Армянская община будет представлена в парламенте Иракского Курдистана. По предварительным данным, наш соотечественник Арам Бакоян избран в законодательное собрание. Обстоятельства его избрания свидетельствуют о том, что правительство Курдистана стремится продемонстрировать свое особое расположение по отношению ко второй по численности христианской общине страны.
25-го июля выборы прошли по новому закону, который закрепляет квоты за национальными меньшинствами. Пять мест законом закреплено за туркманами (это тюркоязычная народность, очень близкая по языку и культуре к азербайджанцам), столько же мандатов оспаривали партии христианской общины и один мандат был предоставлен армянам. Остальные места заняли курды. Это соотношение вызвало возмущение прежде всего у туркманов. Последних в Курдистане как минимум в 200 раз больше, чем армян, но при этом мандатов у них всего на 4 больше. Подчеркнутое внимание президента Курдистана Масуда Барзани к армянам — тема отдельного разговора. К этой теме мы еще вернемся. Пока же сосредоточимся на атмосфере выборов. Может показаться несколько странным то, что в законе о выборах речь идет отдельно о христианах и отдельно об армянах, как будто армяне не являются христианами. Говоря о курдистанских христианах, имеют в виду прежде всего представителей разных конфессий, к которым принадлежат этнические ассирийцы, — халдеев, православных и католиков. То, что власть рассматривает армян как самостоятельную общину и закрепляет за ней отдельный мандат, несомненно, в наших интересах. Ведь если бы “армянский мандат” был смешан с пятью “христианскими мандатами”, наши соотечественники, имея в виду их численность, никогда бы не могли претендовать на место в парламенте. Кстати, об армянах отдельно упоминается и в проекте Конституции Курдистана, который был одобрен в июне. Там говорится: “Народ Курдистана состоит из курдов, а также туркманов, халдеев, ассирийцев, армян и арабов”. Заметим, армяне значатся даже раньше арабов. Курдистан может стать единственным в мире государством, в Конституции которого упоминается слово “армяне”.
На “армянский мандат” претендовали трое наших соотечественников. Примечательно, что депутата по квоте выбирали не сами члены общины, а все избиратели, включенные в списки. Подход, согласитесь, странный. Откуда знать курду или ассирийцу, кто из трех кандидатов-армян сможет лучше отстаивать интересы своей общины? Причем если выборы депутатов на все остальные 110 мест проходили по пропорциональной (партийной) системе, то на “армянский мандат” претендовали частные лица. Таким образом, избирательный бюллетень состоял из 21 партии и трех армянских фамилий. “Армянский мандат” оспаривали Арам Шахине Давуд Бакоян, Аертекс Мовсес Саркисян и Эшхан Мелкон Саркисян. Все трое — члены правящей Демократической партии Курдистана. Первый из них одержал победу. О Бакояне известно, что он житель села Арцрук, в котором армян кроме его семьи раз-два да и обчелся. Армянским почти не владеет, но считает себя христианином и непременно посещает церковь, когда бывает в Мосуле или Духоке. Наш курдоязычный соотечественник особо не вовлечен в жизнь армянской общины, но зато в отличие от других кандидатов благодаря личным связям способен обеспечить прямой контакт общины с высшим руководством страны. Ведь Арам Шахине Давуд — соратник главы автономии Масуда Барзани. В свое время участвовал в партизанском движении, был полевым командиром.
Сведения относительно численности курдистанских армян весьма противоречивы. Председатель центрального национального управления армян Ирака Паруйр Акопян утверждает, что в курдских провинциях сейчас около двух тысяч наших соотечественников. Они компактно проживают в Мосуле, Духоке, селах Зехо и Маргил. После завершения американской операции “Шок и трепет” наблюдался приток армян в Курдистан из южных провинций Ирака. Багдадские армяне получали предложения о переселении в Ниневийскую долину, принадлежность которой давно оспаривается курдами и арабами. Курдские правители всячески покровительствуют ассирийцам, составляющим почти половину населения долины, обещая им создать в Ниневии христианскую автономию. Администрация Масуда Барзани всячески поощряла приток сюда христиан из других регионов Ирака. Это в полной мере касалось и армян. С усилением в регионе христианского фактора Барзани, вероятно, связывает надежды на возможность окончательного присоединения к Курдистану Ниневийской долины.
Переселение в южные районы Курдистана ассирийцев и армян было инициативой министра финансов и экономики Курдистана СаргисаАгаджана (несмотря на армянское имя, Агаджан — ассириец). Именно он разработал проект, согласно которому в составе Курдистана должна быть сформирована христианская автономия ассирийцев и армян. Лоббировать решение этого вопроса в Вашингтоне ему помогали сопредседатели Армянской группы Конгресса США.Агаджан, являясь председателем Комитета по делам христиан, многое сделал для курдистанских армян. Оценивая его заслуги, Католикос Гарегин Второй наградил его высшей наградой Армянской Апостольской Церкви. Инициатива Саргиса Агаджана никак не вписывалась в планы туркманов и суннитских группировок, которые выступали не только против создания христианской автономии, но и против квотирования депутатских мест для ассирийцев и армян. В октябре прошлого года в Мосуле и ряде других городов Курдистана были организованы христианские погромы, положившие конец идее формирования автономии. За время беспорядков были убиты 14 человек, в том числе и армян. (Среди погибших был наш соотечественник бизнесмен Вардкес.) По неофициальным данным, в результате погромов Мосул покинули около 12 тысяч христиан. Сколько сейчас армян в Курдистане в действительности, не могут знать ни местный епископ, ни глава центрального национального управления армян Ирака. Но то, что отныне голос наших курдистанских соотечественников легче будет донести до руководства, очевидно.
Артем ЕРКАНЯН, «Новое время»
“Армянский мандат” курдского парламента
2590 | 0 |