Павел Шехтман, Kurdistan.Ru
В последнее время Эрбиль послал несколько недвусмысленных сигналов. Сначала это было - впрочем, вполне ожидаемое - требование, чтобы новая правительственная коалиция, под чьим руководством бы она ни образовалась, гарантировала выполнение 140 статьи. Затем последовало требование 25% министерских портфелей (сначала речь шла главным образом о выделении портфеля в одном из ключевых министерств - финансов, обороны или нефти, но теперь как видно ставки поднялись). И наконец, это сопровождалось опубликованием Масудом Барзани программной статьи в "Нью-Йорк Таймс", призывающей к реальной федерализации Ирака.
Можно конечно считать, что Барзани действует по принципу восточного базара - заломить явно завышенную цену, чтобы было от чего торговаться. Но что-то подсказывает, что это не торг. Ибо наступил судьбоносный момент, когда решается - кто будет кто в новом Ираке. Сунниты в лице "Иракийи" пытаются вернуть свое господство; шииты пытаются отстоять свое; однако и те, и другие едины в одном - в стремлении к усилению централизации. Сейчас и те, и другие делают заходы в сторону курдов - даже "Хадба" в Ниневии вдруг стала проявлять неслыханное миролюбие и стремление к компромиссу. Но ведь курды отлично помнят, какие золотые горы, какое вечное братство и гармонию сердец обещали им в 2005 году. С тех пор их на протяжении 5 лет водили за нос, при попустительстве США и прямом пособничестве ООН. Список невыполненных обещаний мог бы занять тома. Напомним лишь самые яркие эпизоды: срыв исполнения 140 статьи (и даже первого, простейшего условия для нее - проведения переписи); мошенническая подмена согласованного законопроекта о нефти и газе, с дальнейшим "вето" багдадского министерства на реализацию курдами своего конституционного права - заключения нефтегазовых сделок; саботаж договоренностей о централизованном материальном обеспечении сил пешмарга; попытка вытеснить пешмарга из спорных территорий; мошенническое распределение провинциальных квот по новому закону о выборах; и в качестве мелкого, но показательного завершающего аккорда - недодача обещанного компенсационного места в парламенте. Так что не надо быть пророком, чтобы предсказать, какая судьба ждет курдов, когда кончится период формирования правительства. Впрочем, тут курдам и опыт прошлого необязателен - ибо арабские братья постоянно проговариваются с поистине детским простодушием. То министр нефти Шахристани (от Правового государства) обещает, что новый парламент обязательно примет такой закон о нефти, который запретит курдам всякие контракты с иностранными фирмами. То представители Иракийи начинают высказываться, что президентом Ирака должен быть араб, потому что это арабское государство; что курды - пришельцы в исконно арабско-туркменском Киркуке и что вообще, "Правовому государству" следует поскорее объединиться с ними, чтобы вместе дать отпор курдским притязаниям. А тем временем американцы, до сих пор успешно "разруливавшие" конфликтные ситуации, уходят, оставляя курдов один на один с их добрыми "братьями"...
В такой ситуации, для курдов было бы слишком накладным продолжать играть в багдадские игры по правилам, установленным арабами. В результате, курды вышли из чужой игры и перешли на язык ультиматумов. "Либо гарантии 140 статьи - либо мы не участвуем в правительстве". Как показывает и пример Ниневии, "неучастие" курдов в правительстве означает существенно больше, чем просто неучастие в правительстве. Это означает - непризнание правительства и неподчинение ему (т.е. де-факто выход из состава Ирака). Решиться на это было, очевидно, непросто: курды отлично понимают, что всякое обострение ситуации ставит под угрозу, прежде всего, их собственные экономические достижения .Но понимают они и то, что, если не преломить ситуацию, то она угрожает постепенной потерей с таким трудом завоеванных национальных прав. Здесь необходима выдержка, хладнокровие и точный расчет. Барзани не занимать этих качеств, он - прирожденный политический покерист. В конце концов, все знают (и Барзани знает, что все знают): если курды хлопнут дверью, стекла полетят по всему региону.