4 июля Региональное правительство Курдистана (КРГ) обвинило федеральное правительство в Багдаде в систематическом лишении граждан курдского региона их основных прав в течение последних трех лет, назвав продолжающийся кризис зарплат лишь одним из аспектов более широкой политической и экономической несправедливости.
Как сказано в заявлении, "прискорбно", что зарплаты в государственном секторе в Курдистане стали инструментом политического давления. Подход Багдада характеризуется как преднамеренная стратегия нарушений иракской конституции с целью подрыва достоинства курдских граждан и углубления национального разделения.
В заявлении приводятся цифры, иллюстрирующие дефицит финансовых переводов. В 2023 году федеральное правительство направило в регион 4,698 трлн иракских динаров (около 3,5 млрд долларов США), что составляет всего 28,5% от того, что причиталось. В 2024 году эта цифра выросла до 10,026 трлн иракских динаров (около 7,6 млрд долларов США), покрыв 47,9% выплат. До сих пор в 2025 году было получено только 3,829 трлн иракских динаров (около 3 млрд долларов США), что составляет всего 18,3% от выплат в размере 20,910 трлн иракских динаров (около 15,9 млрд долларов США) в регионе. По данным КРГ, ежемесячно должно переводиться не менее одного триллиона динаров.
Однако вопрос заработной платы — это лишь часть того, что названо "более масштабной моделью федеральной дискриминации". С 2014 года правительству Курдистана запрещено нанимать новых государственных служащих, в то время как Багдад увеличил число служащих более чем на миллион человек за один год.
Несмотря на многочисленные соглашения о возобновлении экспорта нефти из Курдистана, Багдад продолжает препятствовать поставкам, позволяя незаконным потокам нефти перемещаться в другие части страны.
Пограничные переходы и внутренние доходы курдского региона также подвергаются нападкам, торговые перемещения ограничены, а местная экономика подорвана.Произведенные в Курдистане товары, как сельскохозяйственные, так и промышленные, блокируются для экспорта и облагаются таможенными пошлинами, которые Курдистан считает незаконными.
В заявлении сказано, что курдскому региону отказывают в доступе к медицинским товарам и оборудованию, хотя более 40% пациентов больниц Курдистана - это арабы из провинций Ирака.
Кроме того, Багдад, исключил Курдистан из международных займов и гуманитарной помощи. Были ограничены даже визиты агентств ООН и НПО. Зарплаты и поддержка курдских сил пешмерга, признанных частью национальной обороны Ирака, были сокращены. Помощь беженцам и перемещенным лицам в Курдистане также была заблокирована, как и доступ к помощи от международных организаций.
Отмечается также дискриминация в политике поддержки сельского хозяйства, в том числе ограничения Багдада на закупку пшеницы у курдских фермеров, несмотря субсидирование производителей в других провинциях Ирака и импорт пшеницы из-за рубежа по высоким ценам.
В заключении заявления содержится призыв к "смелой национальной позиции" для исправления того, что названо "опасным дисбалансом". "Все иракцы должны уважать конституцию и признавать права Курдистана как федерального образования. Курдистанцы не должны рассматриваться как граждане второго сорта. Ослабление [курдского] региона не укрепляет Ирак, а ослабляет всю страну".
Подтверждая приверженность КРГ конституционным решениям и конструктивному диалогу, заявление призывает все стороны отдать приоритет национальному единству и работать вместе для сохранения стабильности Ирака, особенно в этот чувствительный региональный момент.