Партия Эрдогана меняет лицо страны
vesti.az В последнее время все больше чувствуются изменения в политическом курсе Турции. Страна становится другой во многих аспектах. Она решает кипрскую проблему, открывает границу с Арменией, сближается с США и Россией, становится посредником в иранском вопросе, отдаляется от Израиля. Турция, действуя независимо от Запада, начала строить новые и более тесные отношения со странами региона, в первую очередь с Россией, Сирией, Ираком и Ираном. Анкара с одной стороны, сближается с арабскими и исламскими странами, а с другой – занимает жесткую позицию в отношении Израиля. В то же время власть – Партия Справедливости и развития(ПСР) инициирует такой процесс как «Эргенекон», осуществляет политику способствующею увеличению роли религии в стране. Не сегодня, так завтра ПСР замахнется на основу современной Турции – Ататюрка. Наметки этого уже видны, обсуждается изменение закона предусматривающего уголовное наказание за оскорбление Ататюрка. Доверие населения страны к ПСР очень большое и все это вкупе ставит вопрос, – каким будет новое лицо Турции, и самое главное в какую сторону оно будет повернуто?
Между Востоком и Западом
Когда президент Барак Обама посетил в апреле этого года Турцию – это был символический жест, подчеркивавший геостратегическую значимость Турции. Президент США особо отметил роль этой страны как моста между Востоком и Западом, признал роль посредника этой страны в арабо-израильском конфликте, а также явно поддержал всем своим политическим весом стремление Турции стать членом Европейского Союза.
Однако новая политическая стратегия Турции не подразумевает роль простого сателлита и глашатая США в регионе. Турция давно уже выросло из этих «штанишек» и занимает более независимую позицию, проводя сбалансированную политику. Так, официальная Анкара отказалась от участия в маневрах военно-воздушных сил с Израилем. Это внесло напряженность в отношения, которые были и без того изрядно испорчены, после того как в январе премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил перед лидерами всего мира в швейцарском Давосе с осуждением израильского президента Шимона Переса в связи с военными действиям в секторе Газа.
Высокопоставленные турецкие чиновники говорят, что Эрдоган, выступавший в качестве посредника между Израилем и Сирией всего лишь за несколько недель до начала конфликта в Газе, после израильской агрессии почувствовал себя оскорбленным. На Давосском форуме Эрдоган уже выступал в качестве защитника мусульман и выглядел в этой ипостаси самым сильным мусульманским государством. Тогда в январе это было первое серьезное проявление новой политической линии Турции. Дальше эта полиитка стала все более активной. Когда были обнародованы официальные результаты подвергаемых сомнению президентских выборов в Иране, Турция оказалась в числе первых стран, поздравивших президента Махмуда Ахмадинежада с переизбранием. И уже совсем недавно в ходе визита в Тегеран турецкий преьмер-министр во всеуслышание заявил, что Запад использует практику двойных стандартов, оказывая давление на Иран в связи с его ядерной программой. «Те, кто призывают к ядерному разоружению, должны первыми начать это в своих собственных странах», подчеркнул он.
Закрытая дверь
К выбору восточного направления Турции подталкивает и сам Европейский Союз.
ЕС начал переговоры о членстве с Анкарой, являющейся кандидатом на вступление в эту структуру с 1999 года, в октябре 2005 года. Однако эти переговоры идут медленно, так как Франция и Германия возражают против принятия Турции в ЕС. Кроме того, нерешенные спорные вопросы с Кипром и замедление реформ в Турции также осложняют процесс вступления. Ведущие государства Европы, Германия и Франция в этом плане настроены наиболее консервативно. Николя Саркози уже заявлял, что в географическом плане Турция не является европейской державой. Ангела Меркель занимает схожую позицию. Европа выставляет перед Анкарой список из 32 требований, но даже, несмотря на выполнение некоторых условий, не намерена смягчать свою позицию по приему Турции в европейскую семью. Меркель и Саркози выступили в мае в Берлине с совместным заявлением, в котором было указано на то, что обе стороны имеют общую позицию по поводу принятия Турции в ЕС и что этой стране должно быть предложено «привилегированное партнерство», а не полное членство в ЕС. Мотивы Европы понятны – большое количество новых мусульман-европейцев, развивающаяся экономика, которая рассматривает европейские рынки в качестве своей цели, все это не нравиться «Старому свету».
С другой стороны даже частичный провал переговоров с Европейским Союзом будет иметь далеко идущие последствия. Турция – незаменимый партнер для Соединенных Штатов и Европы. Как страна, граничащая с Ираном, Ираком и Сирией, Турция служит мощным символом сочетаемости демократии, капитализма и ислама. Расположенная между Ближним Востоком и бывшим Советским Союзом, это страна имеет важнейшее стратегическое значение как транзитная страна для транспортировки природного газа. Она также имеет сильное влияние на Афганистан, и, кроме того, является региональным лидером на Кавказе.
В шаге от России
В подобной ситуации игнорирования Турции со стороны Европейского Союза Анкара все больше поворачивается в сторону России. Официальная Москва уже обхаживает эту страну как распределительный узел в своих энергетических поставках, а турецкие инвестиции в России продолжают увеличиваться. Турция, уже объявившая о своем намерении организовать с Россией совместное заседание правительств по типу тех, которые уже были проведены с Ираком и Сирией, надеется осуществить эти планы со своим причерноморским соседом в начале декабря. Напомним, что впервые подобный механизм был апробирован в августе, в ходе визита Путина в Анкару. Тогда между двумя странами было подписано 20 соглашений о сотрудничестве. Время для проведения запланированного мероприятия с Россией выглядит особенно интересно, так как оно будет проходить перед открывающимся в декабре саммитом Европейского Совета. Все это выглядит как послание в адрес членов Европейского Союза. Первые шаги на пути к проведению совместного заседания кабинетов министров были предприняты во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре этого года в Нью-Йорке, и тогда российский министр иностранных дел Сергей Лавров позитивно ответил на предложение своего турецкого коллеги Ахмеда Давудоглу.
Налаживание отношений между Турцией и Россией выгодно также и для Азербайджана. В частности, практически в ходе каждого контакта между руководителями двух стран отмечается необходимость урегулирования Карабахского конфликта. В последний раз Гюль и Медведев говорили по телефону и по имеющимся данным турецкий президент попросил российского коллегу предпринять дополнительные усилия для разрешения Карабахского конфликта. Желание решить армянский вопрос толкает официальную Анкару на сотрудничество с Россией и заставляет ее предпринимать активные шаги в направлении решения старейшей проблемы Южного Кавказа.
Нефтегазовый узел
Одной из основных целей сегодняшней политики Турции является преобразования страны в гигантские транзитный центр, через который в Европу будут идти энергетические ресурсы. Причем этот процесс абсолютно аполитичен. Так, Турция намерена покупать 35 млрд. кубометров иранского газа (соглашение заключено в ходе визита Эрдогана в Тегеран). Кроме того, Турция намерена участвовать в разработке большого газового месторождения «Южный Парс». Весь этот газ в будущем может быть транспортирован по системе «Набукко», которому для заполнения иранское голубое топливо будет жизненно необходимо. Параллельно, через Турцию проходит «Голубой поток», по которому российский газ идет в Европу. В будущем планируется увеличить объем транспортировки по этому энергетическому маршруту. Через Эрзурум и Джейхан проходят линии транспортировки азербайджанских энергетических ресурсов. Также существует газопровод из Турции в Грецию и строится его продолжение в Италию. Кроме того, Турция намерена организовать транзит через свою территорию египетского и катарского газа. Нельзя забывать и об объемах газа, который может транспортировать через Турцию Казахстан и Туркменистан.
Одним словом уже к 2015 году Турция может превратиться в транзитный центр мирового значения. Это придаст ему политический вес и в этом случае уже Европейскому Союзу придется искать сотрудничества с Турцией. Подобное положение своего союзника устраивает и Соединенные Штаты. Турция, судя по всему, в ближайшее время может превратиться в одного из региональных лидеров и Вашингтону лучше иметь хорошие отношения с Анкарой. Кроме того, США может воспользоваться услугами Турции для того, чтобы с незапятнанным лицом выйти из кризисных ситуаций, которые сложились в Ираке и на Ближнем Востоке. Для арабской улицы Турция может стать сильным лоббистом интересов на мировой политической арене. Иран может рассматривать Анкару как посредника для урегулирования своих проблем с Западом, а Россия как основного экономического и политического партнера в регионе.
Все вышеуказанное не означает, что Турция отходит от Запада и меняет направление.
Страна оставляет западные институты и ценности, не меняет степень вовлеченности в международные организации. Просто Анкара создает новые связи и развивает многостороннею стратегию.
Подобному развитию может помещать только политические коллизии внутри страны. Карабахский вопрос, армяно-турецкое сближение, курдская и кипрская проблема, частичный отход от наследия Ататюрка это моменты, которые могут вызвать весьма резкую реакцию в некоторых слоях турецкого общества. ПСР необходимо быть осторожным в данном контексте. С другой стороны опасным может являться чрезмерное развитие религиозности в стране. Это может оттеснить Турцию от пути светского развития. Политика, избранная руководством страны основывается на принцип «золотой середины», отход от нее может вызвать непрогнозируемые политические катаклизмы.
Кянан Эминов