования джихадистов ИГИЛ летом 2014 года захватили в качестве трофеев значительное количество современных тяжелых вооружений и боевой техники, поставленных США для ВС Ирака, уровень оснащенности армии исламистов ИГИЛ во многом превосходит не только ССА, но и правительственные войска Ирака.
Таким образом, на сегодня можно констатировать, что мировому сообществу пока не удалось создать эффективного механизма по предотвращению попадания оружия и боевой техники в руки международных террористов и радикальных военно-политических группировок. Главным препятствием к этому являются двойные стандарты западной дипломатии, позволяющие волюнтаристски, в обход ООН, объявлять незаконными или даже преступными отдельные правительства и правящие режимы и одновременно поставлять оружие оппозиционным группировкам.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, СИПРИ, Италия, США, Россия, ООН, Китай, Иран, Сирия, Израиль, Турция, Свободная сирийская армия, Башар Асад, Исламское государство Ирака и Леванта, Исламское Государство, Ирак, Иордания, Саудовская Аравия, Катар