The Washington Post,
Генри Киссинджер (Henry A. Kissinger)
В своем обращении к нации, продолжавшемся 71 минуту, президент Обама уделил Ираку всего 101 слово, да и те были сказаны словно машинально. С момента прихода к власти администрация избегала темы геостратегической значимости Ирака, особенно с точки зрения американских интересов.
Тем не менее, несмотря на то, что Ираку запрещено появляться в наших дебатах, его навязчивое присутствие будет неизбежно отражаться на нашем сознании. Вывод войск США из Ирака не изменит геостратегическую важность этой страны, даже изменив контекст.
На протяжении тысячелетий Месопотамия выполняла роль стратегического узла региона. От ее ресурсов зависят далекие от нее страны. Разделительная линия между шиитским и суннитским миром проходит через ее центр - более того, через ее столицу. Курдские провинции Ирака граничат с Турцией и Ираном, а к столь неспокойному соседству добавляется угроза со стороны противников внутри страны. Вакуум в регионе не может соответствовать интересам Америки.
Невозможно отделить проблему Ирака и от конфликта с революционным джихадом. Исход операции в Ираке повлияет на психологический баланс в войне с радикальным исламом, в особенности же на то, будет ли вывод войск восприниматься как отход из региона или как более эффективный способ поддержания его стабильности.
Но Ирак практически исчез из политических дебатов в Вашингтоне. Специальные посланники назначены во все важные страны региона, за исключением Ирака, государства, эволюция которого способствует определению того, как будет оцениваться влияние Америки на дела региона. Администрация Обамы должна четко заявить о том, что Ирак продолжает играть существенную роль в американской стратегии. Краткие визиты высокопоставленных чиновников полезны в качестве символов. Но символов чего? Стратегическая концепция для региона, над которым нависает грозная тень Ирана, требует тактической последовательности.
До войны важнейшей геополитической реалией региона было равновесие сил между Ираком и Ираном. В то время у власти в Багдаде была диктатура суннитов. Возникшая после войны частично демократическая структура, в которой доминируют шииты, еще не нашла надлежащего баланса между своими суннитским, шиитским и курдским компонентами. Не выработана и долгосрочная стратегия в отношении Ирана. Если шиитский компонент останется под влиянием радикалов, подомнет под себя суннитские и курдские регионы, а затем вступит в альянс с Тегераном, то на наших глазах - и не без нашего участия - в регионе произойдет фундаментальный сдвиг равновесия сил.
Исход операции в Ираке будет иметь глубокие последствия, прежде всего для Саудовской Аравии, ключевого государства Персидского залива, а также для других стран Залива и Ливана, где финансируемое Ираном движение "Хезболла" уже представляет собой государство в государстве. Поэтому Соединенные Штаты непосредственно заинтересованы в эволюции внутренней и внешней политики Ирака в сторону умеренности.
Переговоры с Ираном о сдерживании распространения ядерного оружия зашли в тупик. Независимо от того, будет ли ядерная проблема решена путем дипломатии либо в результате иных процессов, ключевую роль в стабилизации региона играет создание политического и стратегического равновесия между Ираном и Ираком. Иначе регион рискует остаться грудой динамита с тлеющим фитилем.
Формальные выражения политики администрации в отношении Ирака касаются в основном темпа вывода войск. Даже в обращении президента Обамы к нации Ирак фигурировал главным образом в этом контексте. В Вашингтон приглашают немногих высокопоставленных иракских лидеров - и им оказывается сдержанный прием. Америке необходимо оставаться активным дипломатическим игроком. Смысл ее присутствия не должен сводиться к выводу войск. Нужно подтверждение политической заинтересованности в стабильности региона. При реализации "стратегии эндшпиля" следует заботиться о сохранении привязки стратегии к выводу войск.
Генри Киссинджер был государственным секретарем США в 1973-1977 гг