США делают ставку на «федерализацию» Ирака
В поисках выхода из сложившейся в Ираке тупиковой ситуации американцы решили прибегнуть к новой стратегии «федерализации». В ее рамках осуществляется закрепление стратегических нефтеносных районов Ирака за американскими нефтяными монополистами при использовании так называемого «курдского фактора». Кроме того, в Вашингтоне рассматривают Курдистан, как удобный плацдарм для воздействия на внутриполитическую обстановку в Иране.
15 декабря курдское информационное агентство «ПУК-Медиа» распространило сообщение о том, что арабская и туркменская группы в Киркукском провинциальном совете выразили на пресс-конференции протест против дальнейшего развития дипломатических связей между Соединенными Штатами Америки и Региональным правительством Курдистана, заявив, что этот процесс стал результатом политического соглашения между Блоком Альянс Курдистана и США. В заявлении обе группы заявили, что этот шаг нарушает Конституцию и стратегическое соглашение между Ираком и Америкой, а также иракский суверенитет.
В последнее время весьма заметным процессом, вызывающим серьезную обеспокоенность не только некурдских национальных общностей, но и в самом Багдаде, стала совершенно незавуалированная политика Вашингтона по укреплению курдских вооруженных сил — так называемых «пешмарга». Причем курдские власти, в свою очередь, не скрывают своих намерений сформировать при поддержке из-за океана собственную армию. Так, 4 декабря представитель Сил обороны Курдистана Джабар Явир заявил что, согласно стратегическому соглашению между Ираком и США, которые обязуются обучать иракские вооруженные силы и, соответственно, также могут обучать и пешмарга, которые являются частью системы обороны Ирака. Неделей раньше глава администрации Президента Курдистана Фуад Хусейн сделал для газеты «Аль Шарк аль Асват» специальные «разъяснения» по поводу заявления президента Барзани о создании единых воруженных сил пешмарга, вызвавшего бурную реакцию в арабских СМИ. По словам Фуада Хусейна, создание таких вооруженных сил - конституционное право региона, в конституции они обозначены как силы обороны региона, и президент Барзани считает их частью системы безопасности всего Ирака. Он также обратился к федеральным властям с призывом помогать становлению этих сил в области логистики, вооружения и пр. По указу премьер-министра Ирака Нури аль-Малики с 1 января 2010 года должны быть закрыты военные училища в Курдистанском регионе в Кала-Чолане и Захо, а их курсанты должны быть переведены в военный колледж Рустами в Багдаде. Однако представитель министерства пешмарга Джабар Явир заявил, что министерство пешмарга взамен закрытых колледжей открывает в Курдистанском регионе два других военных колледжа.
Следует отметить, что процесс укрепления курдских вооруженных сил осуществляется в рамках новой стратегии США в Ираке, сущность которой сводится к закреплению стратегических нефтеносных районов Киркука за американскими нефтяными монополистами и их защита после вывода коалиционных войск посредством пешмарга. Эта новая стратегия уже неоднократно фигурировала в публикациях западных медиа, как стратегия «федерализации». Ее информационное обеспечение идет полным ходом. Скажем, 8 декабря в «Лос-Анджелес таймс» вышла большая статья Лиз Слай под характерным названием: «Киркук - плавильный котел Ирака». Столь же характерен и общий тон статьи: «Во мрачном пустынном пейзаже, усеянном пылающими нефтяными пожарами на северной окраине этого древнего города, из песков поднимаются новые дома - они тысячами выстроились в ровные ряды. Поразительное зрелище для страны, где по-прежнему жадно ждут любую значительную реконструкцию, и оно содержит ключ к самому большому из не урегулированных конфликтов в Ираке, который еще может ввергнуть страну в хаос.
Дома строятся курдами, чтобы подтвердить их претензии на землю, из которой они были изгнаны Саддамом Хусейном для создания арабского большинства.
Нефтяные пожары иллюстрируют основные причины, почему так горячо оспаривается эта земля: Киркук стоит на богатейших запасах нефти. Они достаточно велики, чтобы сохранить независимое государство, которого добиваются курды или, по крайней мере - автономный анклав Курдистана». Соответственно, основным политическим вопросом стратегии «федерализации» является форма будущего государственного устройства Ирака - должен ли он быть под управлением сильного центрального правительства, в котором сосуществуют все секты и этнические группы? Или стать федерацией регионов, таких, как Курдистан, чтобы различные общины имели право самостоятельно определять свое управление? «Этот вопрос обещает доставить немало хлопот до будущих выборов и может втянуть Ирак в новый конфликт между арабами и курдами, и, возможно, с соседями Ирака, если он не будет решен мирным путем и до ухода американских войск», - такое мнение высказывают находящиеся в Ираке представители Международной кризисной группы.
Поскольку в сложившейся в Ираке обстановке реальной гарантией проведения в жизнь любой стратегии является военная сила, то США явно рассматривают пешмарга как залог «демократизации и федерализации Ирака». Наличие собственной военной организации в Курдистане является как фактором сохранения федерации, так и фактором, создающим условия получения полной самостоятельности. До тех пор, пока федеративное развитие не стало на должные рельсы, а оно еще не стало на них, силы пешмарга готовы защитить курдскую автономию, в том числе и от потенциальных попыток Багдада заняться силовой централизацией страны вопреки однозначно выраженному и подкрепляемому желанию курдов Ирака иметь собственную государственность. Пешмарга в Курдистане предусмотрены нынешней конституцией Ирака, как и их финансирование из федерального бюджета, как и предусмотрено демократическое решение проблемы Киркука, связанное с возвращением туда изгнанных курдских семей. Но и то, и другое положение конституции руководству Курдистана приходится проводить де факто и на свой счет вопреки действиям, а часто и позиции официального Багдада.
Например, Курдистан не считает справедливым тот факт, что доля гвардии Курдистана оставляет в вооруженных силах Ирака только 8,2% вместо 22%, как это положено пропорционально доле курдского населения в составе Ирака.
Предстоящий вывод коалиционных войск должен был быть оговорен и обусловлен международными гарантиями, с одной стороны, и дорожной картой, с другой, создания в Ираке федеративной государственности со слабым федеративным центром. А сейчас, поскольку конституция Ирака не стала такой дорожной картой, особенно для других регионов Ирака, то предстоящие в марте 2010 года парламентские выборы превращаются в этап поиска компромиссов, ведущих к новому качеству федеративного государства, но потенциально чреватых и крушением и последующим стремительным распадом иракской государственности. Так или иначе, очевидно, что курды будут добиваться исключительных прав этнотерриториальным единицам, из которых пока реально создан и существует только Курдистан, в то время как нет четких этногосударственных формирований шиитов и арабов-суннитов. Курдистан стремится утвердить в качестве основополагающего не принцип пропорционального представительства в парламенте страны, а принцип равенства автономных этногосударственных единиц на федеральном уровне. Фактически, речь идет о несколько переработанных и усовершенствованных предложениях Джо Байдена, высказывавшихся им два года назад. Тогда будущий вице-президент США, а в то время влиятельный сенатор Байден выступал с предложения раздела Ирака на три или больше частей, одной из которых был Курдистан.
Вместе с тем, стратегия «федерализации» связана для США с серьезными рисками. Ее успех либо провал напрямую зависит от взаимодействия с курдскими властями. Преждевременный распад Ирака не в интересах Вашингтона.
Тем более, что такой риск реально существует. Если Курдистан односторонне провозгласит свою независимость, то Багдад не сможет сразу что-то предпринять в ответ, поскольку сейчас действуют еще условия, предусмотренные иракской Конституцией 2005 года. Другая сторона медали — это непрогнозируемая реакция соседних государств - Ирана, Турции и Сирии. Поэтому американская администрация всеми силами пытается сдерживать «самостийные» действия курдских властей.
Одной из главных проблем политического урегулирования накануне уже близкого старта парламентской кампании в Ираке стала новая редакция закона о выборах. 4 декабря депутат парламента Ирака от партии «Дава» Сами Аскари заявил, что «некоторые партии не хотят, чтобы выборы состоялись». При этом, по его словам, эти группы открыто не говорят об этом. Депутат от шиитского Фронта Согласия Самира Мусави уточнила, что «никакого соглашения» между Высшим советом Ислама в Ираке и «Курдистанским Альянсом» при принятии «Закона о выборах» достигнуто не было. В данном случае американскому руководству пришлось прибегнуть к прямому нажиму на курдские власти. 8 декабря «Закон о выборах» был принят, но его принятие стало возможным только после длительных телефонных переговоров вице-президента Джозефа Байдена и президента Барака Обамы с президентом Курдистана Масудом Барзани.
Разговор Обамы с Барзани длился 50 минут. В результате Барзани заручился гарантиями США, что статус спорных территорий будет решаться в соответствии с иракской конституцией.
Со своей стороны Барзани согласился принять компромиссное распределение мест в новом парламенте. Для ведения переговоров в Багдаде Барзани направил спикера курдского парламента Кемаля Керкуки, который требовал большей доли мест в парламенте для курдов, предупредив, что они подчинятся давлению американцев. «Мы уважаем их, но мы должны защищать наши права», - заявил курдский спикер.
Необходимость обуздания «самостийных» амбиций курдских лидеров и сохранение относительного контроля за процессом проведения в жизнь стратегии «федерализации» в условиях относительной политической стабильности диктуется для США соображениями как геополитического, так и экономического характера.
Запасы иракской нефти оцениваются в 115 миллиардов баррелей. При этом в Ираке находится американская группировка численностью 115 тысяч солдат и офицеров. Эти силы могли бы быть задействованы для ведения войны в Афганистане, победе в которой администрация США придает исключительное значение. Кроме того, Барак Обама, чей рейтинг популярности стремительно падает, рассчитывает на примере урегулирования в Ираке продемонстрировать общественному мнению, что он способен решать внешнеполитические проблемы, а его обещание вывести войска из Ирака будет выполнено. Наконец, Вашингтон рассматривает Ирак в том или ином виде в качестве естественного регионального противовеса Ирану.
Территория Курдистана является своеобразным плацдармом, предоставляющим возможность непосредственного выхода на иранскую границу. Кстати, в Тегеране отчетливо осознают данную угрозу.
Иран уже начал строительство стены, отделяющей его от Иракского Курдистана с целью недопущения проникновения отрядов «Партии свободной жизни Курдистана (ПЖАК)» на свою территорию. Об этом заявил агентству «АК-Ньюс» представитель сил пешмарга бригадный генерал Джабар Явир. По его словам, в настоящее время построено более 5 км. стены под городом Хаджи-Омран. Недавно сайт канала «Аль-Арабия» сообщил, что Иран планирует построить стену на своей земле, ограничивающую ее от курдских районов Ирака и имеющую протяженность 506 км. В свою очередь, министерство внутренних дел Ирака купит у США за 49 миллионов долларов систему пограничного наблюдения, которая позволит усилить безопасность на проблемных участках границы с Сирией и Ираном. Об этом сообщило 5 декабря командование коалиционных сил в Ираке. Предполагается, что новая система заработает в июне 2010 года и позволит иракским пограничникам вести наблюдение за 286-километровым участком на сирийской границе и за отрезком длиной 402 километра на границе с Ираном. В систему наблюдения войдут башни с видеокамерами, инфракрасные датчики и ретрансляторы для связи с региональными командными пунктами. Ранее Ирак обвинял Сирию в организации взрывов в конце октября рядом с правительственными зданиями в Багдаде.
Артем Ивановский