rsf "Репортеры без границ" приветствуют отмену последних ограничений на использование курдского языка в турецких СМИ. "Это важный и символический шаг, но его влияние будет очень ограниченным, пока СМИ не могут решать курдские вопросы без риска преследования", заявляет организация по защите свободы прессы. Правительственная газета опубликовала Директиву от 13 ноября, которая снимает все оставшиеся ограничения на использование при вещании языков меньшинств. Использование курдского языка было разрешено в печатных средствах массовой информации и национальном общественном телевидении ТРТ 6 с января 2004 года, а на частных радиостанциях курдские программы были ограничены пятью часами в неделю, тогда как частные телевизионные станции были ограничены четырьмя часами.
Кроме того, все телевизионные программы на курдском языке должны быть с субтитрами на турецком, что делает прямой эфир невозможным. В результате, какие-либо курдские программы предложили только местная телестанция Гюн, а в последние два месяца еще и спутниковый телеканал Су.
"Что такое вещание на курдском языке, если обсуждение курдского вопроса с независимой точки зрения или точки зрения активистов практически запрещено," спрашивают Репортеры без границ ". "Отмена языковых ограничений не должна затмевать тот факт, что СМИ по-прежнему являются жертвами запугивания и самоцензуры, когда они пытаются решать чувствительные вопросы".
Организация свободы прессы добавила: "Не будет реального прогресса для свободного выражения мнений в Турции, пока репрессивное законодательство не будет отменено и средствам массовой информации, наконец, не будет позволено решить вопросы, которые турецкое государство объявило запретными зонами".
Более 15 журналистов, в настоящее время преследуется по Закону ¹ 3713 о борьбе с терроризмом и статье уголовного кодекса ¹ 216 (о разжигании ненависти) только за упоминание о требовании запрещенного Конгра-Гель, известного также как Рабочая партия Курдистана (РПК) , или за цитирование его руководителей, даже в статьях, которые критикуют их.
Турецкий законодательный арсенал, включающий статью уголовного кодекса ¹ 301, согласно которой "оскорбление турецкой нации", наказывается тюремным сроком до двух лет - накладывает существенные ограничения на демократическое обсуждение, определяя пределы, которые не могут пересекаться, в таких вопросах, как вооруженные силы, полиция, судебная система, пытки, секуляризм и основатель республики Мустафа Кемаль Ататюрк.
На практике этот законодательный арсенал позволяет многим местным судьям и прокурорам противостоять политике правительства по превращению турецкого общества в более открытое.
Около 20 обвинений в "пропаганде РПК," попустительстве преступной деятельности и членстве в нелегальной организации было предъявлено Ведат Курсун, редактору единственной курдской газеты, Азадия Валат. Хотя он и был задержан в январе, первое слушание в суде не проводилось до 10 сентября. Он будет оставаться под стражей до следующего слушания, которое было назначено на 2 декабря.
Его адвокат, Сервет Озен, сообщил "Репортерам без границ", что он находится в тюрьме за высказывания, которые его газета сделала первой, но которые в настоящее время обсуждаются на всех турецких СМИ ".
Прокурдские публикации заставляют молчать даже в Интернете. Доступ к веб-сайту ежедневной газеты «Гюнлюк» был заблокирован 18 ноября. Сама «Гюнлюк», как и еженедельник «Озгюр Ортам», неоднократно временно закрывалась в рамках Антитеррористического закона, а владелец «Гюнлюк», ее редактор и один из ее журналистов в настоящее время сталкиваются с возможностью осуждения на 7 лет лишения свободы.
Газета «Демократик Ачилим» была закрыта в сентябре, всего через несколько недель после ее выхода с тем чтобы заменить «Гюнлюк», которая была сама закрыта в то же время. 20 октября Европейский суд по правам человека постановил, что турецкое правительство должно заплатить несколько сот тысяч евро в возмещение ущерба 26 журналистам, работающим в четырех других прокурдских газетах, которые были закрыты – «Юлькеде Озгур гюндем», «Гюндем», «Гюнчель» и «Герчек Демокраси»
Даже СМИ, которые не проявляют больших симпатий к курдским требованиям автономии, подвергаются репрессиям. Хасан Чаккалкюрт, редактор "кемалистской" газеты «Миллиет», и один из его журналистов, Намик Дурукан, сталкиваются с возможностью наказания в виде 7 лет тюремного заключения и штрафа в размере 9000 евро за перепечатку интервью местных агентств с одним из лидеров РПК. Следующее слушание в суде назначено на 26 января.
Известная певица Хулия Авсар, и журналист «Миллиет» Дерсим Севимаи подвергаются судебному преследованию по обвинению в разжигании ненависти, потому что Авсар, рожденная от турецко-курдского брака, сказала в интервью, что правительственная политика открытости, не должны "недооценивать или игнорировать права курдов ", и что будет "трудно убедить террористов из сепаратистской РПК сложить оружие ".
Наряду с курдским вопросом, для турецких журналистов по-прежнему сложно критиковать поведение судебной системы, вооруженных сил и полиции. Хаджи Богатекин, редактор двухнедельника «Фират Гергер», 18 ноября был заочно приговорен местным судом к 26 месяцам и семи дням тюрьмы по статье 125 уголовного кодекса по обвинению в клевете на бывшего прокурора и начальника полиции в юго-восточном районе Гергер , так как обвинили их в преследовании газеты и в сговоре с исламистами.
Измученный юридической баталией, которая тянется уже больше года, Богектан не присутствовал на окончательном слушании по причинам здоровья. Он написал в суд письмо с извинениями, однако суд игнорировал ее на том основании, что оно не было отправлено заказным письмом.
СМИ в Турции позволено использовать курдский язык, но все еще запрещено свободно обсуждать по курдски вопросы
2169 | 0 |