Выступление члена Законодательного собрания Нового Южного Уэльса Пола Линча 21 февраля 2013 года в Ливерпуле, Австралия.
К 25 –й годовщине Халабджи
Я обращаю внимание на вопрос, представляющий значительный интерес и обеспокоенность многих моих избирателей. В следующем месяце будет двадцать пятая годовщина нападения на город под названием Халабджа силами Саддама Хусейна, использовавших химическое оружие, в значительной степени предоставленное этой армии западными странами. Нападение произошло 16 марта 1988 года. Этот ужасный инцидент в настоящее время отмечается Региональным правительством Курдистана [КРГ]. Эта атака, конечно, известна, и известна многим людям по всему миру. Это представляет особый интерес для моих избирателей, которых, по оценкам, проживает в районе Ливерпуля несколько тысяч, и которые пришли на эту землю из края, который сейчас принадлежит Региональному правительству Курдистана. Этот район также известен как Северный Ирак.
Конечно, многие курдские жители Ливерпуля обсуждали со мной, что произошло в Халабдже. Отмечу, в частности, г-жу Тагву Занди, которая обратила мое внимание на церемонию поминовения, которая будет происходить в честь двадцать пятой годовщины этих убийств. Кроме того, офис официального дипломатического представителя Регионального правительства Курдистана в Австралии, г-на Хавала Сиана, расположен по диагонали напротив моего собственного, на пересечении Нортумберленд и улицы Мура в Ливерпуле, и флаг Регионального правительства Курдистана гордо развевается над зданием.
Халабджа когда-то была процветающим городом. Она находится недалеко от иранской границы и во время второй части ирано-иракской войны она была на линии фронта. Она была занята иранскими и про-иранскими войсками, и утром 16 марта 1988года иракские войска начали обычное вооруженное нападение на город. Тем не менее, примерно в 3:00 пополудни иракские самолеты начали химическую атаку, газ от которой, как сообщается, оставил запах сладких яблок. Через несколько минут после его воздействия 5000 мирных мужчин, женщин и детей были убиты и 7000 ранены. Организация "Human Rights Watch" причислила это убийство к актам геноцида. Это было частью операции "Анфаль". Слово "Анфаль" означает "добыча". Это была месть городу и его жителям, якобы сотрудничавшим с Ираном. Газы включали один из видов соединений цианистого водорода, разработанный с помощью немецкой компании.
В то время Центральное разведывательное управление в Вашингтоне направило ноту в посольства Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, сообщая, что газ мог быть брошен иранцами. Центральное разведывательное управление еще поддерживало Ирак против Ирана на этой стадии. В своей книге "Великая война за Цивилизацию" журналист Роберт Фиск отмечает, что до этого Саддам Хусейн использовал подобное оружие в атаках на иранцев, и оно убило очень большое число людей. США также призывали западные правительства не преувеличивать значение этого случая, потому что Хусейн был их союзником. После Халабджи президент Буш-старший увеличил субсидии правительства США Ираку, чтобы тот покупал продукцию американских ферм, а также некоторые материалы, которые могли быть потенциально использованы для химического и биологического оружия, не говоря уже о вертолетах.
С грустной иронией курдский писатель Абдулвахад Талабани пишет об истории региона. В 1920 году тогдашний британский государственный секретарь, Уинстон Черчилль, сообщил, что курды и афганцы должны быть подвержены бомбардировкам с использованием химического оружия. "Анфаль" был запущен Али Хусейном Хасаном Маджидом, известным как "Химический Али", первоначально для курдов, а затем и более широко. Кампания началась в феврале 1988 года. Курдские источники утверждают, что в период между февралем и августом до 4,000 деревни были сожжены или снесены бульдозерами. Курдские источники указывают на 182000 подобных исчезновений. Страх после отравления газами остался надолго. Люди были обеспокоены загрязнением почвы, продуктов питания и воды.
Выжившие описывают "Аль-Анфаль" как "самую страшную операцию против курдов в ХХ веке". Один курд отметил, что Саддам принял ответные меры против курдов для борьбы с Ираном, чтобы захватить Халабджу. "Месть Саддама основана на племенном менталитете: возьмите три глаза на каждый глаз", сказал он. Многие курды и их друзья были в ужасе от отсутствия реакции Запада на зверства в Халабдже. Это отношение на Западе сейчас изменилось, потому что, как я думаю, теперь это соответствует его политике. Курдский поэт Риза Колпан писал в своем стихотворении об этих траурных днях:
"К отравленному ветру, покончившему с жизнью,
мир оставался слеп и глух.
Даже Бог, казалось, не был свидетелем смерти.
Верующие плакали в черном.
Ну, пожалейте меня, пожалейте меня!
Пять тысяч курдов были убиты.
После этого смога, накрывшего город,
раненное сердце не могло найти лекарство.
Уже в другом месте дикий агрессивный враг
охотился на курдский народ,
сжигая его дома, деревья и насаждения.
Леса и поля скорбели, одетые в черный цвет..."
В другом стихотворении… поэт описал "как Халабджа превратилась в Хиросиму". До сих пор существуют последствия от применения химического оружия. Есть хронические заболевания, врожденные дефекты, выкидыши, бесплодие, параличи, неврологические дефекты и рак среди выживших и новых поколений. Повреждение почвы, загрязненная вода и испорченные продукты питания, - все это в ряде текущих проблем. Но курдский народ все еще стоек, а усилия правительства Курдистана видны и в таких местах, как Ливерпуль. Резню в Халабдже, иногда также называют "Кровавой пятницей", она рассматривается как крупнейшее в истории нападение на гражданские населенные пункты с использованием химического оружия. Эти событие не должно быть забыто. И о нем, конечно, не смогут забыть многие из моих избирателей.
Теги: Пол Линч, Австралия, КРГ, Халабджа, Анфаль, Саддам Хусейн, Ирак, Иран, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Хавал Сиан, США, Абдулвахад Талабани, Али Хасан аль-Маджид, Риза Колпан