Источник newsland
В текущем месяце вновь начали появляться сообщения, что США и Израиль по-прежнему готовятся к войне против Ирана. Вчера в Ньюсленде появилась статья «Мир должен не дать США развязать Третью мировую войну», написанная Ю.Баранчиком. Продолжим обсуждение данной темы.
Еще полтора года назад, летом 2008 г. основатель и руководитель американского аналитического центра Stratfor Джордж Фридман заявил, что США и Израиль готовятся к войне с Ираном.
По его прогнозу, в ходе военных действий могли бы быть атакованы нефтяные танкеры и платформы в Ормузском заливе, через который проходит 40% всей нефти, доставляемой морскими путями. США могли бы провести «экспресс-нападение» на ракетные батареи, базирующиеся на побережье, но вряд ли бы удалось ограничиться только этим.
«Из-за войны цены на нефть превысили бы 300 долларов за баррель. Даже если этот скачок произойдет лишь на короткое время, это приведет к катастрофическим последствиям для мировой экономики и фондовых бирж», - писал глава Stratfor.
Stratfor является частной организацией, которая занимается прогнозированием геополитических процессов, в США ее называют «теневое ЦРУ». Прежде чем представить клиенту отчет на заказанную тему, сотрудники агентства изучают местные газеты, правительственные заявления, интернет-сайты, а также используют данные, полученные из собственных источников в различных странах.
Также в том же 2008 году по данному вопросу высказывался и З.Бжезинский: Разумный подход к Ирану ("The Washington Post", США). Критикую иранскую политику администрации Буша он в частности писал, что грубая политика `кнута и пряника` может сработать, если имеешь дело с ослами, а не с серьезными странами.
"Результатом нынешней политики США в отношении Ирана почти наверняка станет превращение Ирана в ядерную державу. Якобы хитроумная комбинация использования `кнута` и пряника`, включая частые официальные намеки на то, что американский военный вариант решения проблемы `остается на столе`, ведет лишь к тому, что Иран еще больше желает иметь собственный ядерный арсенал. У Соединенных Штатов было бы больше шансов на успех, если бы Белый дом отказался от угроз военного вмешательства и призывов к смене режима.
Успешный подход к Ирану должен учитывать интересы и его и нашей безопасности. Американские авиаудары по иранским ядерным объектам или менее эффективные израильские приведут лишь к тому, что реализация ядерной программы Ирана будет задержана во времени. В любом случае, ответственность ляжет на Соединенные Штаты, которым придется заплатить определенную цену за вероятные реакции Ирана. Они почти наверняка будут включать в себя дестабилизацию на Ближнем Востоке, а также в Афганистане и серьезные попытки срыва поставок нефти, что, как минимум, приведет к значительному повышению и без того высокой цены. Волнения на Ближнем Востоке, вызванные превентивным ударом по Ирану, нанесли бы ущерб и Америке и, в конечном итоге, Израилю.
Учитывая заявленные цели Ирана - потенциал для ядерной энергетики, но не ядерное оружие, а также предполагаемую готовность к обсуждению с США вопросов безопасности в более широком контексте - реалистическая политика воспользовалась бы удобным случаем, чтобы посмотреть, чего здесь можно добиться. Соединенные Штаты могли бы дать понять, что они готовы к переговорам - или без предварительных условий (сохраняя за собой право прекратить переговоры, если Иран останется неуступчивым, но начнет обогащать больше урана, чем допускается Договором о нераспространении ядерного оружия) или к переговорам на основе готовности Ирана приостановить обогащение урана в обмен на одновременную приостановку основных экономических и финансовых санкций США".
Что касаемо до сценариев иранской компании их множество ив Петагоне они корректируются ежегодно. Главной целью авиудром станут ядерные объекты Ирана, которых официально 14. Однако даже американцы признают, что выявить все ядерные объекты невозможно, несмотря на постоянный мониторинг. Силами Ввс Израиля быстро уничтожить иранскую ядерную промышленность невозможно. Иранское руководство, которому выгодно нагнетание обстановки в регионе, поскольку его сопротивление Америке повышает авторитет страны в мусульманском мире, готовится к худшему исходу событий. Иран обладает относительно мощной армией, имеющей достаточно высокий уровень боевой подготовки.
Однако Тегеран понимает, что национальные ВС не в состоянии выдержать прямое противоборство с Америкой. Поэтому иранское руководство проводит мероприятия по подготовке своих пограничных формирований и подразделений «Басидж» для ведения партизанской войны на всей территории страны. Если учесть крайне высокий уровень антиамериканских настроений иранцев, американское вторжение в Иран может стать еще большей головной болью Белого дома, чем Ирак и Афганистан.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что, когда США вторглись в Ирак, была очевидной мысль, что следующим объектом для нападения станет Иран. Считалось, что население поддержит смену режима, как оно поддержало свержение Саддама Хусейна в Ираке. Но на самом деле стоит ожидать ожесточенного сопротивления. С потерями иранцы считаться не будут, смерти они не боятся, ведь погибшему в джихаде прямая дорога в рай. Достаточно вспомнить, как во время ирано-иракской войны «людские волны» из подростков шли на минные поля, таким самоубийственным способом расчищая дорогу войскам. Допустим, А.Храмчихин преувеличивает и количество иранцев, готовых по первому же приказу погибнуть не исчисляется миллионами и сотнями тысяч, но сопротивление, которое встретит американская армия в случае наземного вторжения будет очень значительным, шансы, что подобно генералам С.Хусейна иранские генералы и офицеры предпочтут скорую сдачу в плен минимальны.
Военный эксперт Ю. Щевцов пишет: «Что касается до ПВО Ирана она слаба: поставленная когда-то западные ЗРК небоеспособны из-за отсутствия запчастей. Российские комплексы С-200 имеют большую дальность, но бессильны против маневренной тактической авиации. Китайские С-75 давно устарели и бессильны против современной авиации. Недавно Иран закупил российские зенитные комплексы «Тор» ближнего действия, но их еще надо освоить. Появлялись сообщения, что в 1993 г. тайно в Иран были проданы комплексы С-300, но доказательств этому нет.
Бессильные противостоять американцам в воздухе иранцы могут применить асимметричный ответ – поднять шиитское восстание в Ираке. Это будет для США катастрофой. Достаточно вспомнить, что подавить партизанское движение немногочисленных суннитов, обитающих лишь в трех провинциях Ирака, американцы оказались неспособны. При этом надо иметь в виду, что шиитские общины двух стран достаточно отдалены друг от друга. Шиитские лидеры Ирака участвуют в выборах и уже имеют свою долю административной власти. Не стоит сбрасывать со счетов и извечное противостояние арабов и персов. Иракские шииты к тому же несколько свысока смотрят на иранских, поскольку все главные шиитские святыни находятся именно в Ираке. С другой стороны, исламский фактор может иметь решающее значение. Восстание может начаться снизу, без благословения духовных лидеров и племенных вождей.
США не имеют достаточных сил для оккупации всего Ирана. Даже для удержания контроля над Афганистаном и Ираком приходится привлекать фрондирующих или слабых союзников и напрягать едва ли ни все ресурсы.. США не имеют возможности создать большую коалицию для такой войны - слишком сложным стал механизм формирования таких коалиций - и должны полагаться лишь на себя и своих самых близких союзников. Это, конечно, облегчает выбор времени начала войны, нет необходимости в длительной заметной концентрации своих войск у границ Ирана, но определяет ее характер. США могут только одно: начать постепенно наращиваемые бомбардировки, в ходе них провести мобилизацию своих союзников себе в помощь, втянуться в ряд вытекающих одна из другой локальных военно-политических операций по периферии Ирана, каждая из которых будет своей оригинальной военно-политической схемой напоминать отдельную локальную войну.
Нет сомнений в целях первого удара США: ядерные объекты, системы ПВО, пункты связи, крупные воинские подразделения Ирана, объекты транспортной инфраструктуры, его ВМФ. Эта фаза войны наверняка будет удачной. Если Иран применит против Израиля или на территории США оружие массового поражения или проведет слишком сильные теракты, он будет атакован ядерным оружием. Это вариант можно не рассматривать. Если обойдется без ядерного оружия, то вскоре после начала бомбардировок театр военных действий распадется на несколько «фронтов». Наземные войска США могут быть использованы в основном для обеспечения безопасности судоходства в Ормузском проливе и контроля над приграничными территориями Ирана, прилегающими к южной части Ирака.
Арабский Иран и Курдистан
Операция в арабских районах Ирана близ южного Ирака наверняка будет ориентирована на их интеграцию с шиитской частью Ирака, более-менее лояльной США. Сомнительно, чтобы Иран смог вызвать большое восстание шиитов в Ираке. Наверняка среди арабов шиитов по обе стороны границы найдется много сторонников образования чего-то напоминающее единое арабское шиитское государство. На них не может не делаться ставка Соединенными Штатами. Эта ставка на шиитов оправдывает себя в Ираке. Скорее всего, в этом регионе в тени действий США будет спровоцирована локальная гражданская война. Шансы на победу проамериканских сил в этой войне будут определяться способностью США оттянуть внимание остального Ирана от этого региона на другие конфликтные зоны.
И вот этот момент перестройки региона Ирана является особо актуальным для России и Европы. Удар США по Ирану обязательно вызовет проамериканскую активность курдов в иранском Курдистане. Мы не можем знать, в каких формах это произойдет, но сложно представить себе, чтобы иракские курды, ныне эффективно контролирующие свою часть Курдистана, надежные союзники США, не попытались интегрировать в свое почти государство иранский Курдистан. Сложно представить себе, чтобы иранские курды слишком сильно сопротивлялись такой попытке, ибо в руки единого Курдистана тогда переходят важные нефтедобывающие районы Ирана. При благоприятном ходе войны курды вполне могли бы выполнить в части Ирана роль афганских таджиков, совершивших важнейшую часть сухопутной операции США против талибов. Во время войны США против Ирака курды также воевали в арабских районах. Курды могут выйти и за пределы иранского Курдистана, выполнив роль «туземной» американской пехоты в приграничных к Ираку областях Ирана. Ибо США нуждаются в контролируемой иранской приграничной территории, чтобы сдержать действия иранцев против своих войск в Ираке.
Объединение и даже расширение за пределы своих этнических границ иранского и иракского Курдистана – это грандиозная проблема для Турции. В случае войны против Ирана остановить объединение Курдистана невозможно. И после войны объединенный Курдистан вряд ли будет ликвидирован. Скорее всего, в своей квазигосударственной форме он может существовать долго. Ибо послевоенная пацификация Ирана будет многолетним тяжелым процессом. Турция должна получить компенсацию этой колоссальной «курдской» потери всей своей системы национальной безопасности сразу после начала военной акции США в Иране. Такой компенсацией может быть только усиление турецкого влияния в Азербайджане по обе стороны иранской границы.
Азербайджанская «критическая масса»
Курдский кризис сам по себе влечет за собою кризис в обоих Азербайджанах. Но помимо курдской стороны азербайджанской проблемы, она имеет и собственную составляющую. Возможно, азербайджанский локальный кризис является ключевым в перестройке всего американского «Большого Ближнего Востока» и всей вероятной иранской войны. Иранский Азербайджан – это территория с населением в 2-3 большим, чем в независимом Азербайджане. Любые политические трансформации в иранском Азербайджане – усиление националистического движения или, наоборот, его жесткое подавление иранцами в ходе войны не могут не вызвать политического отклика в Баку. С другой стороны, Азербайджан в случае иранской войны становится ключевым элементом военно-транспортного коридора, который свяжет войска США и НАТО в Афганистане и Средней Азии с метрополией. Войска США в Афганистане обязательно окажутся под угрозой ответных действий Ирана – руками ли афганских шиитов или талибов или диверсионных иранских соединений – видимо всех их вместе взятых. Возможно, именно афганские контингенты западных войск являются самыми уязвимыми в ходе иранской войны.
Туркменский газ
Туркмения ныне играет гораздо более важную стратегическую роль, чем это было во время «ввода войск США в Афганистан» . Сейчас именно от поставок туркменского газа в Россию зависит способность России выполнить свои обязательства по поставкам газа в Европу. Если туркменский газ в Россию не придет, тогда РФ моментально столкнется с большим кризисом в отношениях с Украиной, а затем – и со всей Европой. Появление у НАТО действительно энергетической составляющей, появление «энергоНАТО» станет необратимым. Новая «холодная война» РФ с НАТО – это, прежде всего, региональный конфликт между Россией и странами каспийско-черноморско-балтийской дуги, резкий рост платежей РФ за плавание в водах почти внутреннего моря ЕС – Балтийского моря, проблемы с проходом через Проливы, рост транзитных платежей на все виды транзита через Украину, Беларусь, Прибалтику, обострение кавказских проблем, потеря влияния на все объекты ПВО и связи в Азербайджане, Украине, Беларуси, втягивание в новую гонку вооружений. России надо будет срочно отсраивать, видимо, на средства своего Стабилизационного фонда, систему ПВО по периметру своих границ, создавать ракеты средней дальности и современную армию. Вряд ли это будет по силам.
Если мы посмотрим на нынешнее втягивание «последней диктатуры Европы» в альянс со странами Межморья, санкционированный США, именно с этой точки зрения, если увидим отношение к Лукашенко через возможную войну США против Ирана, то все становится логично. Впереди, возможно, такие кризисы, что авторитаризм Лукашенко Западу покажется только благом. Во всяком случае, на фоне этих кризисов он не будет казаться чем-то слишком уж отталкивающим. Кстати, новые американские базы ПРО в восточной Европе – также выглядят на случай именно такого кризиса очень логично. Еще один элемент подготовки к возможной новой «холодной войне» в Европе. Осталось только дождаться, пока РФ сама разорвет военный союз с Беларусью и втянуть тогда РБ в НАТОвскую систему безопасности, - и фронт новой холодной войны будет выстроен.
Если начнется война в Иране, борьба за контроль над Туркменией становится для России вопросом чуть ли ни жизни и смерти. Ведь есть и иной вариант проблем в случае непоступления туркменского газа: быстрое повышение внутренних цен на газ в РФ, чтобы уменьшить его потребление и сохранить объемы поставок в Европу. Никакой рост мировых цен на углеводороды в случае войны против Ирана не компенсирует необходимость такого резкого сокращения потребления газа внутренними районами России, если надо будет сэкономить так много. Рост внутриполитической напряженности в России гарантирован. А ведь будут еще и беженцы из Азии и осложнение отношений со странами Средней Азии. Борьба за туркменский газ – это борьба за его транзит через Узбекистан и Казахстан, это и борьба за сырье других среднеазиатских стран. Это в любом случае дорого. И вряд ли РФ в борьбе за Туркмению победит. Если пойдут на войну в Иране, переустройство Большого Ближнего Востока потребует перенаправить каспийское сырье на его нужды. Иначе в чем смысл Переустройства? Из Туркмении и из Средней Азии США в таком случае уже не уйдут долго. Тем более, что пацификация Ирана будет долгой.
Азербайджанский кризис в случае войны в Иране имеет очень простое разрешение: стратегической массы Азербайджана достаточно, чтобы он надолго стал ключевым элементом поддержания нового порядка в регионе Ирана. Азербайджан и стоящая непосредственно за ним Турция получат гарантии успеха такой политики, если через объединенный так или иначе Азербайджан пойдут большие потоки газа и нефти в Европу и Турцию из региона Каспийского моря. Еще недавно шли лишь разговоры про каспийские нефть и газ. Сейчас это сырье уже реальность, как и трубопроводы терминалы под него в Закавказье, Турции и Украине. Если это сырье поступит в Европу, минуя Россию, то иранская война на своем северном направлении будет полностью оправдана и окуплена. А холодная война в Европе будет не очень продолжительной и не очень острой. Россию тогда относительно легко оттеснят еще далее в северную Евразию диверсифицировать добычу и пути поставки своих углеводородов на Баренцовом море и на Балтике.
«Переустройство» «Большого Ближнего Востока» быстро идет и без самой войны против Ирана. Если Иран сейчас не создаст быстро ядерной бомбы, то через 3-4 года инфраструктура силового переустройства региона станет еще совершеннее: будет реконструирована трубопроводная сеть между прибалтийскими странами, Польшей, Беларусью и Украиной и на Балканах для приема больших масс углеводородов оттуда. Сырья в регионе Каспийского моря станут добывать еще больше, и оно станет еще важнее для России и Европы. «Умного оружия» США накопят также еще больше. И тогда военная акция против Ирана, этот этап «переустройства» региона просто пройдет еще быстрее… Если в ней через 3-4 года будет необходимость и Иран сам не покорится, как Ливия, например. Современные войны не всегда требуют зрелищной военной акции для победы, как показал печальный опыт распада СССР, открывший эту новую эпоху. Главное – «перестройка», комплексное «переустройство».