В. П. Юрченко iimes.ru Военно-политическая обстановка в Ираке в октябре 2009 года осложнилась. В минувшем месяце в стране вновь ухудшилась ситуация в сфере безопасности. На внутриполитической арене иракские политические партии и движения продолжали активно готовиться к запланированным на январь 2010 года парламентским выборам. Вместе с тем, серьезные разногласия между ведущими политическими силами Ирака не позволили пока принять новый закон о выборах, что ставит под угрозу возможность их проведения в назначенный срок. Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в октябре, как и прежде, была сконцентрирована преимущественно на отношениях с соседними государствами и США.
В октябре 2009 года положение дел в сфере безопасности в Ираке в очередной раз осложнилось. В первую очередь, речь идет о крупнейшем с 2007 года двойном теракте 25 октября в центре Багдада, в результате которого погибли 153 и получили ранения свыше 500 человек, был причинен значительный материальный ущерб ряду правительственных зданий. При этом в прошедшем месяце было совершено значительное число небольших террористических актов и вооруженных нападений. В итоге, по информации правительственных органов Ирака, в октябре число жертв от различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения значительно возросло, составив убитыми 343 человека (в сентябре – 125) и ранеными 1275 человек (в сентябре - 533). В октябре было арестовано 585 человек, подозреваемых в терроризме и участии в вооруженном сопротивлении (в сентябре – 395).
Ситуация в сфере безопасности в Ираке по-прежнему остается «обратимой», полагают американские военные, чему способствует «отсутствие единства у иракцев по поводу выборов и риск роста насилия». Схожего мнения придерживаются и иракские военные, считающие, что возможная отсрочка всеобщих выборов в стране «может увеличить проблемы безопасности в целом».
Главными и наиболее устойчивыми районами напряженности в Ираке по-прежнему остаются столица страны Багдад и прилегающие к городу районы, а также северные провинции Найнава с центром в г. Мосул, и Эт-Таамим (г. Киркук). В октябре увеличилось число вооруженных и террористических нападений в западной провинции Анбар (г. Рамади), населенной преимущественно суннитами. Сложной остается ситуация в северо-восточной провинции Дияла (г. Баакуба) со смешанным арабским (суннитским и шиитским) и курдским населением.
В октябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Рамади, Баакуба, Эль-Искандерия, Хувейджа, Эль-Махмудия, Талль-Афар, Туз-Хурмату, Тикрит, Самарра, Эль-Юсифия, Нимруд, Эль-Хадита, Джалаула, Эль-Баадж, Хасва, Карма, Рабта, Эль-Амирия. Эр-Рашидия и в ряде других мест.
Двойной теракт 25 октября в Багдаде поставил под сомнение способность иракских властей и силовых структур самостоятельно обеспечивать безопасность в городах страны после вывода из них летом с. г. войск США. По мнению видного американского аналитика-ближневосточника Э. Кордесмана, «последние взрывы в Ираке показали, что иракская война вряд ли закончилась», т. к. повстанцы все еще сохраняют большие возможности для боевых акций и действий по возобновлению межконфессионального конфликта. К другой «внутренней угрозе» Кордесман относит «напряженность между арабами и курдами», а в целом эксперт приходит к выводу, что вряд ли можно говорить о возможности скорого достижения в стране безопасности и стабильности.
Иракская оппозиция считает, что взрывы в Багдаде «стали ясным посланием о том, что правительство Н. аль-Малики не может контролировать ситуацию», показали, что премьер-министр и глава МВД Дж. аль-Булани «больше заняты подготовкой к выборам, чем происходящим в стране», а высокопоставленные лица, ответственные за безопасность, в основном «за-нимаются политикой». Острой критике подвергли Н. аль-Малики влиятельные шиитские организации – Высший исламский совет Ирака и движение во главе с радикальным деятелем М. ас-Садром, заявившие, что «обвинения внешних сил является для правительства способом уйти от ответственности» в недооценке положения дел в сфере безопасности. Губернатор Багдада в связи со случившимся потребовал увольнения с занимаемой должности министра внутренних дел Дж. аль-Булани.
Власти же привычно обвинили в случившемся местный филиал «Аль-Каиды», баасистов и соседние страны, которые, по словам министра иностранных дел Ирака Х. Зибари, не способны соответствовать международным обязательствам по поддержанию стабильности в Ираке и должны прилагать больше усилий для того, чтобы препятствовать проникновению террористов на иракскую территорию. Правительство Ирака даже обратилось с просьбой созвать специальное заседание Совета Безопасности ООН для обсуждения терактов в Багдаде (СБ ООН ограничился осуждением терактов в иракской столице). В то же время в Вашингтоне 26 октября заявили, что не располагают сведениями, которые указывали бы на причастность третьих стран к организации взрывов. Единственной группировкой, открыто взявшей на себя ответственность за теракты в иракской столице, стала «Исламское государство Ирака», связанная с «Аль-Каидой».
В прошедшем месяце напряженность в Багдаде и прилегающих к городу районах была связана не только с терактами 25 октября. Здесь также регулярно происходили небольшие теракты, вооруженные нападения и обстрелы.
Устойчивой нестабильностью и напряженностью по-прежнему характеризуется ситуация в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле, который остается крупным оплотом боевиков и террористов. Здесь постоянно совершаются вооруженные нападения, теракты, другие виды насилия. В октябре иракские силовики при содействии американских советников провели в Мосуле и его окрестностях несколько контртеррористических операций, арестовав большое число боевиков и террористов, что, однако, не привело к коренному улучшению ситуации в городе.
Нестабильностью продолжает характеризоваться обстановка в Киркуке. В городе регулярно совершаются вооруженные нападения и теракты.
На большей части территории иракского юга в октябре положение дел в основном характеризовалась относительной стабильностью. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Кербела, Эль-Куфа и в некоторых других местах.
В октябре ситуация в сфере безопасности в Иракском Курдистане в целом продолжала оставаться стабильной.
Парламент Турции 6 октября принял решение о продлении еще на один год полномочий турецких вооруженных сил на проведение военных операции в Северном Ираке против находящихся там боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). Напомним, что впервые такие полномочия турецкие военные получили в 2007 году. Премьер-Министр Турции Р. Т. Эрдоган 15 октября, выступая в Багдаде, подтвердил решимость Анкары продолжать силовые операции против боевиков КРП, заявив, что в данном вопросе турецкая сторона рассчитывает на содействие иракских властей. Однако при этом Турция не согласилась с требованием Багдада о прекращении действий турецких ВС на территории Северного Ирака.
В Ираке сохраняются видимые симптомы напряженности в межконфессиональных (шииты-сунниты) и межнациональных отношениях. Командование ВС США считает напряженные отношения и неурегулированные серьезные проблемы между арабами и курдами одним из главных и наиболее опасных источников сохраняющейся в Ираке нестабильности.
По оценкам американских военных, иракский филиал «Аль-Каиды» в настоящее время прилагает усилия по восстановлению своего потенциала в Ираке, особенно на севере страны, а в дальнейшем намерен расширить зону своих действий. Одной из главных задач «Аль-Каиды» и других группировок вооруженной оппозиции в настоящее время является создание максимально возможных помех подготовке и проведению выборов в стране, «подрыв авторитета национального правительства и веры населения в демократический процесс».
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников разных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов отрядов «Сахва», воевавших вместе с американскими войсками против местного филиала «Аль-Каиды», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, врачи. По-прежнему многие теракты в Ираке совершаются террористами-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи государственных учреждений.
Продолжаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В последнее время отмечается рост числа случаев похищения детей. В целом похищение людей и рэкет считаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым все еще не привела к заметным успехам.
Не прекращаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения. В октябре отмечены нападения на мечети. Также была совершена диверсия на экспортном нефтепроводе Киркук – Джейхан (Турция).
По состоянию на 1 ноября 2009 года в силовых структурах Ирака числилось около 672 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 238,8 тыс. человек и в различных структурах МВД – 433,2 тыс. человек. Кроме того, около 110 тыс. человек числятся в военизированных охранных формированиях различных министерств и ведомств.
По официальной правительственной информации, в октябре 2009 года иракские силовики в ходе боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 67 человек (в сентябре – 78), в т. ч. военнослужащих – 25 (в сентябре - 40) и полицейских – 42 (в сентябре - 38). Ранения в октябре получили 90 военнослужащих (в сентябре – 76) и 135 полицейских (в сентябре – 102).
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил 7 октября, что нынешние расходы страны на нужды обороны и безопасности являются «слишком высокими» и в 2010 году будут уменьшены. В текущем году 74 проц бюджетных средств ушло на содержание армии и полиции. «Это опасный феномен для иракской экономики», - подчеркнул аль-Малики. Причем, если в прежние годы высокие цены на нефть на мировом рынке позволяли нести такие расходы, то нынешняя ситуация не дает такой возможности. Глава правительства также не исключил сокращения численности личного состава силовых структур. По словам Н. аль-Малики, для бюджета на 2010 год «реконструкция будет означать больше, чем безопасность». В то же время американские военные считают, что важность задач, которые предстоит решать иракской армии и полиции, будет только возрастать, а поэтому силовики нуждаются в более совершенном оружии и экипировке, должны быть «более серьезно обучены».
Командующий сухопутными войсками Ирака генерал А. Маджид заявил, что строительство национальных сил безопасности должно быть завершено к 2020 году. Имеется план их строительства, предусматривающий три фазы, первая из которых должна завершиться в 2011 году. Однако, по словам генерала, реализация намеченных планов сталкивается с финансовыми трудностями: «бюджет меняет наши планы». Поэтому продолжительность каждой из фаз, скорее всего, будет растянута по времени. Говоря о готовности иракских силовых структур к самостоятельному обеспечению безопасности в стране после вывода войск США, генерал Маджид отметил, что много здесь будет зависеть от готовности местной полиции, которая сейчас «не готова».
Иракские силовики разработали специальный «план Б», который предусматривает их действия на случай переноса выборов в стране на более поздний срок.
26 октября США предали иракским ВВС РЛС и систему управления воздушным движением на аэродроме вблизи города Киркук. Радар может обнаруживать воздушные объекты на дальности свыше 225 км, что позволяет следить за обстановкой в воздухе над приграничными районами Сирии, Турции и Ирана. Со временем РЛС в Киркуке будет сопряжена с системой управления воздушным движением багдадского международного аэропорта, что, как утверждают американские военные, позволит иракцам контролировать все воздушное пространство своей страны.
В октябре 2009 года численность группировки вооруженных сил США в Ираке сократилась примерно на 4 тыс. человек. По состоянию на 1 ноября в стране находилось около 120 тыс. американских военнослужащих в составе 11 боевых бригад.
Сокращение масштабов участия американских войск в боевых и специальных операциях в Ираке продолжало положительно сказываться на потерях среди личного состава ВС США. В октябре 2009 года погибли 9 американских военнослужащих (в сентябре – 10), а число раненых составило около 30 человек (в сентябре - 40). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 ноября 2009 года составили, по уточненным данным, убитыми 4602 человек и ранеными около 31550 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.
Пентагон и командование ВС США в Ираке считают, что возможный перенос сроков выборов в Ираке может отразиться на планах вывода американских войск из страны. Министерство обороны США проведет переоценку положения дел в сфере безопасности в Ираке и необходимости сохранения американского контингента в этой стране. Американские военные намерены воздержаться от сокращения войск примерно в течение двух месяцев после проведения иракских выборов, т. к. не уверены в способности нового правительства в Багдаде контролировать ситуацию с безопасностью в стране. США также опасаются, что после ухода американских войск, Ирак «захлестнет новая волна насилия».
Интенсивность действий авиации США в Ираке в октябре существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты ежедневно совершали от 40 до 55 вылетов (в сентябре - от 33 до 60) для поддержки действий наземных войск и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в Ираке. Авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку боевым операциям иракской армии, прикрывала расположение частей ВС США в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника, производила демонстрации силы над неспокойными районами. Для нанесения ударов по противнику использовались различные авиационные боеприпасы. В октябре отмечалась повышенная активность действий американской авиации в районе городов Талль-Афар и Эль-Куфа. Авиация США регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, осуществляли главным образом на самолеты типа С-130 и С-17. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
В октябре командование ВС США в Ираке закрыло строительное управление, которое с января 2004 года построило или восстановило в стране более 5000 различных гражданских и военных объектов на общую сумму свыше 9 млрд долларов. Среди введенных в строй объектов около 700 станций по перекачке воды (насосных станций), 155 объектов для иракской пограничной службы, 46 больниц и реабилитационных центров.
13 октября парламент Ирака принял постановление, разрешающее присутствие на территории страны группы британских военнослужащих (100-150 чел.), которая будет заниматься охраной иракских нефтяных объектов на юге и обучением местных военнослужащих.
В октябре состоялось очередное совещание министров внутренних дел Ирака и соседних с ним государств – Египта, Иордании, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Сирии и Турции. На совещании глава саудовского МВД принц Наиф предложил наладить совместные действия против террористов, которые дестабилизируют Ирак.
По опубликованным в октябре подсчетам иракских властей, в 2004-2008 годах погибло, как минимум, 85 тыс. граждан страны, а свыше 147 тыс. человек получили ранения.
Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в октябре 2009 года стала более напряженной. По оценке политиков и военных, имеется достаточно оснований полагать, что как по мере приближения назначенного срока выборов, так и в случае их переноса на более поздний срок, положение дел с безопасностью в Ираке может ухудшиться.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в октябре 2009 года стала более сложной, что обусловлено усилением предвыборной активности политических партий и движений, усилением соперничества между ними. В стране активно создавались предвыборные политические блоки и объединения.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 1 октября объявил о завершении создания нового общеиракского политического блока – «Коалиции государство закона» (КГЗ), которую он возглавит на предстоящих парламентских выборах. Аль-Малики заявил, что в КГЗ вошли 40 политических партий и движений. И хотя ранее премьер-министр неоднократно утверждал, что формируемый им политический блок «не строится для какой-то одной общины или этнической группы», основу КГЗ составили именно шиитские организации, а вошедшие в коалицию суннитские, курдские и христианские партии и группировки присутствуют в ней в явном меньшинстве. Это еще раз наглядно демонстрирует глубину раскола иракского общества по национальному и конфессиональному признакам. По словам Н. аль-Малики, новая коалиция выступает за создание в стране сильного правительства, способного «без постороннего вмешательства» решать вопросы внутренней и внешней политики, обороны и безопасности. Премьер-министр назвал создание КГЗ «исторической поворотной точкой» в процессе восстановления иракского государства. В то же время ряд иракских политологов полагают, что коалиция, руководимая Н. аль-Малики, вряд ли сумеет завоевать большинство мест в парламенте на январских выборах и, скорее всего, будет вынуждена искать партнеров для формирования нового состава кабинета министров.
Часть суннитских политических сил объявила о создании собственного предвыборного блока на базе уже существующего Иракского фронта согласия. В блок вошли Иракская исламская партия (местное ответвление «братьев-мусульман), Коалиция иракского народа, туркоманская Партия справедливости, ряд вождей суннитских племен и видных политических деятелей, в частности нынешний спикер парламента И. ас-Самарраи. Блок выступает в защиту прав и интересов суннитской общины, за более широкое представительство суннитов в действующей политической системе Ирака.
Два иракских светских политических блока – шиитское Движение национального согласия и суннитский Фронт национального диалога 31 октября объявили о создании нового объединения – Иракского национального движения (ИНД). Президентом ИНД стал бывший премьер-министр Ирака шиит А. Алауи, а Генеральным секретарем – суннитский политик С. аль-Мутлак. Сообщается, что ИНД поддерживает вице-президент Ирака Т. аль-Хашеми (суннит). Новое объединение выступает за национальное единство Ирака, против раскола граждан страны по религиозному признаку, за совершенствование системы управления государством, прекращение вмешательства соседних стран, особенно Ирана, во внутренние дела Ирака.
Видный суннитский лидер А. Абу Риша, сыгравший важную роль в переходе суннитских повстанцев от борьбы против американских войск к совместным с ними действиям против «Аль-Каиды» и возглавивший в провинции Анбар «Советы пробуждения», стал одним из руководителей нового политического объединения – Иракского юнионистского альянса (ИЮА). В этот альянс в качестве независимых политиков вошли несколько действующих и бывших министров иракского правительства, в частности нынешний глава МВД Дж. аль-Булани (шиит) и бывший министр обороны С. ад-Дулайни (суннит). ИЮА выступает «за независимость и национальный суверенитет» Ирака, равенство всех граждан страны и усиление «духа совместного существования».
16 октября впервые в иракской политической истории сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра провели праймериз для своих 650-и кандидатов в депутаты парламента. По оценкам руководства движения, в голосовании приняли участие свыше одного миллиона человек по всей стране, за исключением курдской автономии, провинций Анбар и Найнава. Для проведения праймериз было организовано 350 пунктов для голосования, в т. ч. 120 – в Багдаде. Как правило, для этого были использованы шиитские мечети и офисы садристов.
Одним из наиболее острых вопросов политической жизни Ирака является принятие нового закона о выборах. Имеется две основные проблемы, препятствующие его принятию. Это проблема Киркука, а именно как проводить голосование в этом городе, и вопрос о системе голосования – по закрытым партийным спискам или за конкретные кандидатуры.
По Киркуку курды выступают за проведение там прямого голосования, итоги которого, учитывая курдское большинство населения, в т. ч. людей, вернувшихся в город после насильственного переселения в годы режима С. Хусейна, подтвердят притязания курдских политиков (и населения) на контроль над Киркуком. Против этого категорически выступают арабы и туркоманы, обвиняющие курдов в искусственном создании выгодной для них демографической ситуации путем переселения в город и его окрестности людей, никогда там не проживавших. Поэтому арабы и туркоманы настаивают на проведении выборов по спискам 2004 года. В качестве компромиссного решения предлагается вариант предоставления Киркуку особого статуса, распределив места между различными национальными общинами по заранее определенным квотам. В противном случае арабы и туркоманы угрожают бойкотировать выборы.
Публично большинство партий и политиков в Ираке выступают за открытую систему голосования, при которой избиратели будут знать имена кандидатов, за которых они голосуют. Эта идея пользуется широкой поддержкой населения. За нее выступает духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. Систани. Однако в реальности, как считают эксперты и политические наблюдатели, многие партии поддерживают закрытую систему голосования, которая, кстати, уже использовалась в 2005 году при проведении первых парламентских выборов в постсаддамовском Ираке. Тогда руководство партий, прошедших в парламент, само определяло тех, кто должен получить депутатские мандаты.
В итоге же иракские политики не смогли преодолеть существующие между ними разногласия и до конца октября принять новый избирательный закон. Это ставит под угрозу срыва проведение выборов в назначенный срок – 16 января 2010 года, т. к., по заявлению иракского Избиркома, ему по конституции требуется 90 дней на организацию голосования. В этой связи среди депутатов растет число сторонников продления сроков полномочий действующего парламента еще на шесть месяцев, что, по их мнению, даст возможность решить проблему Киркука и принять новый закон о выборах.
Парламент курдской автономии 28 октября утвердил новый состав регионального кабинета министров во главе с бывшим вице-премьером центрального правительства Ирака Б. Салехом. В его состав вошел 21 человек (предыдущее состояло из 42 человек). Причем в новый кабинет министров из прежнего правительства вошли лишь четыре министра: природных ресурсов, внутренних дел, финансов и по делам сил «пешмерга».
Сложная ситуация по-прежнему характерна для экономики и социальной сферы страны.
В октябре в Ираке, в т. ч. в Багдаде прошли акции протеста, участники которых требовали улучшения бытового обслуживания населения и проведения прозрачных выборов. Основным лозунгом демонстрантов был: «В стране нефти и двух рек нет электричества и питьевой воды».
Разногласия между иракскими политиками не позволяют принять закон о нефти, который регулировал бы распределение доходов от добычи и реализации углеводородного сырья между регионами страны. Отсутствие этого закона препятствует росту объемов добычи нефти и затрудняет работу правительства с иностранными компаниями. Так, из-за противоречий между курдским региональным правительством и центральным правительством в Багдаде в октябре курды приостановили экспорт нефти со своих месторождений до окончательного урегулирования вопроса о распределении экспортных доходов.
Международный бизнес ждет от иракских властей улучшения инвестиционного климата в стране, более значительных усилий «для обеспечения безопасных и привлекательных условий работы иностранных предпринимателей в Ираке». В то же время премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что уже одобренные законодателями нормативно-правовые акты выводят иностранных инвесторов, действующих на энергетическом рынке страны, из-под обложения налогами и сборами на десятилетний период. Кроме того, новое законодательство «гарантирует свободу передвижения денег и доходов из Ирака, наделяет инвесторов правом использовать иностранную рабочую силу и приобретать в собственность землю для строительства на ней жилья». И, наконец, действуют гарантии того, что проекты с участием зарубежных инвесторов на нефтегазовом рынке Ирака «не будут конфискованы или национализированы».
В октябре правительство Ирака попросило у МАГАТЭ разрешения на восстановление имеющихся в стране ядерных реакторов (один реактор был разрушен в результате налета израильской авиации в 1981 г., а два – разрушены американскими войсками в 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне»). В Багдаде свою просьбу мотивируют необходимостью увеличения производства электроэнергии в стране, а также «исследовательскими целями» для развития «мирного атома».
Таким образом, в октябре 2009 года внутриполитическая ситуация в Ираке стала более сложной, что обусловлено усилением предвыборной борьбы в стране и неурегулированностью противоречий между ведущими иракскими политическими силами.
В своей внешнеполитическая деятельности в октябре 2009 года руководства Ирака основное внимание уделяло отношениям с соседними государствами, в первую очередь с Турцией. Приоритетными для Ирака продолжают оставаться отношения с США.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 9 октября призвал «друзей его страны» не вмешиваться в иракские внутренние дела. Аль-Малики подчеркнул, что Ирак «уважает своих соседей, но страдает от вмешательства внешних сил в свои внутренние дела». В Багдаде против такого вмешательства и стремятся «строить отношения с другими государствами на основе сотрудничества и взаимных интересов», а «иракцы в состоянии решать свои проблемы сами».
6 октября в Вашингтоне состоялась встреча президентов США и Ирака Б. Обамы и Дж. Талабани. Обама «довел до сведения» Талабани, что американская администрация поддерживает «усилия, направленные на принятие избирательного законодательства в ближайшее время» и заверил иракского президента в том, что США намерены работать вместе с Ираком «для продвижения безопасности, политического прогресса и экономического развития». 20 октября Б. Обама заявил, что он «рад тому, что отношения между США и Ираком вышли на новый уровень, не сводятся лишь к вопросам обеспечения безопасности и перешли к проблемам экономики, торговли и бизнеса».
В октябре в Вашингтоне прошла американо-иракская бизнес-конференция, в рамках которой состоялась встреча Н. аль-Малики с госсекретарем США Х. Клинтон. Госсекретарь заявила, что Соединенные Штаты надеются подготовить почву для более активных международных инвестиций в Ирак. Н. аль-Малики также провел переговоры с вице-президентом США Дж. Байденом, призвавшим иракцев безотлагательно принять новый закон о выборах. Здесь же отметим, что Вашингтон крайне обеспокоен тем, что иракский парламент не смог пока принять этот закон. США опасаются, что затягивание процедуры его принятия может привести к серьезному осложнению ситуации в Ираке.
По словам Х. Клинтон, Вашингтон намерен в ближайшем будущем сосредоточиться в диалоге с Багдадом на «нескольких ключевых целях». В первую очередь, речь идет об «оказании помощи иракскому правительству в его усилиях, направленных на обеспечение национального единства и урегулирование политических конфликтов, таких как споры вокруг Киркука». Во-вторых, США «будут поддерживать усилия Ирака, призванные увенчаться построением прочных отношений с соседями по региону». В-третьих, американская сторона будет добиваться «возвращения и обустройства иракских беженцев и вынужденных переселенцев». И, наконец, США «будут поддерживать экономическое развитие Ирака и его полную интеграцию в глобальную экономику».
15 октября премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган посетил с визитом Багдад, где вместе с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики принял участие во втором заседании Высшего совета стратегического сотрудничества двух государств. Вместе с Эрдоганом в Ирак прибыли министры иностранных и внутренних дел, внешней торговли, энергетики, строительства, здравоохранения, транспорта, сельского хозяйства, окружающей среды. По итогам заседания Высшего совета подписано соглашение о сотрудничестве МВД Ирака и Турции, а также около 50 меморандумов о взаимопонимании по вопросам взаимодействия в сферах экономики, здравоохранения, коммуникаций, транспорта, добычи нефти, жилищного строительства и др.
30 октября министр иностранных дел Турции А. Давутоглу впервые в истории турецко-иракских отношений посетил столицу курдской автономии Эрбиль, где провел переговоры с ее президентом М. Барзани. Затем Давутоглу посетил крупнейший город иракского юга Басру, где открыл консульство Турции.
Глава иракского правительства Н. аль-Малики 7 октября на встрече с заместителем министра иностранных дел РФ А. Салтановым выразил «глубокую заинтересованность» в развитии отношении с Россией в энергетике, нефтяной отрасли и военно-технической сфере. Аль-Малики «вновь призвал российские компании работать в стране и принять участие в ее восстановлении».
Таким образом, в октябре 2009 года в Ираке произошло осложнение военно-политической обстановки. Действующие в стране террористические и вооруженные группировки в очередной раз продемонстрировали свою способность к активным действиям, в то время как иракские силовые структуры показали свою слабость и неготовность самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности в стране. Серьезные разногласия между основными иракскими политическими силам не позволяют успешно продвигать политический процесс. В итоге в Ираке сохраняется потенциальная угроза новой волны насилия и нестабильности.