Эльдар Касаев, fondsk.ru
В мае 2010 года центральное правительство Ирака подписало соглашение с властями курдской автономии, позволяющее экспорт нефти на внешний рынок из Курдистана.
Годом ранее Багдад уже пошел на уступки курдской стороне. По причине экономических трудностей, вызванных снижением цен на нефть, и, как следствие, падения доходов, курдам было разрешено экспортировать 60 тыс. баррелей нефти ежесуточно.
Справедливости ради отметим, что ситуация кардинальным образом не поменялась, так как курдская сторона самовольно осуществляла поставку энергоносителей, не дожидаясь юридического разрешения от федеральной власти. Объяснением служило то, что, по мнению курдских лидеров, Конституция Ирака наделяет Курдистан исключительными правами в части операций с углеводородным сырьем.
Карт-бланш
Стоит напомнить, что, согласно ст.113 Конституции Ирака, Курдистан получил статус федерального района и очень широкие полномочия даже для субъекта федеративного государства: право на собственное законодательство (при условии непротиворечия федеральной Конституции), собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти; собственные силы безопасности, собственные представительства при иракских посольствах за рубежом.
К исключительной сфере полномочий федерации относятся только такие основные вопросы, как внешние сношения, оборона, финансовая и фискальная политика, торговля между регионами Ирака и управление водными ресурсами, поступающими из-за пределов страны.
Все остальное относится к сфере совместной компетенции или к исключительной компетенции Курдистана. При этом даже в вопросах, относящихся к совместной компетенции, законы региона имеют приоритет над федеральными.
Следует особо подчеркнуть, что, согласно основному закону Ирака, федеральное правительство и региональное правительство Курдистана вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного и газового богатства с целью получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.
Иракский Курдистан, носящий конституционно провозглашенный статус федерального района, принял в 2006 году закон «Об иностранных инвестициях», закрепляющий правовой статус иностранных инвесторов на территории Курдистана.
На наш взгляд, наибольший интерес в этом отношении представляет ст. 19 названного закона, которая гласит, что «иностранный инвестор не имеет прав собственности на земельные участки, в недрах которых находятся залежи газа, нефти и других минеральных ресурсов».
Кроме того, 7 августа 2007 года правительство курдской автономии утвердило региональный закон об углеводородах, не дожидаясь принятия аналогичного федерального закона. Принятый нормативно-правовой акт открывает путь для иностранных инвестиций в углеводородную отрасль трех провинций - Эрбиль, Сулеймания и Дакук, а также на «спорных территориях» в районе Киркука.
В соответствии с курдским законом об углеводородах, региональные курдские власти вправе заключать контракты с иностранными инвесторами (к примеру, российскими) на участие в развитии своего региона, в соответствии с условиями пока еще не принятого на федеральном уровне закона об углеводородах Конституцией Ирака и заключением Федерального совета по нефти и газу.
Важно заметить, что в действующем законодательстве Ирака отсутствует четкое определение порядка разработки вновь открытых месторождений. Он, по всей видимости, должен быть определен законом об углеводородах.
Однако в Курдистане уже создано Министерство природных ресурсов и заключаются контракты c многочисленными зарубежными фирмами o разведке и добыче нефти. К примеру, с компаниями «DNO» (Норвегия), «Genel Energy» (Турция) и «Heritage Oil» (Великобритания).
По мнению курдов, их региональные законы не противоречат Конституции Ирака, которая гарантирует значительные полномочия провинциям в управлении их собственными делами. Иракский Курдистан придерживается мнения, что разработка им регионального закона о добыче нефти в Курдистане базируется на положении ст. 108 Конституции Ирака, гласящей, что нефть и природные ресурсы принадлежат иракскому народу.
Однако широкие полномочия курдского региона воспринимаются крайне негативно представителями других этнических и конфессиональных групп Ирака. Многие видят в них подготовку к созданию независимого курдского государства.
Арабы-шииты сначала выступали против излишнего усиления Курдистана, однако теперь они, видимо, все в большей степени пытаются осуществить идею создания собственного самоуправляемого региона на юге Ирака.
Такой сценарий вызывает недовольство со стороны арабов-суннитов, живущих в центральной и восточной частях страны. B особенности это связано с тем, что суннитская часть населения Ирака практически лишена нефтяных ресурсов.
Споры вокруг нефти могут резко обостриться в случае включения в состав курдского региона района Киркука.
Совершенно очевидно, что в сложившейся обстановке, когда де-юре Курдистан вправе экспортировать «черное золото» и это не вызовет недовольства центра, для российского бизнеса представляется возможным начать вести полномасштабную деятельность на севере Ирака.
Наладить диалог и показать себя
Принимая во внимание то, что деловое сообщество Курдистана мало представляет себе потенциал и возможности России, да и отечественные предприниматели пока еще мало что знают о возможностях этого района Ирака, предложим собственные соображения относительно механизмов двустороннего сотрудничества как в энергетической, так и в других сферах экономики.
Прежде всего, российской стороне следует начать вести переговоры не только с федеральной и региональной властью Ирака, но и с представителями крупного бизнеса курдской автономии. Это отнюдь не случайно. Сейчас очень важно для России налаживать сотрудничество в регионе как на политическом, так и на предпринимательском уровнях.
Во-первых, весьма конструктивный разговор с представителями курдской бизнес-элиты мог бы получиться по поводу будущего использования различных природных ресурсов, которыми богат регион. Так, в горном массиве Курдистана расположены большие залежи железной руды, вольфрама, ванадия, урана и золота.
Во-вторых, район обладает существенными резервами мощностей гидроэнергетики, что вовсе не исключает возможности строительства тепловых электростанций, работающих, например, на газе и на других энергоносителях.
В-третьих, речь может идти о строительстве железных дорог. Дело в том, что сейчас северная часть Ирака не связана с остальной территорией страны железными дорогами. Вследствие этого вопрос строительства носит не только экономический, но и политический характер: железнодорожная сеть помимо прочего помогла бы процессу реинтеграции страны.
На наш взгляд, российским компаниям уже в ближайшее время следует наиболее продуктивным образом осуществить демонстрацию своих технологических разработок, оборудования и услуг, а также завязать необходимые контакты с правительственными организациями Курдистана и наладить связи с потенциальными партнерами по бизнесу.
Однако для полноценного и конструктивного двустороннего сотрудничества крайне необходима консолидация бизнес-кругов самого Иракского Курдистана с тем, чтобы они стали партнерами в реализации совместных будущих проектов с российской стороной. Сделать это будет нелегко. Почему?
Инфраструктура региона находится в ранней стадии развития. Например, практически отсутствует банковская сеть. Иракский бизнес, работающий в Курдистане, создавая компании, находится в очень трудном положении - негде просто открыть счет.
Однако, когда банки увидят, что есть кого обслуживать, есть товарные потоки и проекты, которые надо финансировать, тогда, как представляется, ситуация изменится.
Что касается представляющих наибольший интерес для российской стороны возможных инвестиционных проектов в топливно-энергетический комплекс региона, то здесь есть свои нюансы.
Разрешив курдской стороне самостоятельное проведение операций с углеводородами, иракское правительство тем не менее в ближайшее время не будет выставлять на тендер для иностранных компаний гигантское месторождение нефти Киркук.
Стоит напомнить, что именно споры между представителями курдов и суннитов по поводу нефтяных запасов Куркук явились одним из факторов, который до сих пор не позволил принять в Ираке весьма важный закон об углеводородах, проект которого уже более 3 лет остро обсуждается в иракском парламенте.
Ввиду децентрализации Багдад пытается контролировать только нефть, целиком отдавая разработку же других ресурсов на усмотрение местных властей. Однако, если вспомнить ранее заключенные властями Курдистана двусторонние договоры, то и здесь ситуация может кардинальным образом измениться.
Таким образом, инвестиционный климат Курдистана вполне благоприятен для отечественных финансовых средств. Степень различных политических, экономических и правовых рисков, с которыми могут столкнуться потенциальные российские инвесторы, гораздо ниже, чем в других провинциях Ирака.