Только сейчас становятся известны подробности получасовой телефонной беседы между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу и президентом США Джо Байденом.
Беседа состоялась поздно вечером 6 февраля. Как сообщил неназванный высокопоставленный источник в окружении премьер-министра, имеющий отношение к подготовке и проведению этой беседы, она была, большей частью, посвящена иранской ядерной проблеме. Несмотря на столь напряженную повестку, беседа, как рассказал источник, проходила легко и ничем не напоминала напряженные диалоги между Биньямином Нетаниягу и Бараком Обамой на эту тему.
По словам источника, Байден во время беседы часто шутил. Беннет тоже отвечал шутками. Несмотря на это, стороны не могли скрыть одна от другой, что по этому вопросу между Израилем и США имеются большие разногласия. Беннет призвал Байдена не возвращаться к ядерной сделке 2015 года. Он заявил, что даже если ядерное соглашение с Ираном не будет подписано, ничего страшного не произойдет. За этим не последует в обязательном порядке резкая эскалация конфликта или региональная война, как заявляют некоторые представители администрации США. Байден в ответ сказал, что не уверен, будет ли это так.
Беннет занимает по вопросам сделки самую "ястребиную" позицию: для него нынешнее состояние, когда сделки нет, предпочтительнее соглашения в любом варианте. Но он стремится не входить в конфронтацию с США, публично критикуя позицию Байдена, как это делал Нетаниягу в отношении Барака Обамы. При этом Байден вновь заверил Беннета, что США не пойдут на компромисс, у них есть свои "красные линии". Беннет высказал мнение, что договор отодвинет Иран от ядерного оружия на 3-5 лет, но взамен режим аятолл получит миллиарды, которые потратит на подрыв стабильности в регионе.
Ранее, в ходе американо-израильских консультаций по этому вопросу, Израилю ясно дали понять, что современные центрифуги, которые Иран не должен будет использовать, по условиям ядерной сделки 2015 года, уничтожены не будут. Они будут храниться на складах МАГАТЭ. Но на территории Ирана. В Израиле убеждены, что при таком способе хранения Иран может вернуть себе эти центрифуги за считанные дни.
Разногласия по ядерной сделке легли в основу той повестки, с которой в США отправился глава Совета по национальной безопасности Израиля Эяль Хульта. В любом случае, обеим сторонам ясно, что, если переговоры в Вене провалятся, израильско-американское сотрудничество должно быть тесным как никогда.
Венские переговоры между Тегераном и западными державами возобновились после того, как в Белом доме президента Дональда Трампа (который в 2018 году вышел из переговорного процесса) сменил Джо Байден. Несмотря на то, что с тех пор были проведены 8 раундов переговоров, ни малейшего сближения между сторонами достигнуто не было.
Между тем, Иран не устает напоминать, что выступает на этих переговорах с позиций "стороны, которую упрашивают". Напомним, как уже рассказывал сайт "Детали", в среду, 9 февраля, Корпус стражей Исламской революции (КСИР) официально представил новую баллистическую ракету повышенной точности, способную пролететь расстояние до 1450 километров. Она работает на твердом топливе и, как утверждают ее разработчики, способна преодолевать системы ПВО.
Ракете дали оскорбительное для евреев название "Хайбар Шекан" (Khaybar Shekan, иногда пишется слитно) – "Разрушитель Хайбара". Хайбар – некогда процветающий оазис в Хиджазе, на западе Аравийского полуострова, где жили евреи, был завоеван отрядом мусульман под предводительством пророка Мухаммеда в 629 году н. э. В 641 году, уже после смерти пророка, евреи были изгнаны из Хайбара.
По неслучайному совпадению, в тот день, когда была представлена ракета, в Вене возобновились переговоры по ядерной программе Ирана. Напомним, что Иран категорически отказывается включать в повестку этих переговоров еще и свою ракетную программу, настаивая на том, что это его суверенное право – создавать средства доставки любого оружия. В настоящее время у Ирана имеются ракеты с дальностью полета до 2000 километров, что позволяет им достичь Израиля.
Теги: Израиль, Нафтали Беннет, США, Джо Байден, Иран, ядерное оружие, МАГАТЭ, Дональд Трамп