Главное управление курдского образования в Багдаде заявляет, что ежедневно сталкивается с дискриминационной политикой, которая подрывает будущее курдского образования в иракских районах за пределами Курдистана.
В интервью "BasNews" генеральный директор управления Сана Гармияни заявила, что ее ведомство осталось без ресурсов, поддержки и признания, несмотря на выполнение широкого спектра важных образовательных задач в нескольких провинциях.
"Основные задачи нашего управления очень обширны: от подготовки учебников для четвёртых и пятых классов средней школы на курдском языке до подготовки методических пособий для учителей и составления словаря курдского языка… Наше управление также курирует работу отделов образования в иракских провинциях за пределами Курдистана", — сказала Гармияни.
Она добавила, что вся эта работа осуществляется без какого-либо специального бюджета от Министерства образования Ирака. Даже базовые транспортные расходы для выполнения служебных обязанностей, по её словам, осуществляются без финансовой поддержки: "Даже официальные поездки, командировки и руководство работой на местах осуществляются без каких-либо официальных расходов или разрешений".
Гармияни заявила, что обратилась напрямую к курдскому лидеру Масуду Барзани, президенту "Демократической партии Курдистана" (ДПК), с просьбой положить конец тому, что она назвала "постоянной маргинализацией".
Она подчеркнула, что масштаб административного внимания, уделяемого курдскому образованию, "не соответствует положению и статусу курдского языка". За 11 лет её пребывания в должности управление не получало финансирования на конференции, культурные мероприятия, такие как Науруз, или школьные фольклорные мероприятия. По её словам, встречи с представителями министерства проводятся ограниченно, а препятствия всё чаще отражают "явную политическую и расистскую подоплеку".
Школы для курдов в Багдаде, Киркуке, Салахаддине и Дияле давно жалуются на нехватку инфраструктуры и преподавательского состава. Гармияни заявила, что с 2013 года им не предоставлялись новые стулья, библиотеки, калькуляторы, ноутбуки и даже простые копировальные аппараты. Учителя вынуждены покупать школьные принадлежности за свой счёт. Штатное расписание также сократилось: "В настоящее время в нашем управлении работают 18 из 28 сотрудников… Эта небольшая численность сотрудников создаёт большую нагрузку и обременяет оставшихся сотрудников".
Она отметила, что в Багдаде ситуация лучше благодаря наличию курдоязычных учителей, но на юге страны их нехватка острая. В провинции Мутанна 47 учителей с трудом справляются со всеми курдскими классами и вынуждены преподавать в нескольких школах. Многие арабские преподаватели, которые восполняют нехватку, понимают грамматику, но "не могут свободно говорить", что ограничивает прогресс учащихся в обучении.
Управление также годами ждет получения средств, выделенных на ремонт зданий. "Последний ассигнованный фонд составил 1 миллиард 181 миллион динаров… но проект пострадал от коррупции, и до сих пор деньги не поступили", — сказала Гармияни. Просьбы о найме выпускников курдских вузов остались без ответа из-за того, что она назвала "политическими проблемами".
Споры о правах меньшинств на образование в Ираке продолжались задолго до падения режима Саддама Хусейна. Районы с курдским большинством за пределами Курдистана, часто называемые спорными территориями, исторически сталкивались с недостаточным финансированием государственных услуг. Курдские официальные лица заявляют, что для решения этих проблем требуется подлинная политическая воля со стороны Багдада, чтобы обеспечить соблюдение конституционных гарантий языка и идентичности в сфере образования.
Гармияни предупредила, что моральный дух тех, кто пытается сохранить курдское школьное образование за пределами Курдистана, падает. Она сказала, что политическое давление заставило её задуматься об уходе: "Когда нет поддержки, воды, книг, библиотеки… оставаться и продолжать работу становится тяжким бременем".
Она призвала федеральное правительство Ирака рассматривать обучение курдскому языку как национальную обязанность, а не как исключение. "Образование курдскому языку в Ираке нуждается в настоящей воле и чёткой институциональной поддержке", — сказала она. "Наше управление обладает хорошими возможностями и опытом, но сегодня оно работает в сложной ситуации, которая не соответствует его образовательной миссии и роли курдского языка в идентичности образования и обучения в стране".

































Переводчик