В ходе военных и специальных операций в 2024-2025 гг. ВС Израиля удалось нанести серьезное военное поражение так называемой "оси сопротивления" в лице радикальных исламистских группировок: ХАМАС, "Исламский джихад" (запрещено в РФ), "Хизбалла" и "Ансар Аллах", а также существенно ослабить военный потенциал Ирана. В Иерусалиме считают перечисленные выше организации прокси-силами Исламской Республики Иран. Ракетно-бомбовые удары ВВС и ВМС США помогли Израилю разрушить ядерные объекты ИРИ, на которых, по мнению Иерусалима, проводились работы по созданию ядерного оружия.
Казалось бы, цели руководства Израиля достигнуты, организаторы и исполнители масштабного теракта 7 октября 2023 года наказаны, лидеры исламистов в большинстве своем ликвидированы, оставшиеся в живых заложники освобождены, в секторе Газа, на ливанской границе и на йеменском направлении боевые действия приостановлены. Можно было бы перейти к мирному решению палестинской проблемы и ближневосточному урегулированию на всех его треках (ливанском, сирийском).
Однако, Нетаньяху и его ближайшее окружение даже не пытаются устранить первопричину палестино-израильского и ирано-израильского конфликтов, которая кроется в грубом нарушении прав палестинских арабов. Все резолюции ГА ООН, начиная с № 181 от 29.11.1947 г., и последующие решения по созданию палестинского государства Иерусалимом игнорируются.
Как заявляет глава внешнеполитического ведомства Израиля Гидеон Саар: "любое палестинское государство станет очагом терроризма и будет угрожать Израилю", поэтому вопрос о создании и признании Государства Палестина правительством Нетаньяху снят с повестки дня. В Иерусалиме считают, что есть 22 арабских государства и 23-го не будет, а палестинскую проблему можно решить лишь путем создания автономных районов на ЗБРИ и в секторе Газа под контролем Израиля или международных посредников. При этом исключается возможность палестинцам иметь какие-либо национальные вооруженные силы, кроме полицейских по охране общественного порядка.
Таким образом, "партия войны" в израильском руководстве предпочитает силовое решение имеющихся конфликтов, военную конфронтацию с палестинскими радикалами, другими прокси-силами Ирана в регионе и угрожает новыми ударами по территории Ирана. Всячески муссируются слухи о том, что Тегеран сохраняет и наращивает арсенал баллистических и крылатых ракет, беспилотников, форсирует военную составляющую своей ядерной программы. Многие израильские политики и политологи, их сторонники в США полагают, что в ближайшей перспективе исключать нового масштабного вооруженного израильско-иранского конфликта по инициативе Иерусалима не следует. Причем это может произойти даже без официального согласия на такие действия со стороны администрации США. Дело в том, что в обнародованной недавно Белым домом Стратегии национальной безопасности говорится, что США больше не считают Ближний Восток доминирующим фактором, определяющим контуры американской внешней политики. Кроме того, в Вашингтоне всерьез полагают, что в результате вмешательства США в 12-дневную войну Израиля с Ираном летом 2025 года влияние Ирана на Ближнем Востоке заметно ослабло. А у израильских "ястребов" сохраняется желание нанести Ирану решающее военное поражение, чтобы исключить возможность появления у него ядерного оружия. Не случайно в израильских СМИ и на экспертном уровне все чаще упоминается об успешных атаках ВВС Израиля на ядерные объекты Ирака (1981 г.) и Сирии (2007 г.).
При этом делаются и явно безосновательные расчеты на скорое свержение правящего теократического режима в ИРИ и замену его на более лояльный Западу вариант правления. Якобы высший руководитель Ирана Али Хаменеи находится в преклонном возрасте и уход его с политической арены в ближайшее время неизбежен, да и настроения среди широких народных масс складываются не в пользу правящего клана иранских аятолл. В Иерусалиме считают, что неэффективное управление экономикой, падение курса национальной валюты, обнищание населения, жесткость в насаждении законов шариата т.п. субъективные и объективные проблемы в Иране могут привести к масштабным стихийным акциям протеста. Вряд ли такие оценки ситуации в Иране отвечают реальному положению дел.
Существует мнение, что удары Израиля и США по Ирану, наоборот, в какой-то мере сплотили иранское общества перед лицом внешней агрессии, а в ближайшем окружении Хаменеи есть достаточное число его сторонников, которые готовы продолжить нынешний внешнеполитический курс государства. Назревшие социально-экономические реформы в стране вполне можно будет решить и без смены режима. Кое-что в этом плане уже предпринимается президентом ИРИ Масудом Пезешкианом.
К тому же, можно констатировать, что изоляция Тегерана его противниками на международной арене явно не удалась. Несмотря на ограничительные финансово-экономические санкции со стороны США и их союзников, Иран продолжает успешно развиваться. В 2024 году внешняя торговля Ирана показала рост, достигнув 130 млрд долларов с профицитом торгового баланса, где экспорт превышал импорт. Примерно такие же показатели ожидаются и в 2025 году. Основными торговыми партнерами Ирана стали Китай, Ирак, ОАЭ и Турция, при этом значительно вырос товарооборот с Россией и странами ЕАЭС. Численность населения ИРИ приблизилась к 90 млн человек, страна имеет большие достижения в научно-технической сфере, включая исследования космоса и мирный атом. Тегеран по праву претендует на возможность и дальше развивать свою мирную ядерную программу. Одним из аргументов в пользу продолжения ядерных исследований в Иране стали итоги недавнего визита в Вашингтон наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Сальмана ас-Сауда, который заручился поддержкой США в развитии национальной ядерной программы.
ИРИ входит в ключевые международные организации, такие как ООН, ОИС, ОПЕК, ШОС, БРИКС, ЭКО (Организация экономического сотрудничества), а также является наблюдателем в ВТО и членом Движения неприсоединения, активно участвует в региональных и глобальных экономических и политических проектах. Тесные контакты и стратегическое партнерство Ирана с Россией, Китаем и Индией также играет важную роль в поддержании стабильности и безопасности в ИРИ. Подтверждением взаимодействия Ирана с другими странами явились совместные антитеррористические учения ШОС "Саханд-2025" в декабре 2025 г. на северо-западе страны в провинции Восточный Азербайджан, в которых приняли участие Россия, Китай, Индия, Пакистан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Среди государств-наблюдателей были Саудовская Аравия, Азербайджан и Ирак.
Несмотря на агрессивность внешней политики правительства Нетаньяху в отношении Ирана и его явное нежелание решать палестинскую проблему мирным путем, все же есть определенные надежды, что мировому сообществу на этот раз удастся предотвратить новый вооруженный конфликт на Ближнем Востоке. Иранские власти неоднократно заявляли, что Тегеран открыт для переговоров с США по своей ядерной программе при условии соблюдения Белым домом принципа взаимоуважения. Многое будет зависеть от готовности администрации США продолжить диалог с представителями ИРИ напрямую или через посредников, чтобы вернуться в русло цивилизованного решения иранской ядерной программы. Косвенное влияние на этот процесс может оказать и реализация плана Трампа по урегулированию ситуации в секторе Газа.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук

































Переводчик