Сабан Кардаш, Jamestown Foundation
Получив однозначную поддержку избирателей в конституционном референдуме, правящая Партия справедливости и развития (АКП) перешла к структурным проблемам Турции, прежде всего курдскому вопросу, на основе сочетания национальных мер, а также региональной и международной дипломатии.
Разрешение курдской проблемы было одной из основных целей правительства АКП. АКП сначала искала решения этой проблемы за счет внутренних политических реформ в начале 2000-х, а также выгоды от относительного спокойствия, сложившегося в юго-восточной Анатолии, благодаря тому что РПК приостановила свою деятельность.
Однако, предоставление больших культурных прав курдов в рамках ЕС, процесс вступления Турции или разработка социально-экономической политики оказались неэффективными. Угроза сепаратистского терроризма РПК остается, так как организации удалось сохранить свои силы в безопасных убежищах в северном Ираке.
Возобновление кампании насилия РПК во второй половине десятилетия застало Анкару врасплох, вызвав бурные дебаты. Столкнувшись со смертельными атаками РПК против турецких военных форпостов с баз в Северном Ираке, АКП склонилась перед давлением и согласилась серьезно рассматривать сильные военные меры для решения этой проблемы.
Координируя свою политику с США и северными курдскими властями в Ираке, турецкая армия предприняла вторжение в Северный Ирак в поисках боевиков РПК зимой 2007-2008 годов.
Расширение сотрудничества безопасности и обмен разведывательной информацией между Турцией, США и Ираком, или расширение военных операций в Турции может положить конец террористическим атакам РПК.
Между тем, правительство АКП начало амбициозное "курдское открытие" в 2009 году, однако так и не сумело заручиться общественной и политической поддержкой для осуществления таких мер.
Плохое отношение к правительственному открытию, наряду с неприятием его РПК и прокурдских партий, привели всю курдскую инициативу к фиаско.
Правительство могло бы изменить условия дебатов только через свои умные шаги, чтобы вынести на обсуждение пакет конституционных поправок в первой половине 2010 года, утверждая, что курдский вопрос может также рассматриваться как часть более широкой "демократизации повестки дня".
Насилие РПК однако, продолжалось на протяжении весны и лета, обнажив провал турецких служб безопасности в борьбе с РПК внутри и за пределами Турции.
Эскалации конфликта удалось избежать только путем декларации одностороннего прекращения огня со стороны РПК до проведения референдума, чему отчасти способствовали некоторые организации гражданского общества.
После референдума, РПК посылают сигналы, что он возобновит свою кампанию, если турецкие силы безопасности не остановят свою деятельность, провозгласив крайний срок 20 сентября. Смертельный взрыв мины 16 сентября, в результате которого погибло девять гражданских лиц, снова разжег дебаты о борьбе с терроризмом (www.haber7.com, 16 сентября).
Хотя РПК отрицает свою причастность к атаке, это было напоминанием, что РПК остается мощной силой, которая может нанести серьезный удар по безопасности страны. РПК решила продлить период "бездействия" до этой недели, как жест доброй воли.
Кроме того, успех прокурдской Партии мира и демократии в бойкоте референдума в курдских провинциях вновь продемонстрировал, что этнические курдское движение по-прежнему пользуются существенной поддержкой в регионе и продолжают выставлять амбициозные требования больших политических прав. Действительно, представители БДП даже дошли до того, что требуют демократической автономии.
Столкнувшись с такой обоюдоострой проблемой, АКП в настоящее время ищет пути решения этой проблемы путем сложных дипломатических комбинаций. Были многочисленные визиты, осуществляемые членами кабинета и силовиками. Турецкий министр внутренних дел Бешир Аталай, был в Эрбиле в минувшие выходные, где источники в Региональном правительстве Курдистана заявили о своей поддержке борьбы Турции против терроризма и мирного урегулирования проблемы.
Он, как ожидается, в ближайшее время встретится со своим сирийским и иракским коллегам. Глава турецкой разведки, Хакан Фидан, побывали в Вашингтоне на прошлой неделе, и, возможно, посетит северную часть Ирака в ближайшее время. 28 сентября делегация США во главе с Ллойдом Джеймсом Остином, командующим американскими войсками в Ираке, посетила Турцию, чтобы обсудить совместные усилия.
Эти контакты осуществлялись в рамках совместного "плана действий", согласованного в апреле по борьбе с РПК, в результате трехстороннего механизма безопасности между Турцией, США и Ираком. Благодаря тесному сотрудничеству с США и иракскими курдами, план действий помог бы Турции принять более решительные военные меры для устранения угрозы со стороны РПК, меры против которой на сегодняшний день оказались неэффективными.
Хотя недавние инициативы также направлены на решение вопросов безопасности терроризма РПК, сотрудничество в области безопасности через трехсторонний механизм может быть вторичными по отношению к политике правительства АКП по изучению невоенного решения этой задачи в новой политической обстановке. Цель контактов каким-то образом убедить РПК расширить свое одностороннее прекращение огня, прекратить свои операции на территории Турции, и превратить свое бездействие в постоянное перемирие. После того как пушки замолчат, правительство надеется найти подходящие условия, в которых оно может решить курдскую проблему за счет внутренних политических реформ.
Вопрос в том, что будет с тысячами боевиков РПК. В этом процессе, РПК, возможно, выведет свои войска из Турции в Северный Ирак. При оптимистичном сценарии, боевики РПК могут добровольно сдаться и реинтегрироваться в гражданскую жизнь, если демократическое решение АКП будет успешно. Поскольку это маловероятно, Турция ожидает, что иракские курды и США примут меры по разоружению этих боевиков РПК и в конечном итоге ликвидации военного присутствия РПК.
Однако, учитывая неопределенность в отношении будущего Ирака и американское военное присутствие в регионе, может быть нереально ожидать, от США, или иракские курды разоружат РПК. Турции будет по-прежнему необходимо поддержание ее способности к проведению операций в Ираке, как это отражено в решении правительства о продления мандата турецкой армии. Кажется, что нет простого выбора между использованием силы и дипломатией.
Курдский вопрос доминирует в турецкой политике
1929 | 0 |