Иракский Курдистан имеет тесные связи с Швецией, особенно в отношении торговли. В Швеции проживает большое количество курдов, из них пятеро – депутаты шведского парламента. "Рудав" взяла интервью у Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции, в Стокгольме 16 марта, в ежегодный День памяти жертв химической атаки на иракский курдский город Халабджу, которая стала символом кампании геноцида Саддама Хусейна против курдов.
"Рудав": Сегодня отмечается день Халабджи. Когда случилась газовая атака Халабджи, весь мир молчал. Теперь прошло 23 года, и никто не может этого отрицать. Виновные не только не находится у власти, но их уже нет в живых. Почему признание этого злодеяния, как геноцида, так трудно и сложно? Например, шведский парламент признал в прошлом массовые убийства армян турками, как геноцид, но отказался сделать то же самое с Халабджой?
Бильдт: Это не работа шведского парламента, это большое политическое решение. Армянская резня произошла в 1915 году, [и] с тех пор прошло много времени. Резня в Халабдже произошла относительно недавно по сравнению с армянской. Это большой процесс, который должен начаться в Багдаде, и он начался, и виновные были наказаны.
"Рудав": Саддам Хусейн не был осужден за преступления против курдов.
Бильдт: Химический Али [Али Хасан Аль-Маджид, бывший иракский министр внутренних дел] был приговорен по этому делу и, без сомнения, он получал прямые указания от Саддама.
"Рудав": Не могла бы Швеция помочь курдскому делу, продавливая признание атаки Халабджи, как геноцида, в Европейском Союзе и Организации Объединенных Наций?
Бильдт: Как я уже сказал, этот процесс должен начаться в Багдаде, в иракском парламенте, [и] много работы не требуется. Для нас сейчас важно, помогать строить новый демократический Ирак и Курдистан.
"Рудав": В последнее время иранский режим вешает десятки молодых курдов, о чем Вы, конечно, знаете. Какова Ваша реакция на это? Как Вы можете оказать давление на Иран и Турцию, которые используют насилие в отношении курдов?
Бильдт: Что касается Ирана, то мы с Соединенными Штатами подготовили проект резолюции ООН. Мы надеемся, что он будет согласован, так что Иран будет находиться под сильным давлением, чтобы прекратить эти злоупотребления. Таким образом, наша реакция была сильной. Даже в ЕС этот вопрос является одним из главных приоритетов в нашей повестке дня. На следующей неделе, проходит встреча министров иностранных дел ЕС, на которой мы будем обсуждать необходимые меры, которые необходимо принять в отношении этих злоупотреблений.
<Вопрос "Рудав" в опубликованном тексте отсутствует – ред.>
Бильдт: Что касается Ирака и Курдистана, то мы надеемся, что это будет сделано мирным путем в целях укрепления демократического процесса, с помощью курдских и иракских властей. Это нелегкий процесс. Курдское правительство находится в конфликте с иракским правительством по многим аспектам. Кроме того, иракский Курдистан более развит по сравнению с другими регионами Ирака. Однако, нам известно о протестах в Курдистане и мы внимательно следим за событиями. Влияние двух [ведущих] партий [ДПК и ПСК] в курдском региональном правительстве совершенно очевидно. Эти две партии добились много хорошего, но они также сделали много плохого. Многие думают, что политическая система в иракском Курдистане останется на прежнем уровне. Мы надеемся, что система в Курдистане будет становиться все лучше и все более открытой. Я считаю, что так и будет в конце концов.
"Рудав": Иракский Курдистан и Швеция имеют здоровые отношения, особенно с точки зрения торговли, хотя ожидалось, что отношения между Курдистаном и Швецией будут лучше, чем они являются, и более надежными на правительственном уровне по сравнению с другими странами. Однако Швеции потребовалось много времени, чтобы открыть даже скромное консульство в Эрбиле. Многие считают, что Швеция не полностью удовлетворена действиями КРГ. Верно ли это, или есть другие причины, почему отношения не лучше?
Бильдт: Я не думаю, что это правда. Я был в Эрбиле, когда было открыто консульство. Я считаю, что очень мало министров иностранных дел других стран посетили Курдистан. Наш министр торговли, Ева Бьорлинг, посетит Курдистан в следующем месяце для подписания ряда коммерческих контрактов между Швецией и Курдистаном. Это ее второй визит сюда. У меня хорошие отношения с моим другом Хошияром Зибари, хотя он и является министром иностранных дел Ирака, он близок к КРГ. Два месяца назад я встречался с премьер-министром КРГ Бархамом Салихом и мы говорили о ситуации в Ираке и Курдистане, [и] мы планируем расширять наши отношения. Я могу сказать, что наши отношения с иракским Курдистаном лучше, чем наши отношения со многими другими странами в том же регионе. Я могу также сказать, что наши отношения с иракским Курдистаном развиваются с той же скоростью, как наши отношения с Индонезией, которая намного больше, чем Курдистанский регион.
"Рудав": Какова шведская роль в отношении арабской революции и протестов, и как она воспринимает их?
Бильдт: Мы работаем более в рамках ЕС, [и] мы имеем общие мессиджи. Наша главная роль состоит в том, чтобы помочь этим странам в создании реальной демократической системы.
"Рудав": Может ли демократия быть экспортирована?
Бильдт: Нет! Система в Швеции - шведская. Демократическая системы во Франции отличается от шведской, и точно так же в Финляндии. Каждая из этих стран имеет свою собственную систему, что связано с ее национальными традициями и составом населения. Но, все они являются демократическими, поскольку все они имеют ключевые элементы демократии, которые представляют собой свободы и уважение прав человека.
"Рудав": Тогда, каким будет ваш подход при оказании помощи в деле демократизации этих стран?
Бильдт: Первым будет Тунис, [так как] его парламентские выборы пройдут в июне. У ЕС есть специальная программа под названием "Миссия поддержки демократии." [И] мы предлагаем эту программу тунисцам, чтобы помочь им в этом процессе. Затем идет Египет, а затем и в отношении Ливии может последовать то же.
"Рудав": Будет ли сложнее или легче иметь дело с этими странами после революции? Не проще ли для европейцев иметь дело с одним человеком - одним диктатором - скорее, чем иметь дело с новым правительством из многих политических партий?
Бильдт: Если новое правительство встанет на путь демократии, то не будет никаких проблем. Могут быть проблемы в начале, но отношения будут улучшаться с течением времени и получатся гораздо лучше, чем они были до революции.
"Рудав": Многие думают, что факты, сообщенные сайтом WikiLeaks, играли большую роль в том что Северная Африка и Ближний Восток выступили против своих правительств. Когда упоминается Wikileaks, сразу вспоминается его глава Джулиан Ассанж, а затем Швеции, с ее обвинением в изнасиловании, предъявленным Ассанжу. Некоторые критикуют Швецию и считают, что эти обвинения являются ловушкой, чтобы Ассанж был депортирован, а затем передан американцам. Передадите ли вы его американцам, если он будет депортирован?
Бильдт: Я не думаю, что американцы обратятся с такой просьбой. Если бы это было так, то они бы просили Великобританию выдать его. Ассанж в настоящее время обвиняется в совершении преступления в Швеции, [и] у меня нет комментариев на этот счет. Это дело судов решить, что произошло на самом деле и виноват ли он или нет. Кроме того, я не знаю, есть ли какие-либо обвинения против него в США. Пока что не существовало сношений между соответствующими органами власти в США и Швеции по этому поводу, и я не знаю, есть ли какие-либо между США и Великобританией.
Карл Бильдт родился в 1948 году. Лидер шведской демократической партии в 1986-1999, премьер-министр Швеции в 1991-1994 гг., министр иностранных дел Швеции с 2006 года. Занимал посты специального посланника ООН на Балканах, и другие должности, связанные с мирным процессом в бывшей Югославии.