9 июня 2018 года в Турции началась новая эпоха. Турция перешла к президентской форме правления. После присяги президента Турции Эрдогана в парламенте, состоялась церемония в президентском комплексе. В этой церемонии приняли участие главы 22 государств, высокопоставленные представители 28 стран и генеральные секретари 6 международных организаций. Россию представлял премьер-министр Дмитрий Медведев. На церемонию в Анкару также приехали лидер ЛДПР Владимир Жириновский, члены партии Василий Власов, Дмитрий Савельев и Борис Чернилов. Таким образом, можно сказать, что самая многочисленная делегация приехала из России.
С объявлением новых членов кабинета министров отношения Турции и России, скорее всего, станут ещё теснее. С назначением бывшего начальника Генерального штаба Хулиси Акара министром национальной обороны баланс сдвигается в пользу России, поскольку совершенные за последние два года визиты Хулиси Акара в Россию, его дружба с Сегеем Шойгу и Герасимовым позитивно отразятся на отношениях двух стран. Повторное назначение Мевлюта Чавушоглу министром иностранных дел говорит о том, что Россия и Евразия будут по-прежнему оставаться приоритетами внешней политики Турции. Министр иностранных дел Чавушоглу из-за своих симпатий к России из-за того, что он родился в Аланье, и из-за своего интереса к России будет укреплять тактическое двустороннее сотрудничество. С другой стороны, назначение Берата Албайрака придаст новый импульс сотрудничеству между Россией и Турцией в энергетической сфере, являющейся главным пунктом в отношениях.
Хотя до настоящего времени в турецко-российских отношениях все было гладко, не стоит игнорировать вопросы, которые все ещё предстоит преодолеть между двумя странами. Обе страны в предшествовавший период были больше ориентированы на сотрудничество, чем на обсуждение имеющихся проблем. Но в предстоящий период двум странам придется обсудить такие вопросы, как Крым, Северный Кипр, Нагорный Карабах, визы, изменения баланса в сотрудничестве в Сирии и т. д.
В Турции не сработает крымский козырь России против Северного Кипра. России не следует пытаться извлечь выгоду из каждого шага на направлении ее отношений с Турцией. Кроме того, пришло время заменить фигуры Дугина и Жириновского, которые чаще всего делают заявления, касающиеся Турции.
В Турции ещё не забыли предложение сбросить атомную бомбу на Стамбул, сделанное Жириновским в ходе кризиса, возникшего из-за сбитого 24 ноября 2015 года российского самолета. По этой причине Жириновский не вызывает симпатии у публики и, наоборот, ассоциируется с негативом. Послания, озвучиваемые А. Дугиным, беспокоят консерваторов. А. Дугин, возможно, отказался от негативных представлений о Турции, но это не лучший выбор для ориентированного на Запад турецкого общества. России для того, чтобы дать новое направление политике в отношении Турции, следует вынести на первый план других, более серьезных игроков. В плане формирования своей политики в отношении Турции Россия, как известно, находится только в начале пути. Однако к этому началу нужно подходить более серьезно, и отношения должны быть установлены с помощью здоровых институтов, обладающих видением будущего. Создание Турецко-Российского университета может быть полезным для устранения недостатков в отношениях двух стран.
Известно, что США не очень-то приветствуют развитие отношений между Турцией и Россией. Представитель Соединенных Штатов в НАТО Кей Бейли Хатчисон в заявлении американской прессе отметила, что Россия добивается выхода ряда стран, прежде всего Турции, из НАТО, что отражает обеспокоенность США. Хатчисон заявила: "Я думаю, что Россия пытается вывести Турцию из НАТО. Россия пытается сорвать стабильность самого сильного партнерства в истории". Турция, сотрудничая с Россией во многих областях, понимает, что тем самым она настраивает Запад против себя.
США совершенно не хотят, чтобы Турция приобретала системы С-400 у России. США проводят многочисленные встречи, чтобы убедить Турцию, своего серьезного союзника по НАТО, не приобретать системы ПВО, производимые Россией. Откажутся ли США в ходе этих переговоров от своего негативного отношения к Турции, которое наблюдается в последние 2 года, покажет время. Но мы знаем, что в Турции нынешнее отношение США к Турции воспринимается как угроза. Однако, если Соединенные Штаты экстрадируют лидера FETÖ, примут во внимание чувствительность Турции в вопросе о PKK/PYD в Сирии, но при этом останутся проблемы по вопросе, касающемся С-400, и Турции придется отказаться от приобретения этой системы у России, то России не следует это воспринимать как ухудшение турецкой позиции в ее отношении. Турция приобретает С-400, потому что в этом возникла необходимость, но, если эта необходимость отпадет, то и решение будет изменено, это не должно привести к ухудшению отношений с Россией, наоборот, это следует рассматривать как успех двух стран, вместе заставивших США изменить свою политику.
Саммит НАТО в Брюсселе представляет собой важный поворотный момент в турецко-американских отношениях. Формат переговоров Путина и Трампа 16 июля в Хельсинки во многом определялся решениями, принятыми на саммите НАТО. Хотя и говорят, что США намерены обсудить Иран, Россия, считающая, что вопросы, касающиеся Ирана, США решают посредством Израиля, не будет обращаться с таким предложением. В Европе сейчас идет дипломатическая война из-за Ирана. Высылка на прошлой неделе Нидерландами, которые считаются центром иранских оппозиционеров, двух иранских дипломатов, проведение иранскими оппозиционерами митингов в Германии, Бельгии и Франции, - все это увеличивают вероятность, что соглашение по иранской ядерной программе потеряет поддержку и в Европе. Способность Израиля влиять на Россию рассматривается как преимущество для Соединенных Штатов. На переговорах с Россией требования США будут сосредоточены на Восточной Европе, т.е. на Украине, и на Сирии.
Салих Йылмаз
профессор университета им. Йылдырыма Беязыта, глава Института российских исследований (RUSEN)
Теги: Салих Йылмаз, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Россия, Дмитрий Медведев, США, НАТО